Драчевый напильник – 8 секретов ухода, тонкости выбора и использования

Это я хорошо запомнил со школьных лет, когда мы проходили слесарное дело. Нам раздали детали и задания. Нужно было довести заготовки до определенного размера, с помощью измерительных приборов выяснить, на какую величину должна деталь «похудеть». А главное, правильно назвать и выбрать инструмент. Одна девчонка прогуливала труд, пришла, ничего не понимает. Учитель ее спросил, если она потеряет маникюрный набор, можно ли будет использовать напильник? Она ответила: «Да», он говорит: «Ну, попробуй» – и дал ей самый большой напильник, с полметра длиной, она его еле в руках удержала.

Каждый умелец отлично знает всю гамму этих простых, можно сказать дедовских, но необходимых инструментов – напильников. Особенно часто они используются при работе с металлом, в гараже или на даче, при ремонте квартиры. Подгонка деталей по размеру, зачистка от ржавчины, окалины, заусенцев, наконец, шлифование до зеркального блеска, – все эти операции мы выполняем с помощью напильников.

Типы насечек для напильников

Форма и размер насечки определяют применение напильника для воздействия для тех или иных материалов, эффективность снятия материала заготовки (скорость опиливания) и чистоту получаемой рабочей поверхности.

Одинарная насечка

Как правило, изготавливается под углом около 70 градусов к продольной оси инструмента, реже — под углом 45 градусов, например, в напильниках для снятия заусенцев при токарных работах. Позволяет снимать широкую стружку. По частоте применения располагается на втором месте. Одинарная насечка обычно производится под углом около 70 градусов к продольной оси инструмента, реже — под углом 45 градусов, например, в напильниках для снятия заусенцев при токарных работах. Снимает широкую стружку с обрабатываемого материала. По частоте применения занимает второе место после двойной насечки, так как уступает ей по скорости опиливания. Поскольку одинарная насечка оставляет существенно более гладкую поверхность, чем двойная, то, в первую очередь она применяется в тех случаях, когда важна чистота поверхности, например, при заточке режущих кромок. Также она применяется для работ, при которых высокая скорость опиливания не нужна или нежелательна, например, для снятия заусенцев при слесарных и токарных операций. При этом одинарная обычно производится и на боковые стороны плоских напильников с двойной насечкой. Там просто недостаточно места для качественной двойной насечки.

Двойная (перекрестная) насечка

Является главным видом, применяемым в данном инструменте. Она состоит из основной, глубокой насечки, нанесенной под углом около 70 градусов к продольной оси, и вспомогательной, мелкой насечки, нанесенной с увеличенным шагом поверх основной, под углом около 45 градусов к этой же оси инструмента. Поскольку при нанесении второй насечки режущие кромки, сформированные первой насечкой, разбиваются на отельные участки, шаг и наклон вторичной насечки подбираются таким образом, чтобы при прямом движении напильника эти небольшие режущие кромки перекрывали друг друга, не оставляя заметных бороздок. Тем не менее, качество поверхности, которое остается после напильника с двойной насечкой, гораздо хуже, чем после напильника с одинарной насечкой. Т.е. двойная насечка превосходит одинарную насечку по эффективности, но уступает по качеству поверхности.

Насечка «Oberg»

Это также двойная насечка, но с большим разбросом в 2 – 3 раз дополнительной насечкой. Она получает промежуточное место между одинарной и двойной насечками. Применяется в подобном инструменте, но сравнительно редко.

Диагональная насечка «Wasa»

Производится нанесение под углом в 45° к оси напильника. Применяется в некоторых заточных напильниках. Сформированная при поддержке подобного напильника режущая сторона обладает свойствами «микропилы» и воздействует по некоторые материалы более эффективно, чем обычная гладкая режущая кромка.

Полукруглая насечка

Применяется только в рихтовочных полотнах (см. ниже) и приняла от них название «Pansar».

Обдирочная насечка

Это глубокая прямая одинарная насечка, с наклоном к оси инструмента около 45°. Применяется в больших ( от 200 мм и выше) напильниках. Чаще ее делают волнообразной, с редкой поперечной насечкой, как у напильника. Иногда называется «диагональной» или «фрезерованной».

