Как сделать электросамокат

Как сделать электросамокат?

Электросамокат — это простое, но довольно быстрое средство передвижения по городу. При желании его можно собрать самостоятельно. Работа займет от 2 часов и более, в зависимости от того, насколько сложная схема подобрана. Но потребуются определенные технические знания. Если опыта в таких делах не было, лучше проводить работы в присутствии знающего человека.

Электросамокат своими руками

Проще всего сделать электросамокат для ребенка. В этом случае вам можно использовать мотор от обыкновенного шуроповерта – его мощности будет вполне достаточно даже для взрослого самоката. С шуроповерта нужно будет снять все, кроме редуктора и мотора.

Предлагаем рассмотреть самодельный электросамокат с автомобильным бендиксом и конической шестеренчатой передачей. Понадобится аккумуляторная дрель, болгарка, бендикс вы сможете найти в каждом магазине запчастей. Муфта бендикса обеспечит возможность езды на вашем самокате в стандартном режиме – отталкиваясь ногой от земли. Без муфты соединение будет жестким, и это не даст возможности колесам крутиться свободно.

Переделка обычного самоката

Из доступных обычных самокатов для переделки в электрический годится китайский со складной рамой. Надо быть готовым к тому, что со временем части разболтаются, будут скрипеть. Если нет необходимости разбирать аппарат, то его части соединяют сваркой после окончательной сборки. Но лучше рассверлить отверстия и поставить более мощные болты — сохранится разборность конструкции.

Необходимые инструменты и материалы

Возможны несколько модификаций электросамоката на основе обычного. Рассмотрим две: с двигателем от шуруповерта и мотор-колесом. Чтобы создать самодельную конструкцию, нужны, кроме обычного самоката, такие материалы:

  • аккумулятор для электровелосипеда;
  • проводка;
  • болты, гайки, шайбы;
  • профильные трубы 50×50 мм;
  • листовой металл.

Если двигатель от шуруповерта, то потребуются бендикс автомобильного стартера, редуктор болгарки. Возможен более простой вариант с цепной передачей и велосипедными звездочками.

Работают сварочным аппаратом, болгаркой, дрелью, понадобятся гаечные ключи.

Порядок работ

Начинают с чертежа, на котором указывают размеры и расположение узлов. В процессе работы возможны изменения, уточнения, но он берется за основу.

Приступают к монтажу привода. С мотор-колесом почти нет никаких проблем. Штатную заднюю вилку меняют на широкую, устанавливают привод. Если что-то придется подогнать, пользуются инструментами.

Привод электросамоката, в котором используются узлы шуруповерта, болгарки и стартера, собрать труднее:

  1. На ось редуктора болгарки устанавливают подшипник колеса самоката. Его фиксируют, чтобы не вращался на оси.
  2. Редуктор соединяют с бендиксом. Он крепится на ось вместо диска.
  3. Обгонную муфту соединяют с двигателем.

Для варианта с цепной передачей бендикс и редуктор не нужны. На колесо устанавливают ведомую звездочку, ведущую — на оси двигателя. Комплект, обеспечивающий необходимое передаточное число, подбирают в магазине. На ось двигателя под звездочку вытачивают переходник. Заднее колесо подходящего размера со звездочкой можно взять от детского велосипеда, установить подшипники. Если оставляют от самоката, то звездочку закрепляют при помощи болтов через проделанные отверстия.

Дальнейшие действия аналогичны для любого варианта самодельного электросамоката. Если предполагается установить аккумулятор на площадке, то делают для него нишу. Вырезают заготовки из профильной трубы, фиксируют на площадке болтами. Закрывают листовым металлом, закрепляют саморезами. Предусматривают отверстие для проводки. Если выбран другой вариант размещения аккумулятора, ниши не делают.

Устанавливают батарею, обмотанную скотчем, для изоляции от влаги. Чтобы батарея не передвигалась во время движения, приклеивают ее к днищу двухсторонним скотчем. Между аккумулятором и крышкой делают прокладку из плотной бумаги или пластика. Там же в нише находят место для контроллера, если он предусмотрен конструкцией.

