Как спустить воздух из батареи; способы для разных типов конструкций

Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Проведение ремонтных работ

Обнаружив признаки наличия воздуха в системе отопления, не стоит сразу приниматься избавляться от него. Сначала проверяют контур на целостность и герметичность. Ведь если имеются протечки, проблемы будут продолжаться.

Утечка теплоносителя

Утечка теплоносителя — потери жидкости, которые происходят из-за неплотных соединений и повреждений контура.

Фото 1. Протечка в трубе отопительной системы. Подобная неполадка может стать причиной плохой работы конструкции отопления.

Возможные места утечек и способы устранения:

  1. Участки труб. Для прекращения течи используются хомуты, холодная сварка. Если труба пластиковая, заменяется весь отрезок.
  2. Места стыков частей системы — уплотняются. Используется сварка.
  3. Неплотное соединение секций радиатора. Придётся снимать батарею и затягивать соединения (на алюминиевой). Чугунные радиаторы проклеивают тканью с эпоксидной смолой.

Это трудоёмкая часть работы по подготовке системы к отопительному сезону. Но сделать это необходимо, иначе можно остаться без тепла зимой.

Постоянная потеря теплоносителя приведёт к нестабильной работе системы.

Особенность системы тёплых полов

Наличие тёплого пола усложняет систему, воздух в петлях пола выгнать непросто.

Пробки воздуха появляются по причине:

  • уменьшения давления;
  • сильного нагрева теплоносителя;
  • образования протечки;
  • нарушения герметичности соединений;
  • ошибок, сделанных при монтаже (неровная поверхность, уклон трубы, ошибки в организации коллектора);
  • неграмотного первого запуска системы.

Чтобы система правильно запустилась, воздух из неё стравливают до включения котла и нагрева теплоносителя.

Если тёплый пол — основное средство получения комфортной температуры, то воздух в нём допускать нельзя.

Внимание! Обычная система работает, даже если там находится воздух. КПД понизится, но тепло все равно будет поступать. Когда в контуре появился воздух, то пол перестанет греть — причиной тому служат сложная укладка и малый диаметр трубопровода.

Выгонка воздуха из контура пола — длительный процесс:

  1. На коллекторе включается только один контур.
  2. Нагнетается давление выше рабочего (на 15—20%).
  3. Запускается циркуляционный насос на малых оборотах. Для заполнения контура отводится некоторое время, чтобы теплоноситель вытеснил воздух. Затем активизируется следующий контур, так один за другим медленно заполняются все ветки, идущие через коллектор.
  4. Процесс длится нескольких дней. Его повторяют, пока не выйдет весь воздух.
  5. Это проделывается с холодным теплоносителем, нагрев включается только по достижении уверенности, что воздух полностью вышел.

Справка. При установке системы полезно подумать об оснащении напольного контура сепаратором — устройством для автоматического вывода воздуха из труб.

Частота обновления теплоносителя

Жидкость — важная составляющая отопления, которую требуется правильно эксплуатировать.

Периодическая замена необходима, но не стоит этим злоупотреблять. Оптимальный срок годности жидкости в трубах — 12 месяцев при условии обязательного слива системы.

Синтетические теплоносители: пропиленгликоль, этиленгликоль остаются в системе до 7—8 лет.

Фото 2. Канистра с синтетическим теплоносителем для отопительной системы. Данное вещество служит дольше, чем обычная вода.

Концентрация синтетических соединений в составе жидкости удлиняет срок годности теплоносителя. Но если нет необходимости использовать антифриз, то можно обойтись простой водой.

Время замены подскажут фильтры грубой очистки: если они не нуждаются в промывке и замене, то вода в системе также пригодна, менять её не нужно.

Это важно, потому что каждая свежая порция жидкости — свежий набор солей и примесей, кислорода, который с новыми силами вступает в реакцию с внутренними поверхностями, оседая на них наслоениями, постепенно снижающими эффективность системы.

Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость, без примесей и активных веществ. То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы.

Если радиаторы засорились, то снимать их для очистки можно, не сливая, достаточно просто перекрыть вентили.

Последствия завоздушенности отопления

Если вовремя не спустить пробку, длительный контакт с кислородом негативно повлияет на металл, и он может покрыться окалиной, и начаться разрушение. Помимо этого, завоздушенность системы влияет на циркуляцию воды, в результате чего перегреваются некоторые места и слабо нагреваются иные.

Существуют различные способы по стравливанию газа, и приоритет тому или другому следует отдавать в зависимости от выбора теплоносителя. А также, от способа циркуляции воды в системе: естественно или принудительно.

Читайте также  Самодельный мотоблок

В результате чего используется воздушный клапан, позволяющий спустить воздушную пробку из радиатора или кран Маевского.