Обдирочная и полукруглая насечки имеют много общего, включая технологию изготовления (зубья в полотне выфрезеровываются). Для них характерна высокая и острая (т.н. «агрессивная») форма зуба, резко повышающая скорость опиливания. Но такая форма зуба не столь прочна, как у обычной одинарной или двойной насечки (хотя она и прочнее, чем у рашпильной насечки). Стойкость инструмента существенно зависит от точности соблюдения режимов термической обработки. Как следствие, нередко наблюдается брак — даже у достаточно «именитых» производителей. Многие производители ручного инструмента с такой насечкой рекомендуют их для опиливания практически всех материалов, включая и закаленную сталь. Однако при опиливании твердой стали и чугуна стойкость этих напильников низкая, даже при их правильной термической обработке.

Как и одинарная, и обдирочная, и полукруглая насечки оставляют за собой относительно качественную, гладкую рабочую поверхность.

Рашпильная насечка формируется острыми и высокими зубьями, расположенными на рабочей поверхности в шахматном порядке. С ними соседствуют впадины, в которые попадает снятая стружка. Инструмент с этой насечкой называются рашпилями. Они предназначены для опиливания поверхностей низкой прочности (дерево, пластмассы и отдельные цветные металлы).

Размер насечки измеряется для напильников числом режущих элементов (зубьев) на 1 сантиметр длины, для рашпилей — числом зубьев на 1 квадратный сантиметр. Для напильников с обдирочной насечкой и рихтовочных обычно указывается число целых зубьев на 1 дюйм длины.

Драчевая, личная и бархатная насечка

Во всем мире применяется качественная классификация напильников по числу зубьев на сантиметр с учетом длины полотна. Большинство производителей выпускает наиболее употребительные модели напильников одинаковые по форме и длине, но с насечкой разного размера. Обычно предлагаются три градации по размеру насечки, которые называют драчевая (самая грубая), личная (средняя) и бархатная (мелкая). Но, естественно, что напильник небольшой длины, например, 1 00 мм, применяется для более тонких работ, чем напильник длиной 300 мм. И для первого из них драчевой, личной и бархатной могут называться, например, насечки с шагом 17,22 и 28 зубьев на см, соответственно, а для второго это будет 8, 11 и 1 4 зубьев на см. Получается, что бархатная насечка напильника длиной 300 мм грубее, чем драчевая насечка напильника длиной 100мм.

В любом случае речь может идти только о приблизительном соответствии. В таблице 7-13 это соответствие показано для напильников длиной от 100 до 350мм.

Соотношение между числом зубьев на сантиметр, длиной напильников и их классификацией на драчевые, личные и бархатные.

Число зубьев на сантиметр для напильника длиной:

Драчевой напильник

Музыка Драчевых Напильников

Музыка драчевых напильников
Аборт
Мы идем пить квас
Завтра будет тот же день
Московский вокзал
Мы будем тут
Игра в любовь
Радиолюбитель
Инвалид нулевой группы
Марш энтузиастов II

Музыка драчевых напильников

Автор текста: Ф. Чистяков, А. Платонов

Я просыпаюсь каждое утро
и мой будильник звенит.
За окном птицы поют мне свои песни
И радио что-то мне говорит.

Я достаю свой засохший бутерброд
И ем его запивая водой.
Я все на свете могу забыть,
Кроме тех мгновений когда я с тобой.

Я опять пойду на эту работу
И буду болванки точить, как дурак.
По ржавым железкам напильником буду водить
Драчевым, пока кровь не ударит мне по мозгам.

И от этой драчевой работы
Все забыл и лишь помню тебя,
И слышу музыку
Драчевых напильников.

И все время я мыслю лишь о тебе.
В голове моей нет места для зла.
Но вот ты входишь ко мне
Вся цветущая, как весна.
И слышится музыка!

Мне приятно быть всюду с тобой,
Со своей прекрасной женой.
Мы лежим с тобой на солнечном пляже
И нам так хорошо,
И мы слышим музыку
Драчевых напильников!