Устанавливают узлы управления электроприводом:

  1. Выключатель — тумблер или кнопка с фиксацией. Необходима, чтобы отключить питание слаботочной части контроллера или аккумулятор при простое.
  2. Ручка газа (лучше курок). При аварийной ситуации ручку инстинктивно сжимают, а курок отпускают. К этому узлу идут 3 провода от контроллера.
  3. Тормозные ручки, которые при нажатии отключают двигатель. Конструкции разные, в зависимости от этого отличается схема. Если используются датчики Холла, подключают 3 провода, в остальных случаях — 2.

Подсоединяют контроллер к аккумулятору, соблюдая полярность: черный проводник — масса, красный — «+».

Что нужно для самостоятельной сборки электрического самоката

Народные умельцы могут собрать электросамокат буквально из хлама. Технических решений по созданию самой конструкции и по реализации электрообеспечения устройства бесчисленное множество, так как для создания самакато-подобного транспорта может быть использовано всё: запчасти от мотоцикла или авто, детали от велосипеда или коляски, металлические элементы, различная электротехника и приборы. Всё это может быть частично или полностью адаптировано под нужды проекта и применено по новому назначению.

Если руки у вас растут откуда надо и все расчёты оказались верны – спустя некоторое время у вас появится электрический самокат собственного производства. В принципе, такое изделие условно может считаться полноценным транспортным средством. Многие самопальные самокаты и внешне вполне соответствуют своим собратьям, и начинка у них схожа (во всяком случае – по своим функциям). Естественно, в зависимости от умений гаражного изготовителя – это соответствие может иметь разный уровень. Но факт остается фактом, что при желании и должном усердии собрать самому электросамокат можно буквально в течение дня.

Тяжело ли самостоятельно сделать электро скутер

Передвижение посредством двухколесного транспорта с электрическим мотором становится все более популярным не только благодаря экологической составляющей и экономии, а по большей части из-за возможности собрать такой транспорт самостоятельно у себя в гараже.

Итак, перед тем ка приступить к сборке такого агрегата, стоит отметить, что это целесообразно только в том случае, если действительно есть возможность каким-то образом усовершенствовать стоковую конструкцию или настройки. В остальных случаях, лучше всего приобрести уже готовый агрегат.

Пошаговое решение

Зачастую при самостоятельной сборке, у владельца уже имеется какой-то стартовый набор, который будет впоследствии переделан. Именно поэтому необходимо определиться именно с моделью того скутера, который будет «модернизирован».

  1. Необходимо определить для себя мощность и в дальнейшем отталкиваться от этого.
  2. Большое внимание необходимо уделить и аккумулятору Он должен иметь удовлетворительную емкость и напряжение.
  3. Присмотреть требуется и подходящий контроллер.
  4. Сначала необходимо закрепить на раме контроллер, АКБ и двигатель, после чего соединить их между собой.
  5. Теперь требуется зарядить аккумулятор от электрической сети и провести пробный пуск системы.

Детская машина

Обыкновенный гироскутер для маленького ребенка может оказаться слишком сложным испытанием на способность держать равновесие, да и не сможет он увези сразу двух пассажиров. Кто-то из изобретательных родителей однажды понял, что на базе гироскутера можно соорудить небольшой электромобиль – мало того, что конструкция окажется значительно более устойчивой, так еще и мест в ней два вместо одного!

Ключевой особенностью такого решения является то, что карт – это всего лишь «прицеп» для гироскутера, а значит, его в любой момент можно отцепить, снова получив на выходе обыкновенный гироскутер в первозданном виде.

Начало сборки «автомобиля» заключается в разварке задней оси, на которую нужно будет прикрепить два колеса того же диаметра, что и у самого гироскутера.

При этом ширина задней оси может быть намеренно увеличенной по сравнению с шириной гироскутера – так повышается устойчивость машинки и минимизируется риск аварии. Далее из профильной трубы сваривается каркас будущего электромобиля с заделом под переднее и заднее сиденья. Заднее сиденье обычно возвышается прямо над задними колесами, в его опоры встраиваются амортизаторы, призванные смягчать тряску для обоих пассажиров. Переднее сиденье водительское, оно теоретически должно быть более удобным, потому для его изготовления обычно используют уже готовый вариант сиденья со спинкой от чего-либо.

