БАРЕЛЬЕФ ДЕРЕВО НА СТЕНЕ

Работа выполняется с использованием гладкой декоративной штукатурки и гипсовой шпатлевки при помощи мастихина.

Первое что мне нужно было сделать — это перенести изображение на стену.

Изображение переносится при помощи рулетки, линейки по предварительному эскизу, ставятся основные точки и уже потом рисуется само изображение, создается его контур, который потом будет заполняться шпатлевкой, штукатуркой и будет по этому контуру формироваться будущий рельеф.

Контур наносится при помощи водоэмульсионной краски и кисти без использования карандаша.

Барельеф сосны: cтволы, ветки

В этой работе я создаю небольшой рельеф, так в дальнейшем будет вестись работа цветом и фактура будет выявляться именно благодаря цвету.

Мне же нужно создать небольшой объём для того, чтобы в дальнейшем вытянуть передний план.

Всё изображение выполняется на декортативном покрытии.

Для выполнения фактуры сосны я использую гладкую шпатлевку на гипсовой основе.

При помощи мастихина закладываю фактуру, характерную настоящей сосне.

Сначала выполняется фактура больших элементов – это стволы.

Затем уже идет работа над ветками.

При формировании веток важно учитывать плановость расположения их на стволе дерева, то есть сразу учитывать – какая ветка будет на переднем, какая на дальнем плане, так же выкладываются все коряги, сучки.

Формирую барельеф ветки сосны

Ветки сосны не являются гладкими по своей природе, поэтому нанесение рельефа не обязательно производить очень четко, сохраняя какие-от ровные, строгие контуры, рельеф наносится достаточно живо.

Пусть будут присутствовать какие-то небольшие неровности, зазубринки, не нужно стремиться делать гладкие веточки.

При создании рельефа важно следить за толщиной веток.

Надо учитывать, какая будет основной, а какие будут дополнительными.

Так же важно посмотреть еще на натуре как будут прикрепляться ветки маленькие к основной.

При необходимости ветки можно сделать толще.

Для того, чтобы наиболее точно передать характер веток сосны нужно рассмотреть ветки вживую и там же подготовить для себя какие-то фотографии, наиболее удачные элементы, которые вы потом можете использовать в своей работе.

Формирую барельеф иголок сосны

Для создания иголок – я использую ту же самую декоративную штукатурку, которая и является основой и нанесена на все стены.

Благодаря этому получаются очень мягкие переходы в стену.

Для создания рисунка я использую все тот же мастихин, наношу на небольшую плоскость декоративную штукатурку и начинаю формировать рисунок, создавая имитацию иголок сосны.

Здесь важно учесть расположение иголок, их характер и также не забывать о том, что иголочки где-то перекрывают друг друга и то, что они располагаются как бы цилиндрически, то есть они перекрывают ветку и мы в дальнейшем будем видеть не плоскую ветку, а уже объёмную.

Не стоит бояться и проявлять излишнюю аккуратность.

Именно благодаря такой живости наша сосна будет смотреться реалистично.

Фактура иголок в готовом изображении будет подчеркиваться при помощи цвета.

Формирую барельеф шишек сосны

Из этой же гладкой декоративной штукатурки я формирую шишки, расположенные на переднем плане.

Здесь важно набрать небольшую толщину и просто задать рисунок, имитирующий характер настоящей шишки.

В последующем будет уже производиться доработка именно при помощи цвета.

Помните о том, что местами шишку могут перекрывать иголки.

Для формирования правильного образа сосны очень хорошо помогают заранее подготовленные фотографии, по которым может вестись работа.

Если вы что-то подзабыли, то всегда можно в них заглянуть для того, чтобы наиболее четко передать реалистичность будущего образа.