Аборт

Авторы текста: А. Платонов, Ф. Чистяков

Прошли лето и осень,
Прошла зима.
В твои двери снова стучится весна —
Ты садишься на поезд
И едешь на курорт
Твой папа работал,
А мама спала.
Ты этого часа со страхом ждала,
Теперь отступаешь и хочешь сделать аборт.

Припев:
Дискотека зовет и сидеть дома влом.
И что скажут друзья и люди кругом.
Разлетится тусовка, прощай домашний комфорт.
Свободу твою тоже надо купить.
Папа вкалывал много, он сможет платить.
Ты славно попрыгала, а теперь будет аборт.

Дочки-матери слишком тупая игра.
Скоро кончится холод, наступит жара.
Будет черное море, Шевроле и теннисный корт.

Ты отбрасываешь все «против» и «за»,
Твои мысли ясны, в глазах бирюза.
Тебе страшно и снова ты хочешь
Сделать аборт.

Мы идем пить Квас

Автор текста: Ф. Чистяков

Я канцелярская крыса, без работы всегда
У меня целый день — обед и всю неделю — среда
Свои последние деньги я проел еще вчера
И на моей балде протерлась дыра

От получки до получки я надеюсь на аванс, а-а-а
И пью холодный ква-ас, oh yeah!
Ква-ас, oh yeah!

Я иду среди огней больших городов
Мимо модных ресторанов, дискотек и цветов
Мимо деловых красавиц и красивых дельцов
Вспоминая отрывки розовых снов

Жизнь, конечно, хороша, но в кармане — ни шиша, а-а-а
Мы идем пить квас, oh yeah!
Квас, oh yeah

Завтра будет тот же день

Автор текста: А. Николаев

Завтра будет тот же день,
Завтра будет тот же день,
Крепчает вода,
Завтра будет жутко лень
Завтра будет страшно лень
Как и вчера.

Ненавидя болтовни,
Будем мы сидеть, как пни.
Таков наш долг.
Только тихо, не ори.
Ты хозяин — ты вели,
Не в этом толк.

Много ль надо для тепла,
Что бы крепче жизнь была
Всегда с тобой.
И в руках не будет зла
У поющих до гола.
Не будь тупой.

Лучший способ быть слепым,
Лучший способ быть слепым —
Закрыть глаза.
Будешь добрым или злым,
Проживешь куском своим,
Коль будешь «за».

Московский вокзал

Автор текста: А. Гущин

Как-то раз на Московском вокзале,
Был уж, верно, двенадцатый час,
Мы стояли и поезда ждали,
Когда вы посмотрели на нас.

В оках пьяных лукаво искрилась
Фонарей прозрачная тень.
Мы сказали: «Вам и не снилось,
Как сегодня нам лень.»

Ты в пальто, провонявшая адом,
Спотыкаясь прошла мимо нас.
Нет, о боже, такой мне не надо.
Лучше я обниму унитаз.

По мурлу растекается краска,
А в глазах затаилась печаль.
Не нужна мне сейчас твоя ласка.
Лучше я обернусь невзначай.

Подбежала тут старая шлюха,
На Армстронга похожа она.
Ковыряя ногтем свое ухо,
Предложила с ней выпить вина.

Что глядишь на меня, как икона,
Словно старый гудишь керогаз.
Нет, такой мне не надо.
Лучше я обниму унитаз.

И терпеть я не мог ее больше
И бутылкой ей дал по шарам.
Всех их ветром как будто бы сдуло,
Разбежались по темным дворам.
Тут свистки в воронках прикатили,
Делать ноги пришлось поскорей.
Больше я не хожу на вокзалы
Прогуляться среди фонарей.

Мы будем тут

Автор текста: А. Николаев

Hепpавда ли то, что тебе надоело
Сидеть взапеpти?
Hо это ведь наше общее дело —
Искать все то, что невозможно найти.
Я вне игpы, завязаны pyки,
Снова сижy не y дел.
Я как и все подыхаю со скyки.
Разве это то, что я хотел?

Пpипев:
Мы бyдем тyт! Лишь только тyт!
Мы yзнаем то, что нам знать нельзя,
и мы сделаем то, что нам запpещено!