Почему происходит завоздушивание?

Герметичность отопительной системы не уберегает ее от проникновения воздуха. Такие «заторы» очень часто сопровождают начало отопительного сезона, или мешают радиаторам работать в полную силу в первые дни после запуска системы. Причин, провоцирующих эту неприятную ситуацию, есть несколько. Воздух попадает в батареи тем или иным способом. Его появления можно ожидать в нескольких случаях:

  1. Система частного дома спроектирована либо реализована не совсем корректно. Например, не предусмотрены уклоны труб, не соблюдена горизонтальность радиаторов, неправильно сделаны петли, которые к тому же не имеют автоматических клапанов. Такие участки становятся постоянными «камнями преткновения», поскольку выгнать из них воздух во время запуска воды довольно проблематично.
  2. Жидкость, неподготовленная должным образом (из неглубокой скважины, колодца), вступает в реакцию с металлическими, алюминиевыми сплавами. Благодаря этому взаимодействию выделяется кислород. Небольшое количество воздуха может поступать через пластиковые стенки батарей: не спасает от проникновения даже кислородный барьер.
  3. Попадание воздуха вместе с водой. Большинство хозяев частных домов при заправке радиаторов действует практично и логично. Они пополняют запас воды в батареях из водопровода. Жидкость из него уже содержит достаточное количество кислорода.
  4. Ремонт, сопровождающийся разборкой элементов трубопровода и спуском воды, приводит к тому же результату. Если в мембране расширительного бака появляются микротрещины, то воздух мгновенно пользуется открывшейся лазейкой.
  5. Микроскопические протечки. Они часто остаются незамеченными, так как вытекающая жидкость быстро испаряется. В это крохотное отверстие тут же начинает поступать воздух, который замещает потерянный объем воды.

В загородных домах с закрытой или открытой системой воздух попадает в межсезонье. В многоквартирных домах с централизованным теплоснабжением он приникает либо вместе с теплоносителем, либо в момент запуска в начале сезона. На самом деле, точную причину выяснить сложно, но этого и не требуется. Зная, как выпустить воздух из батареи, задачу легко решить в большинстве случаев.

Чугунные батареи

Кран Маевского упрощает работу, но далеко не на всех батареях присутствует такое удобное приспособление. Например, на чугунных вариантах чаще можно встретить обычную заглушку, закрученную на паклю и покрытую краской. Убрать ее проблематично. Конечно, можно посетить соседей снизу или сверху, у которых предусмотрен кран Маевского на радиаторе — так можно будет получить доступ к теплоносителю. Но такое не всегда представляется возможным.

Придется прибегать к «дедовскому» методу. Потребуется тазик, ведро и много ненужных тряпок. Пробку голыми руками даже можно не стараться открутить, нужно взять разводной ключ. Не лишним будет и растворитель краски, наверняка заглушка присохла за длительный срок намертво. Дальше действуют по инструкции:

  1. Наносят на заглушку растворитель, выжидают двадцать минут.
  2. Проводят по резьбе разводным ключом, пока заглушка не станет поддаваться. Должен раздаться звук выходящего воздуха.
  3. Когда звук затихнет, нужно намотать на заглушку новый слой «фумки», вставить ее на прежнее место. Если требуется — подкрасить место стыка.

Чтобы не переживать об обогреве комнаты в зимний период, надо просто своевременно осуществлять удаление воздушных пробок, мешающих нормальному движению теплоносителя. Результатом будет теплая, уютная атмосфера в доме даже в самые сильные морозы.

Как спустить воздух с батареи отопления краном Маевского

Перед стравливанием воздуха, под кран Маевского лучше поставить какую-то ёмкость (таз или ведро), а сам кран чем-нибудь накрыть. (при стравливании воздуха под давлением могут вылетать брызги воды).

  1. Направьте отверстие, находящееся на корпусе крана, в таз или другую приготовленную емкость. Важно как можно ближе поднести емкость к крану, во избежание брызг на стены и пол.
  2. Специальным ключем для крана Маевского либо плоской отверткой начните против часовой стрелки откручивать запорный винт на корпусе клапана. Важно: поворачивайте ключ очень плавно
  3. С шипением и характерным звуком начнет выходить воздух.
  4. Держите кран в открытом положении до тех пор пока весь воздух не выйдет и вода не польется неприрывно тоненькой струйкой.
  5. По часовой стрелке плавно закройте кран ключем.

Ручные воздухоотводчики или краны Маевского

Изобрел кран сантехник по фамилии Роев, а другой более ловкий мастер, по фамилии Маевский, запатентовал изобретение. Обычным способом сливать воду через большие отверстия в радиаторах было не экономично для котельных, так как граждане использовали горячую воду из радиаторов для личных нужд. Например, для стирки белья или мытья автомобиля.