Гипс — материал воплощения барельефа

Из каких материалов лучше выбирать барельефы для интерьера? Одним из оптимальных вариантов является гипс. Он точно передаёт скульптурный объёмный рельеф, справляясь с решением всех декоративных задач. Вопросы экологии барельефа из гипса так же на высоте. Материал натуральный и обладает исключительно положительными свойствами. К тому же он совершенно не горюч и не выделяет никаких вредных испарений. Поверхности рельефа можно придать гладкий или фактурный характер. Лепной гипсовый барельеф просто поддаётся окраске и художественному декорированию поверхности. Плотная и крепкая структура материала вполне достаточна для его использования в интерьере. Если стоит задача сделать лепнину ещё более прочную по своим характеристиками, то это вполне выполнимо. Используются специальные повышенные по крепости марки гипса. Стандартом качества является применение скульптурного гипса марки Г16. Что такое марка гипса Г16? Это высокопрочный гипс. Почему высокопрочный? Потому что он имеет такую молекулярную структуру, которая поглощает меньше воды при изготовлении из него лепнины, и детали получаются очень крепкими. Высокопрочный гипс отличается тонкостью помола, что позволяет предать при литье все мельчайшие детали и выполнить отливку, полностью копирующую прототип. Для достижения дополнительной прочности гипсовых барельефов при их производстве в раствор вводятся дополнительные пластификаторы. Это позволяет дополнительно уменьшить расход воды и её содержание в изделии, что существенно увеличивает крепость декоративной лепнины.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Инструменты

Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:

  1. для нанесения шпатлевки;
  2. для удаления излишков материала корректировки рельефа.

К первой группе относятся:

  • металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
  • пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
  • шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;

Инструменты второй группы:

  1. мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
  2. скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
  3. столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
  4. кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.
Читайте также  Нужно ли шпаклевать гипсокартон под плитку

В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.

Какие материалы и инструменты нужно подготовить

Создание объемной композиции требует приобретения некоторых материалов: одни из них продают в художественном, другие – в строительных магазинах. Там же есть все необходимые инструменты.

Список инструментов и материалов, необходимых для самостоятельного создания барельефа:

  • простой карандаш, ручка, фломастер или маркер;
  • кисти;
  • трафареты;
  • эскиз рисунка;
  • мастихины;
  • пленка из полиэтилена;
  • шпатель;
  • нож или резак;
  • наждачная бумага;
  • кельма;
  • грунтовка;
  • емкость для заготовки смеси;
  • скотч (малярный);
  • скребки;
  • губки абразивные – несколько штук разной степени жесткости;
  • цветные колеры или краска;
  • гипс, шпатлевка (из глины), глина или алебастр;
  • перчатки.

Чтобы сделать объемную конструкцию на стене можно выбирать любой из нижеприведенных материалов:

  • глина;
  • алебастр;
  • гипс;
  • шпатлевка;
  • штукатурка (декоративная или гипсовая).

Какие есть виды барельефов?

— Сюжетные – это где центром является картина.

— Орнаментальные – узорчатые рисунки.

— Сплющенные – барельеф ненамного отходит от стены

— Живописные – изображения с небольшими элементами природы.

— Многоплановые – долгий процесс работы со многими элементами и материалами, где обычно выходит несколько барельефов.

— Облицовочные – по изображения ничем не отличаются от орнаментального вида, просто их создают во время облицовочных работ.

Крепление барельефа

Ваш барельеф готов. Теперь дело остается за малым – вам нужно прикрепить творение к стене. Для этого нужно очень тщательно выровнять стену и прикрепить к ней рейки-маячок, чтобы барельеф получился ровным. Тонкие плиты можно крепить с помощью специального клея непосредственно на стену. Для слишком толстых и массивных изделий лучше сделать небольшое «гнездо» в стене.

Далее барельеф нужно отшлифовать, прогрунтовать и декорировать так, как вам хочется. Проще всего просто вскрыть изделие лаком или слоем однотонной краски. Но можно и проявить больше творчества, покрасив барельеф разными цветами.

Технология создания барельефа — вариант 1

Первый вариант создания объемного изображения — изготовление объемных плит с последующим креплением на стену.

Весь процесс создания барельефа своими руками мы постарались укомплектовать в как можно более простую, но в то же время, подробную инструкцию. Вам осталось лишь поэтапно следовать нижеописанным шагам.

