Сандуновские бани

Сандуновские бани

Это детище супружеского союза актеров Силы Сандунова и Елизаветы Урановой. Сила был первым комиком на русской сцене, а Елизавета обладала голосом чистым, как хрусталь. Но в историю они вошли постройкой бань. И хотя в Москве было 60 бань, Сандуновские были самыми известными. Среди московских купеческих невест даже была традиция ездить в Сандуны перед свадьбой.

После смерти Силы Сандунова бани несколько раз меняли владельцев, пока не перешли в руки купца Ивана Фирсанова.

Его дочь и единственная наследница Вера Фирсанова вместе с мужем Алексеем Ганецким решила перестроить старые бани. Тогда и настал золотой век Сандунов. Ганецкий нанял архитектора Фрайденберга для перестройки здания и проработки интерьеров. В результате к 1895 году между Звонарским и Сандуновским переулками появился целый банный комплекс. Здесь все было свое: электростанция (третья в Москве), артезианская скважина для получения более чистой воды, водокачка на берегу Бабьегородской плотины. Москвичи говорили, что таких бань мир еще не видел.

Сандуны поражали посетителей: просторные, чистые, освещенные тысячью электрических лампочек помещения с прекрасной вентиляцией и американскими водяными фильтрами.

В вестибюле посетителей встречало кассовое окошко теремочком и бронзовые светильники в виде обнаженных мужских фигур. А дальше — мрамор, гранит, фарфор.

«Дворянское» отделение Сандуновских бань имело неслыханные в то время удобства: работали опытные банщики, стояли мягкие диваны, был устроен бассейн со стеклянной крышей и роскошный буфет. Прихоти богатой публики исполняли беспрекословно. Например, дамы могли посещать бани со своими собачками.

В Сандунах работала парикмахерская, прачечная, читальня. А «простонародное» отделение было еще и своеобразной поликлиникой, где лечили от всевозможных болезней, а парильщики заменяли массажистов в то время, когда и слова такого Москва не знала.

В Сандунах были и дешевые, по 5 копеек, и средние, по 10, и дорогие, по 50 копеек, отделения. Отличались они лишь вместимостью и богатством интерьера. Качество услуг было везде эталонным. Были также отдельные кабинеты с платой до 10 рублей.

Федор Шаляпин любил петь в Сандунах, так как ему нравилась здешняя акустика. Поэтому по вторникам сюда ходили «на Шаляпина». А в мыльне сохранилась скамейка с подписью Маяковского. Он был очень брезглив и не позволял кому-то еще сидеть на ней.

Сандуновские бани не закрывались в советское время и продолжают работать сейчас.

Помещения высшего мужского разряда сохранили оригинальную отделку. Каждое из них оформлено в своем стиле: рококо, готика, классицизм, мавританский. В отделке использовали норвежский и итальянский мрамор, кафель и напольную плитку из Англии, Германии и Швейцарии.

Увидеть Сандуны можно и в кино. Особой популярностью пользуется бассейн, некогда крытый стеклянной крышей и украшенный статуей Посейдона. В советское время крышу сделали металлической, а бога моря заменили пионерами в трусиках. Им на смену пришел юный амуроподобный владыка морей.

История

Артисты придворного театра царицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова в честь своей свадьбы получили от императрицы щедрый подарок – коллекцию бриллиантов. Предприимчивый Сила Николаевич продал драгоценные камни и на вырученные деньги приобрел земельный надел у реки Неглинная. На этом участке он планировал построить доходный дом, однако затем изменил решение в пользу возведения банного комплекса. Строительные работы были завершены в 1808 г.

Впервые в России мужские и женские бани были разделены, посетители мылись в комфортных условиях – в отдельных номерах, обставленных лучшей мебелью. Сила Сандунов стремился угодить всем гостям, например, дамам разрешалось проносить в бани своих собачек.

Слава и популярность Сандуновских бань сыграли с основателем дурную шутку. Супруга Силы Николаевича, Елизавета Уранова, посчитала, что ее денежный вклад в предприятие был больше, а доходов она получает меньше. В итоге брак распался, а Уранова стала полноправной владелицей бань: благородный Сандунов отдал бывшей супруге это имущество.

