Мотоблок своими руками из подручных средств

Мотоблок своими руками из подручных средств

Если вы житель сельской местности или заядлый дачник, то рано или поздно у вас родится идея механизировать свой труд. На сегодняшний день рынок может предложить массу готовых решений для выполнения широкого спектра работ. Их единственным недостатком является дороговизна.

Самый популярный сельскохозяйственный агрегат – мотоблок как помощник в любой работе от вспашки до уборки урожая. Он может быть бензиновый, дизельный или электрический. Далее пойдет речь о том, как сделать мотоблок своими руками при минимальном вложении средств.

Область применения

Преимущество мотоблока заключается не только в его низкой стоимости, но и в повышенной маневренности, что позволяет производить работы на таких участках, где трактор просто не сможет пройти по габаритам. С его помощью можно обрабатывать делянки размером всего в один квадратный метр.

В зависимости от установленного дополнительного оборудования мотоблок используется для проведения тех или иных видов работ на земельном участке. Легкие модели обычно комплектуются инструментом для прополки и фрезой. Более тяжелые экземпляры уже могут использоваться для вспашки, окучивания и покоса.

На тяжелый мотоблок допускается установка следующих приспособлений:

  • грабли;
  • косилка;
  • борона;
  • плуг;
  • прицеп;
  • фреза;
  • снегоочиститель.

При помощи такого устройства, если добавить к нему сиденье и прицеп, можно перевозить различные грузы весом до 300 кг на небольшие расстояния. Его активно используют для посадки и сбора картофеля, других сельскохозяйственных культур. Мотоблок выступает в роли незаменимого помощника при очистке больших участков от снега, бурения и удобрения почвы.

Агрегаты с электроприводом

При обработке небольших земельных участков хорошим подспорьем может стать культиватор на электроприводе. Наиболее популярной является промышленная модель «Крот». Как правило, электрокультиватор имеет меньшую мощность, а его использование ограничивается шнуром электропитания. Но все же данная техника весьма популярна среди дачников. При этом многие умельцы предпочитают изготавливать самодельный электрокультиватор своими руками.

Принцип работы

Силовым агрегатом электрокультиватора является электродвигатель, который передает крутящий момент на фрезу колесного типа или другой элемент землеобработки через редуктор. Органы управления техникой располагаются на руле. Чаще всего электрокультиваторы одноколесные

Необходимая глубина рыхления почвы достигается за счет нажима на ручки руля и регулировки высоты сошника. Как правило, она составляет около 25 сантиметров, чего достаточно для культивирования почвы.

Вторая жизнь мясорубки

В качестве основы для самодельного электрокультиватора можно использовать любой электродвигатель, рассчитанный на 220 В, но чаще всего умельцы применяют силовой блок и редуктор от электрической мясорубки.

Единственно, что придется сделать — сбить рабочую насадку и установить на ее место вал (чаще всего для этих целей берут расточенный лом). К валу крепятся колеса-грунтозацепы с ножами, которые легко разбивают и рыхлят землю.

Но в качестве силовых блоков могут применяться и другие виды электротехники, поэтому, если есть желание поэкспериментировать со сборкой электрокультиватора своими руками, чертежи подобной техники можно легко найти в интернете.

Originally posted 2018-04-18 12:20:21.

Если изготовить мотокультиватор своими руками, фермер сможет не только повысить эффективность возделывания земель, но и существенно сократить финансовые затраты, сэкономив на покупке магазинного приспособления. При этом для успешного выполнения поставленной задачи потребуются подходящие заготовки, инструменты, материалы.

Чаще всего в качестве основы для подобного рода приборов используется различная техника, предусматривающая наличие двигателя внутреннего сгорания, хотя существуют и электрические вариации устройства. Изучая, как сделать своими руками мотоблок, необходимо отметить, что самыми популярными вариантами представляется использование:

  • бензопилы;
  • мотоцикла;
  • электрическая мясорубка.

Каждый вариант предусматривает свои особенности, нюансы, в связи с чем заслуживает отдельного рассмотрения. Продукция на основе ДВС представляет собой оптимальное соотношение мощностно-функциональных возможностей, ввиду чего пользуется значительно большим спросом со стороны потребителей, нежели электрические аналоги.

Электрокультиваторы отличаются меньшей мощностью, более сложной процедурой изготовления, однако по своим функциональным возможностям они полностью идентичны бензиновым аналогам.

Выясняя, как сделать самому культиватор с ДВС, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Изготавливается рама с колесами, к которой закрепляются ручки.
  2. Монтируется двигатель, а также охлаждающее оборудование. Необходимость дополнительного охлаждения обусловлена низкой скоростью движения агрегата.
  3. Установить редуктор, закрыть механизмы для защиты.

Алгоритм сборки электро-аналога практически идентичен, что позволяет без труда изготовить изделие по чертежам. Раму устройства можно изготовить из ненужной строительной тачки либо стальной трубы с сечением не менее 3,2 см. При этом к ней потребуется прикрепить колеса для свободного передвижения по территории.

