Что лучше: бетон или асфальт

Перед укладкой асфальта тщательно готовится основание. Для этого территория зачищается, вынимается грунт примерно на 15 см, засыпается щебень или песчано-гравийная смесь. Толщина основания должна быть достаточной, чтобы основное покрытие не подмывалось снизу. Обычно требуется 10–15 см подложки. После проведения подготовительных работ укладывается асфальт слоем минимум 5 см. Лучше приобретать мелкозернистый вариант, на небольшой площади он смотрится гораздо эстетичнее и обладает более гладкой фактурой. Далее устанавливаются бордюры и канализационные люки, если они попали в зону строительства. Для большей прочности возможна укладка второго слоя, но это необязательно. Все работы выполняются в течение 2 дней бригадой из 5 человек.

Прослужит такое покрытие около 10 лет при должном уходе. Каждые 3 года территорию необходимо уплотнять, используя специальные герметики. В процессе эксплуатации асфальтового покрытия выявляется небольшой, но достаточно неприятный момент: в жаркую погоду с него испаряются нефтепродукты, используемые при производстве. Также они проникают в окружающую почву вместе с дождевой водой, загрязняя приусадебный участок и нарушая его экологичность.

Что важно учитывать при выборе асфальта или бетона?

Если у вас встал выбор между асфальтовым и бетонным покрытием, в первую очередь важно знать куда и для чего будет использован материал. Бетон в нашей стране практически не используется для устройства обширных дорог, его, как правило, применяют для обустройства небольших территорий: дачные участки, тропинки, небольшие стоянки и т.д. Из этого можно сделать вывод, что выбор материала зависит от ожидаемых нагрузок и автомобильного трафика. А также не стоит забывать о ценовой политике материалов, что для большинства людей играет немаловажную роль при выборе материала.

Отличие асфальта от бетона

Основные отличия асфальтобетона и бетона заключаются в составе смеси, они же определяют и эксплуатационные характеристики, особенности работы с материалом. Асфальтовая смесь в составе включает такие компоненты: битум в качестве вяжущего, щебень или гравий, песок в роли наполнителя. В составе природного горного асфальта битума около 70%, в искусственном – от 13% до 60%.

Бетон готовится из цемента, щебня в качестве наполнителя, песка и воды. В состав смеси могут вводиться разнообразные добавки для изменения или повышения определенных характеристик – это может быть более высокая прочность, стойкость к химическим воздействиям, влаге, морозу и т.д.

Основное отличие асфальта от бетона – то, что в составе асфальта работает более гибкий и не предполагающий усадки битум, а в составе бетона – цемент (более подверженный деформациям и усадке).

Асфальтобетон как альтернатива

Асфальтобетонная смесь (АБС) и асфальт имеют в основе разные заполнители. В первом случае – это крупнофракционный щебень, а во втором – песок. В результате АБС выигрывает по показателю прочности.

Другие характеристики материалов:

  1. Заасфальтированные участки более гладкие, лучше подходят для площадок, где будут кататься на самокате, велосипеде, скейте.
  2. АБС можно укладывать при более низких температурах, чем асфальт.
  3. Асфальтобетон выдержит большую нагрузку.

Перед покупкой АБС уточняйте, щебень какой фракции использовался в качестве заполнителя (от 1000 до 1200 мм или от 800 до 1000 мм). По набору минеральных компонентов выделяют гравийные, песчаные или щебеночные асфальтобетонные смеси.

Производятся составы, пригодные для укладки при разных температурных режимах. Горячие смеси должны иметь температуру минимум + 120°C, холодным разновидностям достаточно + 5°C.

Характеристики АБС «Беатон»

Под ТМ «Беатон» выпускаются асфальтобетонные смеси с улучшенным составом. Среди сортамента интерес представляет щебеночно-мастичная разновидность, относящаяся к горячим АБС.

В ней пустоты между щебнем заполнены битумным составом, в который для улучшения прочностных характеристик замешаны минеральные добавки и дробленый песок. При застывании образуется мощный каркас, способный распределять нагрузку по всей поверхности.

Бетонирование

Бетонирование, второй по распространенности способ обустройства околодомной территории. Бетон отлично справляется с большими нагрузками, имеет повышенные показатели прочности, все работы можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов и тяжелой техники.

Преимущества бетонного покрытия

  • Долговечность – при соблюдении правильной технологии работ срок службы бетонного покрытия составит несколько десятков лет;
  • Прочность и надежность;
  • Повышенная износостойкость;
  • Стойкость к внешним воздействиям;
  • Экологичность;
  • Не требуется применение специальной техники;
  • Возможность провести работы своими руками.