На протяжении XIX века владельцы бань постоянно менялись. Здание постепенно ветшало, популярность комплекса падала. В 1890 г. здание приобрела богатая наследница В. Фирсанова, супруг которой, А. Гонецкий, решил полностью перестроить устаревшие Сандуны, вернув им былую славу. Гонецкий решил превратить бани в настоящий дворец с полным спектром банных и оздоровительных услуг. Он посетил Турцию, Финляндию, Италию, изучая технические и архитектурные особенности бань.

Вернувшись в Россию, Гонецкий вызвал в Москву из Вены гениального архитектора Б. Фрейденберга. В 1896 г. москвичей пригласили на открытие новых Сандунов. Как писали газеты того времени, событие вызвало небывалый ажиотаж: на Неглинную улицу пришли десятки тысяч людей.

Перед глазами изумленной публики предстал невероятный дворец, сочетающий множество стилей, начиная от барокко и заканчивая классицизмом. Совершенство фасадов подчеркивалось совершенством внутреннего убранства и инженерных систем. Гонецкий применил все актуальные на тот момент технологические новшества.

Воду из Москва-реки очищала фильтровальная станция американского производства: после очистки эту воду можно было пить без малейшей опаски. Водопроводная система Сандуновских бань тянулась от Храма Христа Спасителя до Неглинной. На трубах крепились рукава с кранами – их можно было использовать при пожаре сразу в нескольких местах центра Москвы.

Гонецкий уделил особое внимание гигиене. Сандуновские публичные бани стали примером строжайшего исполнения санитарных нормативов. Еженедельно все помещения чистили, промывали, сушили.

В банях была реализована система водонагрева с помощью мазута – все конкуренты Сандунов использовали для этих целей каменный уголь. Бани освещались тысячей электрических лампочек, запитанных от автономной электростанции.

Еще одна ключевая особенность Сандуновских бань – великолепные интерьеры. Архитектор Б. Фрайденберг пригласил для оформления внутренних помещений академика художеств С. Калугина. Гонецкий не поскупился на дорогие материалы: финский мрамор, итальянский и немецкий кафель, швейцарскую плитку.

В отличие от других бань, в Сандунах гостям предлагались индивидуальные, полностью обставленные номера. В самых шикарных номерах ценой в 5 руб. было по 5 комнат: будуар, гостиная, баня, парилка и раздевалка. Небогатые граждане могли снять номер с ванной за 40 коп.

В женской части Сандуновских бань находилась шикарная раздевалка в версальском стиле. В помещении были устелены ковры, стояла мягкая мебель, на стенах – огромные зеркала. Украшением комнаты занимался известный художник Август Томашки. Из раздевалки дамы переходили в мыльную комнату с бассейном и мраморными скамейками.

Мужское отделение было оформлено в стилистике рококо, а раздевалка – с стиле готики. Посетители могли не только помыться, но и почитать книгу в салоне-гостиной, постричься. В атриуме мужского отделения располагался большой бассейн со стеклянной крышей.

Во времена СССР Сандуновские бани нещадно эксплуатировались. Старинные интерьеры быстро ветшали. В 1944 г. власти Москвы провели реконструкцию комплекса, включавшую восстановление фасада, внутренней отделки, ремонт инженерных коммуникаций. Кроме того, в это время в декор Сандунов были внесены элементы советской эстетики.

В 1991 г. Сандуновские бани были признаны памятником архитектуры Москвы.

Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также  Электрод для пайки алюминия

Актёрский роман и влюблённый граф

Основателями Сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила Сандунов и Елизавета Уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф Безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с Силой. Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.

Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она протянула жалобу императрице. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала Силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.

В феврале 1781 года сбылась мечта молодых — Лиза стала Сандуновой. Однако графа это не остановило, он решил продолжать добиваться взаимности от девушки. Он задаривал ее дорогими подарками, в том числе и бриллиантовыми украшениями. Чтобы быть подальше от навязчивого ухажера, молодая парочка решила сменить место жительства и перебралась в Москву. Однако условия, в которые они попали, были далеки от идеальных.

Новые московские бани

Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название Сандуны.

Вот так в 1808 году появились первые Сандуновские бани. В то время на строение смотрели как на чудо. Владелец постарался предусмотреть все. Во-первых, здание было каменное, что предохраняло его от пожара (а в то время в Москве пожары были частой проблемой). А внутри было три отделения — «дворянское», «простонародное» и «купеческое». Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, везде присутствовали не только «мыльные» комнаты, но и парилки.