Рекомендации специалистов по изготовлению мотокультиватора

Наиболее популярным вариантом основы для самодельного мотокультиватора представляется старая мототехника. Подобная переделка считается оптимальной возможностью подарить устаревшим, неисправным транспортным средствам новую жизнь, ведь двигатели от мотоцикла идеально подойдут для этой задачи.

При этом предпочтение следует отдавать двухтактным силовым агрегатам, хотя возможно использование и более совершенных 4-х тактных модификаций.

Бензиновые изделия представляются оптимальным вариантом для культиватора, поскольку они отличаются мобильностью, а также высокой мощностью.

Важно отметить, что трансмиссия готового приспособления напрямую зависит от комплектующих, которые планируется использовать для его изготовления, а также предполагаемого функционала техники. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение зубчатой модификации трансмиссии, поскольку она применяется повсеместно и отличается легкостью монтажа.

Планируя выяснить, как сделать самодельный мотокультиватор, мастер может отдать предпочтение прочим вариантам КПП, среди которых упоминания заслуживают следующие виды трансмиссии:

  • комбинированная, предполагающее наличие зубчато-червячных передач;
  • цепно-ременная либо зубчатая;
  • гидроредуктор — более продвинутый, но дорогой вариант исполнения в сравнении с механическими аналогами.

Если предполагается модернизация электроприбора, следует отметить, что для неё могут использоваться любые виды двигателей, работающие от электроэнергии, рассчитанные на напряжение в 220 В.

Необходимые материалы и инструмент для сборки

Для того чтобы успешно собрать подобного рода приспособление, необходимо заранее обзавестись необходимым инструментом для сборки, а также материалами. Кроме того следует предварительно изучить чертежи выбранной модели устройства, что позволит не допустить ошибок при его сборке, а также внести в конструкцию необходимые коррективы.

В качестве двигателя для устройства следует взять мотор от мопеда, мотоцикла, скутера либо бензопилы. Если планируется сделать электрический вариант культиватора, следует обзавестись мотором от мясорубки или другой мощной техники. Вне зависимости от разновидности прибора потребуется найти редуктор, который снизит частоту вращения до нужных значений.

Для сборки мастеру потребуется стандартный набор инструментов. Если раму предполагается изготавливать из нескольких составных элементов, настоятельно рекомендуется воспользоваться сварочным аппаратом. Это позволит гарантировать прочность соединений, а также длительный срок службы самодельного агрегата даже при интенсивной эксплуатации.

Чертежи устройства

Как было сказано ранее, в процессе изготовления необходимо руководствоваться чертежами, что позволит избежать досадных ошибок. При этом они являются лишь примером варианта исполнения культиватора, поскольку конструкция конкретной модели может значительно отличаться и зависит от используемых материалов и оборудования.

Мотоблок: поиск остальных запчастей

Заимствование двигателей у легкового транспорта удобно тем, что соответствующая техника может наличествовать нужными редуктором и трансмиссией. Тогда энтузиасту остается подогнать колесное шасси и раму под «механику» и силовую установку, а не наоборот, что гораздо трудней.

Читайте также  Красивые диваны фото

Для изготовления колес, которые выдержат мотоблок, можно использовать:

  • Тормозные барабаны;
  • Автомобильные диски «Жигули».

Сооружаем мотоблок по инструкции от Архипова

Конструктивные особенности агрегата

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки

Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга

Как это все дело работает – видео пример

Наглядный пример применения мотоблока:

Прицеп для мотоблока своими руками

Самодельный мотоблок можно использовать не только для обработки грунта, но еще и для перевозки грузов. Чтобы не тратиться на заводскую конструкцию, многие создают прицеп собственными руками. Самодельный прицеп для мотоблока создается в несколько этапов:

  • Сначала необходимо сделать колеса. Изготовить их самостоятельно достаточно сложно, поэтому лучше всего использовать колеса от легкового автомобиля или мотоколяски. Для прицепа необходимо достать всего 2 штуки.
  • После этого нужно сделать водило, оно состоит из нескольких элементов: поворотного корпуса и дышла. Данные элементы соединяются друг с другом при помощи сварки. Водило соединяется с рамой таким образом, чтобы корпус шарнира оказался внутри трубчатого корпуса рамы прицепа. Конструкция фиксируется при помощи болта около упорного кольца.
  • На следующем этапе происходит создание подножки и водительского кресла. Это осуществляется с использованием доски, которая имеет толщину 20 мм. Если хочется сделать сидение более удобным. Стоит использовать уже готовое пластиковое кресло. Такое изделие является достаточно дешевым и позволяет сократить время создания прицепа для мотоблока.
  • На следующем этапе создается рама прицепа. Изготовление данной части конструкции является достаточно сложным процессом, перед началом которого стоит заранее составить чертеж. Для создания рамы может быть использована труба, имеющая круглое или прямоугольное сечение. Оптимальный диаметр составляет около 60 мм. Все части рамы свариваются в прямоугольник или квадрат. Стоит отметить, что более устойчивой считается квадратная конструкция. Такой прицеп будет устойчив на территории с холмами и спусками. Это объясняется тем, что нагрузка на конструкцию распределяется равномерно.
  • После этого создается колесная основа. Для нее необходим стальной стержень, диаметр которого равен 30 мм. Длину стержня необходимо рассчитать таким образом, чтобы колеса не выходили из-за обводов кузова. Созданный колесный мост соединяется с корпусом продольного шарнира т лонжероном при помощи сварки.
  • Борта прицепа и днище сколачиваются из досок, толщина которых составляет 20 мм. Углы конструкции из дерева усиливаются металлическими изделиями. Крепление досок производится при помощи саморезов. Чтобы защитить материал от вредителей и гниения, его необходимо покрыть масляной краской. Чтобы прицеп был более удобным, задний борт делается откидным.