Читайте также  Как правильно работать болгаркой

Сваренный каркас примеряется к гироскутеру, и если с ним все в порядке, мастер переходит к следующему этапу – окончательной подгонке, шлифовке швов, зашкуриванию любых травмоопасных зазубрин. После этого необходимо наварить пол из толстого слоя листового металла, способного выдержать вес двоих детей. Предпочтение во всех случаях отдается алюминию, ведь при своем малом весе он довольно прочен и способен выдержать массу пассажиров, не создавая чрезмерной нагрузки на двигатель гироскутера. После того как дно будет наварено, можно приступать к покраске для придания изделию декоративного вида.

Некоторые мастера также считают нужным позаботиться о корпусе в виде стен и дверец, хотя бы невысоких. При наличии материала, времени и хороших навыков сварщика их можно сделать, но следует помнить, что возможности двигателя гироскутера далеко не безграничны. Планируя сконструировать целый «кабриолет», вы должны быть уверены либо в достаточной мощности двигателя, либо в том, что выбираете, действительно, легкие материалы.

Имеющийся электрогенератор нужно переделать в BLDC мотор. Для этого у него удаляется диодный мост и отключается регулятор напряжения.

Щетки прикручиваются обратно.

К контроллеру согласно его схеме подключается ручка газа.

После этого провода от контроллера подсоединяются к концам обмоток двигателя.

Начала обмоток скручиваются вместе. Также прокладываются провода питания к щеткам для возбуждения якоря мотора.

Затем к контроллеру прокладывается питание от двух соединенных последовательно автомобильных аккумуляторов. После этого электрическая часть самоката проверяется на работоспособность.

Следующим этапом является изготовления рамы самоката или переделка уже имеющейся фабричной под установку мотора. Рама представляет собой сваренную из профильной трубы платформу для ног с фанерной площадкой. Впереди к ней приваривается стакан с вилкой, рулем и колесом. Сзади на платформу устанавливается колесо с большой звездочкой на трещотке. Наличие последней позволит самокату катиться после сброса оборотов на моторе.

В задней части платформы приваривается уголок для крепления двигателя.

На вал мотора устанавливается маленькая звездочка, и он закрепляется таким образом, чтобы соединить ее цепью со звездой на колесе.

Из профильной трубы и уголка варится корзина для установки 2-х аккумуляторов.

Она приваривается над двигателем и колесом. Таким образом, удастся лучше распределить вес и закрыть вращающиеся части привода от случайного контакта с ногами.

Далее остается только установить контроллер под корзину, поставить сверху аккумуляторы и надеть на руль ручку газа.

Самодельный электросамокат на переделанном из генератора двигателе имеет хорошую тягу и развивает более чем приемлемую скорость, поэтому может использоваться не только для развлекательной езды, но и как средство передвижения. Чтобы повысить его комфортабельность можно дополнительно установить систему амортизации.

Необходимые инструменты и материалы

Перед тем как приступать к работе, необходимо выполнить несколько подготовительных действий. Первым делом следует составить чертежи будущего изделия и указать на них все необходимые размеры. Кроме того, понадобиться заранее собрать все требуемые материалы и инструменты.

Для работы будут нужны следующие предметы:

  • обычный самокат (можно даже самый дешевый);
  • электродрель или шуруповерт, двигатель которой способен работать от батареи 12V;
  • обгонная муфта от стартера автомобиля;
  • редуктор и ось от болгарки;
  • 3 подшипника для роликового колеса;
  • цепь и звезда от велосипеда;
  • литиевый аккумулятор (2,2 А, 12V);
  • металлические уголки;
  • провода разного сечения;
  • крепежные элементы.

Электросамокаты – современный транспорт и сложный бизнес

31 октября 2019

Многие люди считают, что внутри прокат самокатов устроен по принципу Uber. Это ошибочное мнение возникает из-за того, что с точки зрения пользователя эти сервисы очень похожи – в первую очередь, из-за аналогичного приложения и механизма выбора ближайшего транспортного средства. Однако, бизнес-процессы таких компаний как Lime, Spin, Bird или Mobike разительно отличаются от того, как работает Uber и другие службы автомобильных перевозок. Главное отличие состоит в том, что Uber является лишь агрегатором услуг обычных водителей, то есть ему не приходится тратить огромные средства на закупку транспорта (да, у компании есть собственный автопарк, но его доля крайне незначительна). А вот в прокате электросамокатов/велосипедов нет чужих транспортных средств, только свои – соответственно, финансовый порог входа в этот бизнес ощутимо выше, чем у тех же агрегаторов.