Недостатки бетона

При покрытии дорожек и площадок бетоном владельцы домов могут столкнуться с определенными проблемами:

  • Бетон плохо переносит заморозку, на поверхности могут появиться трещины;
  • Поверхность пылит, поэтому требуется дополнительное покрытие праймером;
  • Уходит много времени на набор достаточной прочности – до 4-х недель (ходить можно спустя три дня);
  • Не эстетичный внешний вид;
  • Высокая стоимость работ;
  • Трудности при ремонтных работах.

В том случае возникают трещины, ремонт невозможен, придется полностью снимать всю бетонную плиту, а это понесет за собой большие затраты времени и средств.

Процесс укладки бетонного покрытия

Технология укладки бетона включает в себя следующие этапы:

  • Подготовка котлована – процесс точно такой же, как и при асфальтировании – вырыть ванну, уплотнить, уложить подушку из щебня;
  • Установка опалубки – требуется для того чтобы бетонная стяжка не растеклась и готовая поверхность получилась с ровными правильными краями. Для опалубки используется доски, ДСП или пластик. Внутрь опалубки помещается арматурная сетка и маяки.
  • Бетонирование – в подготовленную опалубку заливают раствор бетона. Можно приготовить смесь самостоятельно или приобрести готовый раствор на заводе, в том случае если участок для укладки не большой, лучше приготовить бетон своими руками.
  • Отделка – после высыхания поверхности, ее зачищают от неровностей и покрывают специальным праймером.

Бетонирование

Алгоритм монтажа такой же, как и при асфальтировании: планировка грунта и обустройство щебнево-песочной подушки, установка маяков, армирующей сетки и разделительных планок, заливка бетона. Для улицы толщину бетонной плиты делают не меньше 10 см.

Как видно, заливка бетона немного сложнее, а затраты на расходные материалы выше. При этом длительность монтажа на той же площади составит минимум 3 дня, и после завершения необходимо выждать 3 дня до затвердения бетона. Только после этого по нему можно ходить, а полную прочность наберет только через месяц.

Бетонная площадка

Преимущества бетона в том, что все этапы монтажа можно выполнить самостоятельно, тогда как для асфальтирования понадобится специальная техника. Само покрытие при правильном монтаже прочное, способное выдержать значительные нагрузки.

Но бетон считается наименее оправданным решением для обустройства территории двора:

  • Постоянное пылеобразование на бетонной поверхности тротуара. Есть специальные пропитки, которые закрепляют поверхностный слой, но этим редко кто пользуется для обустройства бетонных дорожек на улице.
  • Бетон плохо переносит циклы заморозки. Вода, попадая в щели и трещинки, при замерзании расширяется и разрушает хрупкий материал. В условиях улицы бетон может в течение 7 лет утратить целостность. Поэтому самостоятельно заливать площадку можно в том случае, если есть достаточные знания технологии.

Преимущества и недостатки покрытия из бетона

Основные плюсы бетонного покрытия:

  • Бетон прост в замешивании и надежен в эксплуатации. Покрытие из этого материала выдерживает значительные нагрузки, не деформируясь.
  • Срок службы может варьироваться от 50 до 100 лет.
  • Произвести укладку бетона на небольших площадях можно самостоятельным образом, не прибегая к помощи специалистов.
Читайте также  Перемычка над дверью газобетон

На заметку! При укладке на больших площадях лучше использовать бетон, замешанный в заводских условиях: это исключит растрескивания в местах соединения покрытия от разных замесов.

  • Ремонтные работы можно производить в любое время года.

Важно! Если необходимо произвести ремонт ям, то наличие спецтехники совсем не обязательно.

  • При нагревании бетонное покрытие не выделяет вредные вещества.
  • Широк ассортимент материалов для обустройства бетонного покрытия. Причем, производители в угоду потребителю фасуют смесь в мешки весом 25 и 30 кг.

Но и это покрытие имеет ряд недостатков, о которых стоит упомянуть:

  • Относительно высокая стоимость материалов.
  • Образование слоя пыли на поверхности бетона.
  • На покрытии могут образовываться волны вследствие значительных нагрузок.
  • В случае резкого перепада температур происходит растрескивание бетона. В результате в трещины попадает вода, которая в случае морозов замерзает, способствуя увеличению проемов и укорачивая эксплуатационный срок покрытия.