На складе бумаг и в библиотеке,
Среди пожелтевших листов,
Я тщетно ищу, как в свежей газете,
Объяснение этих таинственных снов.
И верно ли, что на секретных заводах
Нам вечное счастье куют?
Ясное солнце в плохую погоду
Создаст нам фальшивый уют.

Игра в любовь

Автор текста: А. Николаев

Мы играем в любовь,
Мы сжигаем ее дотла.
Победивший в игре
Получает свое сполна.
Ты поставил на черное,
Белого нет.
Ты уверен в себе,
Ты заранее знаешь ответ.

Припев:
Ты сидишь спиной.
Сзади лишь глухая стена
Недоверья и зла.
Ты твердо знаешь,
Что так только лучше.

Но наступит час
И начнется пир.
Разрушающий время,
Ты из храма сделаешь тир.
Ты в расколотой ночи
Как прежде без сна,
Говоришь о том,
Что не знал никогда.

Но вот снова все
Начнется с конца.
На утро опять
Не вспомнить лица.
Той, с кем ты провел эту ночь.
Никто не в силах помочь.

В этой нелепой игре
Каждый всегда будет сам по себе,
Но ты твердо знаешь,
Что так только лучше.

Радиолюбитель

Автор текста: А. Платонов, Ф. Чистяков

Болит душа от возмущенья,
Приемник боязно включить:
«Дюрэн Дюрэн» и «Айрон Мэйдэн»
Мешают мне спокойно жить.

А мне не нужен вражий голос,
Всю ночь я слушаю «Маяк».
Я знаю, как восходит колос
И чукчи пляшут краковяк.

Мой мозг забит и жаждет мести.
О, как наивно и смешно:
Враги без совести и чести
Мне лезут в душу, как в окно.

Ехидный голос капитала
На ложный наставляет путь.
Но пропаганда запоздала.
Ему меня не обмануть.

Я старый радиолюбитель
И я хитрей, чем гнусный враг.
Куплю я громкоговоритель
И буду слушать лишь «Маяк»

И мне не нужен «Роллинг Стоунз»,
И мне не нужен «Зеппелин».
Я знаю точно, зреет колос
И производят вазелин.

Инвалид нулевой группы

Автор текста: Ф. Чистяков

Я научу вас петь и играть,
Я научу вас любить и страдать,
Я научу вас мечтать и дружить,
Я научу вас думать, научу жить,
Я научу всему тому, что не могу сам,
Но я хочу, хочу, хочу, хочу, хочу!

Припев:
Я инвалид нулевой группы,
Я инвалид нулевой группы,
Я инвалид нулевой группы,
О, я инвалид,
Но я хочу, но я хочу!

Не знаю сам, чего я хочу,
Стану на тумбочку и закричу.
Скажу сто слов я, но не промолчу,
Пускай все знают, что я хочу!
Проститутки вон, а голуби шиш!
Я вам покажу, как ползать по крышам!

Костыль и каталка, синий свет,
Грязные стены и белые потолки.
Милая, хочешь, я останусь здесь,
С тобой, до гробовой доски?
Пластмассовые руки, деревянные глаза,
Кто здесь «против»? Я «за»!

Протез, мой протез!
Протез, мой протез!

Тампон, пинцет, катетер.
Полное удаление головного мозга!
Теперь ты тоже!

Марш энтузиастов II

Автор текста: Ф. Чистяков

Я сплю в очках, что б лучше видеть сны.
Хочу я ночью видеть то, что днем не вижу.
Я сплю в очках и все ваши умы,
Одних люблю, других я ненавижу.

Всю ночь висим на кованых крючках.
Прекрасно спим и чувствуем себя отлично.
А днем висим в обычных гамаках.
Болтаемся, как все в сачках больничных.

Мой друг, давай пойдем с тобой в кино.
Меж кресел в темноте сыграем в прятки.
Мой милый друг, я знаю лишь одно:
Здесь «да» и «нет» и все слова-загадки.
Здесь супер-модное одно
Здесь «да» и «нет» и все слова-загадки.