Кран Маевского – это механический агрегат, представляющий собой болванку с резьбой 1/2 или 3/4 дюйма с крошечным отверстием посередине и уплотнительным кольцом из резины. Иногда его еще называют игольчатый клапан воздухоотводящий. Он крепится на радиатор с помощью футорки (втулки с наружной резьбой). Кран устанавливается на верхнюю часть радиатора или полотенцесушителя.

Кран Маевского устанавливается на верхнюю часть радиатора

Чтобы начать выпускать воздух из отопительной системы откручивают отверткой конусообразный винт крана против часовой стрелки и дожидаются легкого шипения и капель или струек воды – воздух пошел. Если шипение закончилось, это не значит, что процесс завершен. Лучше еще подождать некоторое время, а затем закрутить кран.

Спуск воздуха из радиатора отопления.

Совет. Сильно откручивать кран не нужно, так как напор воды может не позволить закрутить потом его обратно. При проведении манипуляций важно не забыть положить тряпку рядом с батареей. Не лишним будет обратить внимание на то, чтобы отверстие не было направлено на стены, так как появится угроза порчи отделки помещения.

Цена крана Маевского 60–100 руб. Некоторые фирмы предлагают модели, стилизованные под старину, их цена достигает 1200 руб.

Кран Маевского стилизованный под старину

Первое с чего стоит начинать, это определить зону ответственности. Если радиатор оборудован отсекающими кранами то за функциональность радиатора по закону отвечает собственник. Если кранов нет то управляющая компания.

Если отекающих кранов на батарее нет то лучше самостоятельно не пытаться спускать воздух. Во первых это опасно – ели что то пойдет не так, без отсекающих кранов вы не сможете отключить радиатор от стояка и потоп в этом случае обеспечен. И зачем все это нужно? Когда можно позвонить в жек и потребовать привести радиатор в рабочее состояние, напомнив им о том что кранов на радиаторе нет.

Если на вашем “завоздушенном” радиаторе установлены отсекающие краны то их нужно перекрыть и спокойно заняться установкой крана Маевского.

Сам кран маевского выглядит так

Так выглядит радиатор в который установлен кран Маевского.

Это был мануальный воздухоотводчик – который нужно вручную – спецключом или отверткой открывать для спуска воздуха из радиатора. А есть еще и автоматические радиаторные воздухоотводчики.

[themify_col grid=”2-1 first”]

Вот например

[/themify_col] [themify_col grid=”2-1″]

Или вот такой

Подробнее.. о том какие бывают автоматические воздухоотводчики.

Стоит отметить что не всегда получается заменить глухую радиаторную пробу на футорку из за ржавчины. Проделывается подобная процедура только при отключенном отоплении – на опустошенной батарее. Обычно пробки и футорки на старых чугунных радиаторах приржавевшие и для того что бы их выкрутить понадобится немало слессарных изхишрений. В результате успешной операции по выкручиванию пробки из чугунной батареи мы сможем увидеть старую пробку на место которой вкрутим новую футорку предназначенную под кран маевского.

Читайте также  Гидроизоляция жидким стеклом форум

В результате, после сборки батареи получится конструкция оснащенная краном которым можно спускать воздух в любое время. При помощи простой отвертки.

Вообще можно спускать воздух из старых чугунных радиаторов без крана маевского даже при помощи дрели – сверлением отверстия в верхней части самой крайней секции завоздушенного радиатора,либо в верхней чугунной пробке. Которую в дальнейшем (после спуска воздуха) можно легко заглушить, вкрутив в это отверстие простой саморез, обмотанный льном с пропиткой герметика либо сантехничекой гидропастой или фум лентой (кому как нравится). Это самый дешевый и как не странно, безопасный способ убирания воздуха из радиатора, который нет возможности оснастить краном маевского по причине невозможности отключения и слива стояков отопления или из за того что все гайки проржавели и ничего уже невозможно разобрать.

В общим все перечисленные способы развоздушки батарей, не могут быть реализованы без отключения их от работающей системы отопления. Но это все слишком сложно и затратно. Одна только согласовка разрешения в ДУКе, на отключение стояка отопления может при неправильных действях и до суда довести…

Но не будем о грустном.. Мы значит имеем старую чугунную батарею с вероятнее всего приржавевшими чугунными пробками на которых и в помине не было никаких кранов маевского и которые нельзя пытаться откручивать для того что бы спустить воздух через резьбу не получится (можно только на новых, на старых опасно) и что тогда остается? Остается тупо взять в руки дрель и специальный шуруп, но об этом в следующей статье.