Возможно ли положить асфальт на уже имеющиеся покрытие из бетона или асфальта

В данной статье мы рассмотрим все этапы процесса асфальтирования и необходимые нормы ГОСТа, которые нужно соблюдать.

Технологические нормативы для укладки асфальта.

Весь процесс и его подробное описание мы можем прочитать в различных СНиПах, там подробно описана технология и все тонкости, которые нам необходимо учитывать. Кроме этого, мы можем подчеркнуть необходимую информацию в многочисленных сборниках нормативных актов, как технического, так и правового характера. Кроме этого, в этих источниках содержатся понятия о методе контроля качества. Если следовать всем инструкциям, то мы получим дорожные покрытия, которые выдерживают существенные нагрузки и большое количество проезжающих машин. Кроме этого, такой дороге будет не страшны погодные изменения, повышенная влажность и перепады температуры. Покрытие, сделанное по всем нормам, прослужит долгое время.

Основная технология укладки асфальта на дороги.

Приступая к процессу укладки асфальта, проще всего разделять его на несколько этапов:

  • Необходимо провести подготовительные работы;
  • После мы наносим несущий слой, который состоит из песка или щебня;
  • Приступаем к укладке покрытия;
  • По окончании укладки, мы должны произвести уплотнение полотна специальными катками, каждый из которых должен уплотнять по очереди и в своей четкой последовательности.

Нанесение асфальта на существующий асфальт.

Неоднозначный вопрос, на который необходимо ответить: возможно ли нанести асфальт на существующую дорогу? В этом пункте мы подробно ответим на него. Сперва, нам нужно посмотреть на уровень износа покрытия и оценить, насколько сложной будет новая укладка. Если мы руководствуемся стандартами ГОСТ, то мы можем произвести ремонт небольших повреждений ямочным методом. В таких случаях мы используем холодный битум.

Когда мы понимаем, что речь идет о работе большого масштаба, то, целесообразно воспользоваться холодной фрезеровкой. Такая методика подразумевает несколько этапов:

  • Мы удаляем верхний пласт;
  • Делаем укладку нового слоя.

Работы такого формата требуют определенных погодных условий. В соответствии с нормами ГОСТ, необходима сухая погода, без осадков. Температура окружающей среды — от +10 С, температура основания — от +5 С, а, кроме этого, нужно проконтролировать степень влажности воздуха.

Методики восстановление асфальта.

Когда нам необходимо сделать капитальный ремонт дороги, то применяется «восстановление» дорожного полотна. Когда мы работаем по этой методике, то выделяем следующие стадии:

  • Мы чистим старое покрытие поливомоечной машиной;
  • После этого планируем слой щебня грейдером;
  • Трамбуем слой щебня
  • Укладываем и утрамбовываем свежий слой горячего асфальта с помощью катка;
  • Как заключительный этап, необходимо пройти швы и стыки со старым асфальтом горячим битумом.

Если мы видим, что дорожное полотно в приемлемом состоянии или имеет равномерную степень износа, мы проводим дополнительное наращивание полотна дороги. Эта процедура проводится методом наложения свежего асфальта на старый слой.

Возможности укладки асфальта на бетон.

Если у нас бетонное основание, то мы используем бетонное основание, как замена щебеночного слояи. Если дорогу сделать по такому методу, она прослужит дольше и будет отличаться дополнительной износостойкостью.

Среди преимуществ асфальтобетона, мы особо хотели бы выделить:

  • Высокую сопротивляемость нагрузкам;
  • Поверхность, которая отличается гладкостью, но при этом не имеет скользящего эффекта;
  • Высокую степень контактности и надежное сцепление с колесами машин.

Также, мы бы хотели подчеркнуть, что такое покрытие на бетонном основании отлично подходит для нанесения разметки, которая запланирована надолго.

Предварительный этап работы

Перед тем, как осуществлять основные работы, следует подготовить поверхность. Будем делать в несколько этапов:

  • Очищаем бетон
  • Заполняем ямы
  • Проливаем битумную эмульсию

Смеси асфальтобетона, используемые при покрытии. Материалы для асфальтирования на бетонной основе.

Что представляет собой асфальтобетон? Эта смесь является результатом смешивания разных видов битума. Среди них выделяют битум с примесями песка, гравия и щебенки.

Для нижнего слоя используют крупнозернистый пористый либо плотный асфальтобетон.

Для верхних слоев дороги используют мелкозернистый плотный асфальтобетон типов А,Б, на граните, габбро, а также щебеночно-мастичную смесь (ЩМА-15, ЩМА-20).