1. Из фанерных реек, собирается форма, в которую далее будет заливаться раствор для основы. Форму можно создать из любых материалов, высота стенок должна быть не более 3-4 см. Если у вас небольшое изображение, то в качестве формы можно взять и коробку из под конфет, главное чтобы для изображения хватило площади формы.

2. Форма застилается полиэтиленовой пленкой. Тщательно следите за тем, чтобы на этой пленке было минимум складок. Чаще всего, раствор готовят на основе гипса или штукатурки, но иногда мастера добавляют в эту смесь клей ПВА. Используя дрель с насадкой или строительный миксер, необходимо размешать смесь до получения консистенции жидкой сметаны. Раствор заливают в форму и оставляют сохнуть на 10-12 часов.

3. Далее, с помощью карандаша следует нарисовать планируемое изображение на большом холсте бумаги. Если изображение слишком большое, его можно составить из нескольких частей. Не стоит сразу же пытаться нарисовать сложные формы, если у вас нет художественных навыков. Лучше начать с простых силуэтов и по мере рисования пытаться добавлять детали. Также, можно напечатать понравившийся вам рисунок с помощью принтера.

4. Теперь берем прозрачную пленку, накладываем на рисунок и переносим на нее изображение. Будьте аккуратными, чтобы не порвать материал под давлением ручки или карандаша.

5. На подготовленную ранее плиту необходимо нанести слой шпаклевки и разровнять. Затем подождать 15-20 минут, пока он немного затвердеет и можно приступать к обрисовке рельефа. Приложите трафарет из пленки на слой шпаклевки и еще раз обведите все контуры и детали твердым карандашом. Таким образом вы получите детальное рельефное изображение уже на поверхности шпатлевки.

6. Этот этап самый трудозатратный, так как именно сейчас проделывается работа по созданию объема. Слой за слоем наносится шпаклевка и обрезается различными мастерками. Так же, после нанесения каждого слоя, их нужно обработать шкуркой. После того, как вы полностью сформируете объемный рисунок, плиту можно перенести на стену.

7. Прежде чем приступить к установке барельефа на стену, ее необходимо подготовить. Для этого ее нужно очистить от старой отделки, а имеющиеся неровности исправить шпаклевкой, тщательно выровняв поверхность. На месте будущей плиты нужно выбить «гнездо» под нее. Глубина и размеры гнезда должны соответствовать толщине и размерам плиты. Вся поверхность обрабатывается грунтовкой, теперь ее нужно оставить просохнуть.

8. Финальным этапом является установка плиты с барельефным рисунком в «гнездо». Для этого на стену и на плиту наносится клей «жидкие гвозди» или «дракон» (но лучше подбирать специальный клей для гипса), плита вставляется в стену, а промежутки между плитой и стенами заделываются шпаклевкой. В конце, с помощью все той же шпаклевки, исправляются дефекты поверхности, если необходимо, барельеф на стене раскрашивается водоэмульсионными или акриловыми красками.

Таким образом можно создавать различные объемные узоры и картины.

Материалы и инструменты для выполнения барельефа на стене

Если вы хотите сделать без труда барельеф на стене своими руками, то необходимо запастись обязательными материалам инструментами, чтобы работа была эффективнее. Помимо подготовки основного материала (гипс, штукатурка, алебастр и.т.д) желательно при себе иметь:

  • Емкость для замеса материала будущего барельефа;
  • Трафарет или переведенный эскиз;
  • Письменная принадлежность (маркер, карандаш, ручка. Понадобится для отметок по эскизу);
  • Всевозможные губки из абразива;
  • Шпатель;
  • Кисточки (можно даже нескольких размеров);
  • Ножи и ножницы;
  • Скотч;
  • Наждачная бумага;
  • Инструменты для создания объемных изображений (если возможно приобретения мастихинов нет, то гипс можно и скатать в руке, прикрепить и выровнять непосредственно на стене).
  • Молярный скотч.