Мой друг, давай отведаем воды.
Она нам даст с тобой немного силы.
Послушаем потом разинув рты
Про светофор и про улыбки милой.

Ля-па-пара-па, ля-пара-та-та,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

Разновидности напильников

Промышленность предлагает различные виды данного инструмента, большинство из которых универсальны и с одинаковым успехом могут использоваться для тонкой обработки дерева и металла. По виду режущей части различают инструмент:

  • с одинарной насечкой;
  • с двойной крестовой насечкой;
  • для дерева с дуговой насечкой;
  • с рашпильной насечкой;
  • штампованный напильник.

Отдельно стоит отметить инструмент, предназначенный для тонких работ с миниатюрными деталями. Надфиль по дереву – это тот же напильник, но имеющий меньшие размеры, что делает его незаменимым при изготовлении небольших поделок из дерева и других мягких материалов. Для тех же целей используют и разновидность надфилей – рифели. Их рабочая часть изогнута, что заметно облегчает изготовление мелких деталей сложной формы.

Все напильники вне зависимости от их предназначения классифицируют по сечению рабочей части. Более всего востребован инструмент следующего профиля:

  • плоский (прямоугольный);
  • квадратного и круглого сечения;
  • треугольный;
  • полукруглый;
  • ромбический.

Форма инструмента, размер, глубина и вид насечки подбираются в зависимости от типа выполняемой работы. Чем грубее обработка, тем крупнее должна быть насечка и больше ее шаг. Из этого можно сделать вывод, что в домашней мастерской должен быть не один напильник, а целый набор подобных инструментов с разными характеристиками.

Происхождение термина

Термин заимствован из немецкого — Raspel. Кстати, этот термин с немецкого также переводится как «тёрка».

Набор рашпилей для домашней мастерской

Домашнему умельцу, который занимается или только планирует заняться изготовлением изделий из дерева, без рашпилей не обойтись. Если окончательную шлифовку детали вместо напильника можно выполнить шлифовальной шкуркой, то для черновой работы нужен именно рашпиль. Конечно, данный инструмент должен быть не один. Даже начинающему мастеру стоит приобрести несколько самых ходовых разновидностей.

Совет! Подбирая рашпили для домашней мастерской, важно обращать внимание на материал и профиль рабочей части, материал и качество изготовления ручки, номер насечки.

Для изготовления качественного рашпиля используют углеродистую инструментальную сталь марки У7, У7А, У8. Она отличается высокой прочностью, долго держит заточку.

Одной из важнейших характеристик рашпиля является класс насечки. Различают 1-й и 2-й класс. Между собой они отличаются количеством зубьев и расстоянием между ними. Легко догадаться, что чем больше расстояние между зубьями, тем реже забивается инструмент, но тем грубее получается поверхность.

Работают рашпилем, удерживая его за ручку, следовательно, она должна быть удобной и надежной. Оценить удобство проще всего, взяв инструмент в руку. С оценкой надежности сложнее. Тут все зависит от производителя, его ответственности. Можно только отметить, что качественный инструмент должен иметь деревянную или двухкомпонентную прорезиненную ручку. На ней не должно быть трещин и сколов.

§ 55. Насекальщик напильников, рашпилей и пил 4-го разряда

Характеристика работ. Насечка на специальных насекальныхстанках и вручную напильников всех профилей и размеров: нижнего зуба бархатных(4 — 5 номеров насечек) напильников, верхнего зуба личных (2 — 3 номеровнасечек) напильников, а также узких сторон бархатных (4 — 5 номеров насечек)напильников (плоских тупоносых и остроносых, ножовочных). Термообработкаизготовленных напильников и надфилей. Изготовление, термообработка, заточка идоводка рабочего инструмента. Нарезка гребенками на специальных нарезныхстанках основной насечки надфилей всех профилей, размеров и номеров насечки.

Должен знать: конструкцию применяемых универсальных испециальных приспособлений; геометрию, правила термообработки, заточки идоводки рабочего инструмента; устройство контрольно-измерительных инструментови приборов.

Что такое опиливание металла?!