Для тротуарных покрытий, дворовых территорий используют мелкий асфальт на основе песка, так называемый “песчаник” — мелкозернистый плотный асфальтобетон тип Г.

Технология укладки покрытия.

Мы знаем, что главным критерием качественного покрытия, которое будет отличаться износостойкостью и прослужит долгое время является непрерывность процесса и минимальное время проведения работ. Для осуществления этих условий, нам нужно по возможности обеспечить равномерную и непрерывную подачу самого материала. Также, нам нужно соблюдать температурный режим. По ГОСТу, смесь из битума не должна остывать ниже 105 °С.

Укладка производится с применением асфальтоукладчиков с шириной плиты, необходимой для оптимальной ширины проходки. Трамбовать слой асфальтобетона должны катки разного типа: гладковальцовые, комбинированные, с пневмоколесами, осцилляторы.

Бригада дорожных рабочих должна иметь в распоряжении хороший современный инструмент, в том числе титановые волокуши/грабли/гладилки, ни в коем случае не деревянные или магниевые.

Подводя итог, мы хотим заметить, что укладка нового покрытия на имеющийся асфальт вполне возможна при соблюдении соответствующей технологии.

Заливка двора бетоном на асфальт

Хотелось бы узнать, можно ли мне залить двор бетоном, но двор заасфальтирован, и асфальт не убирается? Как это можно сделать?

Александр, Краснодарский Край.

Привет, Александр из Краснодарского Края!

Когда делают дороги федерального уровня по тем участкам, где уже были какие либо покрытия, то основа под ними полностью освобождается от всех наслоений. Только после этого производится укладка новых компонентов. (Песчаногравийной подушки, щебня, асфальта или бетона, в зависимости от требуемых характеристик.)

В частных домовладениях при реконструкции внутренних дворов и площадок такое производится крайне редко, поскольку связано с большим объемом дополнительных работ. Да и нагрузка на дорожное покрытие несравненно ниже, чем на площадках и трассах, где она максимальная за счет прохождения по ним колоссального объема автотехники.

Так что смотрите сами. Если площадь двора не имеет ярко выраженной склонности к проседаниям, а вы за те годы, что живете здесь, досконально знаете это, то вполне допустимо делать бетонную стяжку поверх асфальта. По крайней мере таковое часто встречается у многих хозяев.

Читайте также  Деревянное перекрытие в доме из газобетона

Поверхность асфальта тщательно очищают от мусора, земли и прочих наслоений. Делается опалубка по периметру двора. И заливается бетонная стяжка, если это будет бетон марки М200, то вполне приемлемо.

Стяжку следует в обязательном порядке проармировать сварной сеткой по всей площади. Если по двору в дальнейшем постоянно не будет передвигаться тяжелая техника типа гусеничных тракторов, то прочность покрытия будет соблюдена.

Практически технология бывает следующей — после подготовки поверхности асфальта заливается (по участкам в несколько квадратных метров, чтобы проще было разравнивать) бетон слоем около 5 сантиметров. Потом укладывается сетка с нахлестом или связкой (сваркой) ее краев. Устанавливаются деревянные компенсационные рейки из черепного бруска или обрезной доски через каждые полтора метра примерно. Толщина элементов около 25 миллиметров.

Древесина пропитывается в два слоя праймером или битумной мастикой.

Заливается сверху сварной сетки дополнительный слой бетона около 5 сантиметров. Дерево реек должно выглядывать на поверхность стяжки.

И они со временем не дадут образовываться многочисленным трещинам по площадке двора.

Если все таки на площадку будет большая нагрузка, то стяжку можно сделать не в 10 сантиметров, а в 15 толщиной.

Чтобы на стяжке не скапливалась дождевая вода, следует сделать уклон для ее стока. Он в наших краях чаще всего делается в стороны от центра стяжки.

/А вот по воспоминаниям моего отца из того еще 1945 года, немецкие бауэры-крестьяне в своих поместьях делали уклон в центр двора со стоком в водоотводную трубу. Весьма благоразумно./

Строительство в Москве и подмосковье

Широкий спектр строительных услуг.
Фундамент, стены, перекрытия, кровля, под ключ!

Другие вопросы по теме садовых и тротуарных дорожек:

Тротуарные дорожки

Площадки

Дороги

Задать вопрос Семенычу (автору материалов)

Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел — забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.

Ремонт квартир в Москве и подмосковье

Широкий спектр ремонтных работ.
Профессиональные мастера.