    При желании можно создавать различные самоделки из мотоблока. Часто из описываемого агрегата создается мини трактор. Для того чтобы обладать надежной техникой, не обязательно приобретать самый лучший агрегат, ведь собрать подобную конструкцию можно из имеющихся материалов. Представленное ниже видео позволяет увидеть самодельную конструкцию в действии.

    Читайте также  Керамогранит на стенах

    Прицеп для мотоблока своими руками

    Самодельный мотоблок можно использовать не только для обработки грунта, но еще и для перевозки грузов. Чтобы не тратиться на заводскую конструкцию, многие создают прицеп собственными руками. Самодельный прицеп для мотоблока создается в несколько этапов:

    1. Сначала необходимо сделать колеса. Изготовить их самостоятельно достаточно сложно, поэтому лучше всего использовать колеса от легкового автомобиля или мотоколяски. Для прицепа необходимо достать всего 2 штуки.
    2. После этого нужно сделать водило, оно состоит из нескольких элементов: поворотного корпуса и дышла. Данные элементы соединяются друг с другом при помощи сварки. Водило соединяется с рамой таким образом, чтобы корпус шарнира оказался внутри трубчатого корпуса рамы прицепа. Конструкция фиксируется при помощи болта около упорного кольца.
    3. На следующем этапе происходит создание подножки и водительского кресла. Это осуществляется с использованием доски, которая имеет толщину 20 мм. Если хочется сделать сидение более удобным. Стоит использовать уже готовое пластиковое кресло. Такое изделие является достаточно дешевым и позволяет сократить время создания прицепа для мотоблока.
    4. На следующем этапе создается рама прицепа. Изготовление данной части конструкции является достаточно сложным процессом, перед началом которого стоит заранее составить чертеж. Для создания рамы может быть использована труба, имеющая круглое или прямоугольное сечение. Оптимальный диаметр составляет около 60 мм. Все части рамы свариваются в прямоугольник или квадрат. Стоит отметить, что более устойчивой считается квадратная конструкция. Такой прицеп будет устойчив на территории с холмами и спусками. Это объясняется тем, что нагрузка на конструкцию распределяется равномерно.
    5. После этого создается колесная основа. Для нее необходим стальной стержень, диаметр которого равен 30 мм. Длину стержня необходимо рассчитать таким образом, чтобы колеса не выходили из-за обводов кузова. Созданный колесный мост соединяется с корпусом продольного шарнира т лонжероном при помощи сварки.
    6. Борта прицепа и днище сколачиваются из досок, толщина которых составляет 20 мм. Углы конструкции из дерева усиливаются металлическими изделиями. Крепление досок производится при помощи саморезов. Чтобы защитить материал от вредителей и гниения, его необходимо покрыть масляной краской. Чтобы прицеп был более удобным, задний борт делается откидным.

    При желании можно создавать различные самоделки из мотоблока. Часто из описываемого агрегата создается мини трактор. Для того чтобы обладать надежной техникой, не обязательно приобретать самый лучший агрегат, ведь собрать подобную конструкцию можно из имеющихся материалов. Представленное ниже видео позволяет увидеть самодельную конструкцию в действии.

    Советы профессионалов, как сделать мотоблок своими руками

    Идеальным выбором мотора для самодельного мотокультиватора станет движок от мотоцикла «Иж» или бензопилы «Дружба» или «Урал», они достаточно мощные и иногда даже требуют понижения усилия.

    Одна из самых продуманных конструкций принадлежит Валентину Архипову, в интернете доступны схемы и видео компоновки разных его агрегатов и адаптеров к мотоблоку. На основе его разработок можно развивать собственный проект по сборке мотоблока своими руками.


    Для присоединения различного дополнительного оборудования и прицепов лучше всего подойдет шарнирное соединение, оно придаст маневренность общей конструкции.

    Для того чтобы при выполнении мотоблока своими руками лучше чувствовать габариты и избежать заноса при движении под нагрузкой, плуг делают со смещенной, относительно движения аппарата, осью.

    Для автоматической регулировки глубин вспахивания плуга удобно применять специальную регулируемую рейку, ограничивающую и выравнивающую движение инструмента во время вспашки.

    С помощью установки дополнительной звездочки и передачи движения привода на щетку можно успешно расчищать территорию от листьев и снега.

    Сборка мотоблока – дело непростое и требует навыков и умений. Но ничего непреодолимого в этом нет. Используя базу технической литературы, а самое главное, советы с форумов любителей самодельной техники, практически любой человек сможет собрать агрегат для дачных нужд по своим желаниям и потребностям.