Опиливанием называется обработка поверхности вручную при помощи напильников. Напильником называют инструмент с большим количеством насечек или нарезок, образующих очень мелкие зубья, которые служат для снятия стружки при поступательном движении напильника (рис. 1).

Рис. 1. Напильник:

1 – нос; 2 – грань (широкая и узкая); 3 – ребро; 4 – пятка; 5 – хвост; 6 – ручка.

Названия напильников.

Напильники можно разделить на обычные, надфили, рашпили и машинные напильники. Напильники изготовляются с однорядной и двухрядной насечкой. По величине шага насечки напильники с крупным шагом называют драчевыми, со средним шагом — личными, с небольшим шагом — бархатными.

Формы напильников.

По форме напильники бывают: плоские тупоносые и остроносые с гладким или с насеченным ребром, полукруглые, квадратные трехгранные и круглые (рис. 2).

Рис. 2. Формы напильников:

а – плоский; б – полукруглый; в – квадратный; г – трехгранный; д – круглый; е – надфиль.

В котельном производстве опиловка применяется в редких случаях:

— при небольших поделочных работах;

— для особо тщательной пригонки деталей.

Так как операция опиловки очень дорогая и малопроизводительна.

Хранение напильников.

Напильники следует хранить в инструментальном ящике, разложенными в один ряд, с промежутками между ними, предохранять от попадания на них грязи, масла, воды и особенно наждачной пыли. После работы напильники нужно очищать стальными щетками от грязи и частиц металла.

Как насадить ручку на напильник?!

Напильники имеют деревянные ручки с металлическим кольцом на шейке. Во избежание появления трещины насадку ручки нужно производить осторожно. Хвост напильника постепенно вращательным движением вводится в небольшое отверстие, высверленное в торце шейки ручки. Заостренные кромки хвоста напильника рассверливают отверстие. Одновременно с этим постукивают головкой ручки по верстаку. После некоторого углубления ручку снимают и очищают хвост напильника от древесной стружки. Затем операцию повторяют, пока ручка не сядет плотно до нижних краев напильника. Иногда вместо рассверливания применяют прожигание отверстия в ручке нагретым докрасна тонким стальным стержнем.

Техника опиливания.

Успех и точность опиловки зависят от правильного нажима на напильник и поддержания напильника при работе в положении, параллельном опиливаемой поверхности.

Опиливание происходит скорее, если темп движений незначительный, а сила нажима на напильник большая. При опиливании широких поверхностей работа проходит легче и правильнее, так как сама плоскость является хорошей направляющей.

Для чего нужен рашпиль

Рашпилем называют достаточно грубый напильник, имеющий крупную насечку. Этот инструмент, как правило, применяют для предварительной обработки деталей, выполненных из мягкого металла, пластмассы, древесины, резины или кожи. Традиционный напильник тут не поможет, поскольку его рабочая поверхность очень быстро забивается материалом (опилками или стружкой) и перестает снимать его с поверхности изделия.

Самый распространенный рашпиль имеет плоское сечение и тупой нос, хотя встречается инструмент и с острым кончиком. Реже приходится использовать круглые и полукруглые рашпили. Насечка этого грубого напильника имеет крупный размер и часто снабжена канавками, которые находятся перед каждым зубом. После обработки рашпилем обычно следует доводка изделий напильниками с более мелкой насечкой.

Правила использования

При работе с рашпилем следует соблюдать определенные правила:

  • Деталь рекомендуется закреплять в тисках или с помощью струбцины.
  • За рукоятку лучше всего держаться правой рукой, а левой слегка придерживать другой конец.
  • Для снятия необходимого слоя материала изделие нужно проводить по всей длине рабочей части.
  • Для выравнивания неровностей на поверхности заготовки выполняется короткий ход.

Очистить насечки от забившейся в них стружки или опилок можно обычной щеткой. Не допускается контакт рабочей части с различными смазками. В случае попадания даже незначительного количества подобного вещества эксплуатационные характеристики изделия могут значительно снизиться.

После завершения работы рекомендуется проверить состояние рашпиля. Обнаружение дефектов и повреждений говорит о необходимости замены инструмента, поскольку его дальнейшее использование не позволит получить желаемый результат.