К зданию подвели водопровод. На работу приняли самых опытных банщиков и слуг. А в буфете продавали различные напитки. Это заведение кардинально отличалось от других московских бань. Молодая супруга попросила мужа вместо предбанника делать раздевальные залы, которые были в несколько раз больше предбанников, а в престижных отделениях даже зеркала и диваны установили. Клиенты получили возможность не только помыться, но и пообщаться в приятной обстановке.

Не паром единым.

Спустя год, начали формироваться «банные» клубы. Новшество быстро приобрело популярность, и в Сандунах уже собирались представители Английского клуба. Иногда туда же заходил и Пушкин. Банщики хорошо знали этого клиента. Он любил хорошо попариться, затем погрузиться в ледяную ванну и вернуться в парилку. Один банщик не всегда справлялся с потребностями поэта, и через некоторое время его сменял другой работник бани.

Для молодых девушек Сила Николаевич тоже придумывал различные развлечения. Несколько шаек, изготовленных из серебра, пользовались у дам особой популярностью. Из них мылись молодые невесты перед обручением. Считалось, что эти шайки сделал Сандунов специально для своей супруги. А вот еще одна услуга, которая была не менее востребована богатыми дамочками. Приезжая в Сандуны они брали с собой своих маленьких собачек, которых прислуга мыла вместе с ними.

Новая история Сандунов

В конце XIX века Сандуновские бани перешли в руки новых хозяев — Гонецких. В этот период заведение переживает второй подъем. Алексей, новый владелец, превращает их в шикарные трехэтажные дворцы, настоящие залы развлечений. Интерьер в банях был собран со всего света. Многие приходили не только помыться, но и посмотреть на эту красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, Чехов, Шаляпин. Причем Федор Иванович говорил, что парилка чудотворным образом действует на его голос, и помогает восстанавливать связки после выступлений.

Посещать Сандуны могли не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу и за 5 и за 50 копеек, в зависимости от желаний и возможностей клиента. Отделение для бедных не было столь совершенным, но там тоже присутствовали зеркала, мягкая мебель и прочие украшения. А вот мочалку и веник в бане можно было получить бесплатно.

Простолюдины часто посещали заведения далеко не ради развлечения, именно там они лечили различные заболевания. Здесь можно было сделать массаж или получить услугу зубного врача.

В период революции многие клиенты Сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно утратило свою популярность. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например «Броненосец Потемкин» был снят именно в бассейне Сандунов. В этих банях Юрий Кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих «Мастера и Маргариты».

И в заключение.

В заключение стоит сказать, что на материалах владельцы бань никогда не экономили: плитку везли из Англии и Германии, а мрамор – из Италии. На богатство и затейливость тоже не скупились: банные покои декоратор Калугин и архитектор Фрейденберг превратили в череду великолепных стилизаторских этюдов. В залах бань можно увидеть и рококо, и неорококо, и неоготику. И это больше, чем просто купеческий шик. Именно такие банные заведения в то время появлялись в столицах Европы, владельцы и создатели Сандунов в 1896 году действительно пересмотрели все западные образцы жанра. Вот только в Париже или Вене никому в голову не придёт говорить о том, что публичные бани – одна из главных городских достопримечательностей. Тогда как Сандуны уже более века считают национальным достоянием.

После долгих лет забвения Сандуновские бани, самые известные публичные бани в России, были восстановлены в своём прежнем великолепии. Расположенные недалеко от Кремля 100-летние бани пользовались популярностью у членов компартии. Сегодня они стали излюбленным местом встреч бизнесменов и не бедных людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Современные Сандуны, что это

За более чем 200 лет существования банный комплекс разросся практически на добрую половину квартала. Адрес бани Сандуны изменился с когда-то дремучей периферии на центр Москвы:

  • Центральный административный округ, Мещанский район;
  • Станции метро Пушкинская или Тверская;
  • Комплекс зданий по ул. Неглинная, строения 7-14.

В огромной застройке Сандуновских бань имеется лишь одно небольшое отделение коммерческого банка, все остальные здания входят в состав парильно–банного памятника архитектуры.

История

Создание

Актеры придворного театра императрицы Екатерины II Сила Сандунов и Елизавета Уранова на бриллианты, подаренные по случаю их свадьбы императрицей, приобрели участок земли по реке Неглинной для строительства жилых кварталов и магазинов. Но вскоре решение было изменено в пользу устройства бань. В 1808 году строительство было завершено [2] .

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова. Супруга Сандунова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем ее мужа. Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название [2] .

Читайте также  Как резать оргстекло в домашних условиях

Реконструкция

В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой (её именем названа подмосковная Фирсановка). Вторым мужем Фирсановой стал сын генерала Николая Ганецкого офицер Алексей Ганецкий. Именно он подал идею построить на месте старых бань новые, вернувшись из поездки по баням Европы от Турции до Ирландии [1] .

Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 года [3] .

Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трехэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии [2] .

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса» [3] .

Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов [2] .

«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский. С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы [4] .

Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!

Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех.

Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?

Подробнее о бане «Сандуновские бани»

Высший мужской разряд:
Цена билета на вход (на 2 часа) с 8:00 до 20:00 — 1800 рублей
После 20:00 стоимость билета — 2160

Второй высший мужской разряд:
Цена билета на посещение бани (2 часа) — 1500

Первый мужской разряд:
Цена билета на посещение бани (2 часа) — 1200

Высший женский разряд:
Цена билета на посещение бани (3 часа) — 1500

Первый женский разряд:
Цена билета на посещение бани (3 часа) — 1000

Сандуновские бани стали популярными еще с момента основания. Они славятся хорошим качеством обслуживания, и впечатляющим внутренним убранством. При желании можно снять номерную баню, арендовать кабинку, взять напрокат банные принадлежности, и воспользоваться услугами парильщика и мойки.

Названы бани в честь основателя — актера Силы Николаевича Садунова. Он был большим любителем бань, и в 1808 году открыл свою собственную. Под одной крышей было несколько бань: мужские, женские и отдельные кабинеты.

Владельцы бани постоянно менялись, и в один прекрасный момент ее было решено снести, и отстроить заново. Строительство знакомой нам бани было завершено в 1896 году. Тут красиво оформили залы, сделав росписи и лепку на стенах и потолке, поставили мраморные скамьи, по уникальной технологии возвели печи. Сегодняшний интерьер максимально приближен к первоначальному. В некоторых местах обновили плитку, положили современные ковровые дорожки и поставили различные чуда новой техники, вроде автомата для одевания бахил.

В Сандуновских банях три мужских зала, два женских, несколько душевых, есть бассейн. Последний — настоящая кинозвезда. Он мелькал в фильмах «Мастер и Маргарита», «Полицейская академия», «Красная жара», «Броненосец Потемкин», «Ты мне, я — тебе» и «Олигарх».

Кормит и поит посетителей — работающий при бане ресторан. Красоту помогают навести в салоне красоты, а чистоту — в прачечной.

Перед посещением лучше позвонить — в бане может не оказаться свободных мест. Зимой по выходным и вовсе можно попасть в многочасовую очередь на вход.

Бани в кинематографе

В различных частях сандуновских бань снимались фильмы:

  • «Броненосец „Потёмкин“» (в бассейне)
  • «Александр Невский» (в бассейне)
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (в фильм вошел дубль эпизода, переснятый позднее в павильонах Мосфильма)
  • «Старый новый год» (сцена в номере с бассейном)
  • «Красная жара»
  • «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара)
  • «Брат-2»
  • «Маросейка, 12» (фильм 4 — «Сын»)
  • «Белое золото»
  • «Статский советник» (сцена в бассейне с номером)

«Олигарх» сцена с генералами

Современность

В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов. Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени [2] .

В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной. Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ». Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению [3] .

В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы [2] .

Бани в кинематографе [ | ]

В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы:

  • «Броненосец „Потёмкин“» (в бассейне)
  • «Александр Невский» (в бассейне)
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (в фильм вошел дубль эпизода, переснятый позднее в павильонах «Мосфильма»)
  • «Старый Новый год» (выход героев из бани)
  • «Красная жара»
  • «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара)
  • «Брат-2»
  • «Маросейка, 12» (фильм 4 — «Сын»)
  • «Олигарх» (сцена с генералами)
  • «Белое золото»
  • «Статский советник» (сцена в бассейне с номером)