Проблемы сервисов проката электросамокатов

Теперь давайте более детально разберем сложности этого бизнеса. Прежде всего, каждый подобный сервис ориентируется на конкретный город или регион, а значит, могут отличаться качество дорожного покрытия, юридические запреты и требования к эксплуатации мобильного электротранспорта, погодные условия, наличие велодорожек и прочие нюансы. Таким образом, для разных локаций необходимо создавать разные модели самокатов.

Кстати, пару слов о непосредственно самокатах: когда этот тренд только зарождался, сервисы проката использовали обычные “гражданские” модели, неприспособленные для длительной и небрежной эксплуатации, однако и сейчас, когда в прокатах используются куда более прочные самокаты с батареями повышенной емкости, вопрос срока службы отдельного взятого устройства является одним из самых болезненных в данной бизнес-модели.

Также стоит учитывать такой фактор, как наполненность города, обозначающую момент, после которого рост количества самокатов на душу населения больше невыгоден: по статистике, в городе со среднестатистистической площадью и населением миллион человек достаточно парка в условные 1000 электросамокатов, при дальнейшем увеличение этого числа не принесет ощутимого результата – устройства будут банально простаивать без дела. К примеру, на нижеприведенном изображении вы можете увидеть график падения числа доступных велосипедов в британских городах, что повлекло и снижение обслуживаемой площади.

При этом, не получится достичь идеального баланса население/количество самокатов/площадь, успокоиться и подсчитывать прибыль день за днем — головная боль с дополнительными расходами продолжится и после: так, в американских сервисах проката инвесторам приходится оплачивать годовую лицензию (от 1000$ до 2000$), ежедневную комиссию в один доллар за каждый самокат, ежегодный налог в 50$ на каждую единицу в парке, арендовать зоны парковки (100$ за одну зону), плюс стоимость новых электросамокатов на замену старым (500-800 долларов за штуку).

На практике

Предлагаем перейти от туманных формулировок к реальным кейсам развертывания сети проката электросамокатов, и делать мы это будем на примере Лос-Анджелеса. Конечно, это место отличается от российской действительности, но даже в “Городе ангелов” у электросамокатов довольно много препятствий – как метафорических, так и буквальных:

  • Разнообразный ландшафт
  • Большое количество автомобилей
  • Люди с “сомнительным” менталитетом (наркоманы, бомжи, гангстеры и пр)
  • Обилие высотных зданий

Во-первых, стоит отметить, что самокаты в Лос-Анджелесе не прикреплены к конкретным станциям, а разбросаны по всему городу, что значительно упрощает поиск свободного устройства; в городах, где используются пункты проката, вам необходимо найти в приложении ближайшую станцию, убедиться в присутствии свободных самокатов, уточнить наличие такой станции рядом с точкой назначения и лишь при совпадении всех этих факторов, поездка все же состоится. Такая схема распространен в Западной Европе, и она довольно сильно ограничивает свободу перемещения большинства пользователей прокатных электросамокатов. В Лос-Анджелесе все по-другому – здешний темп располагает к частому передвижению на электросамокате: допустим, с утра вы идете на работу/учебу/по еще каким-то делам, встречаете свободный самокат, сканируете код, быстро добираетесь из точки A в точку B, оставляете устройство в удобном для вас месте, затем с вероятностью 90% находите такое же ТС в пределах 2-3 минут ходьбы и отправляетесь дальше навстречу приключениям. Если же предполагаемый маршрут составляет десятки километров, садитесь в такси, выходите, спустя пару минут находите свободный электросамокат, сканируете код и история повторяется. В общем, упразднение станций проката позволяет жителям Лос-Анджелеса относиться к прокатным самокатам, как к относительно полноценному транспорту, а не кататься на них “чисто по фану”.

Читайте также  Как рассчитать ток

Приложение

Софтовая часть бизнеса по прокату электросамокатов также очень важна: все начинается с разработки макета приложения под iOS/Android и превращается в сущий ад, когда выясняется, что мало закупить самокаты – требуется связать ПО с электроникой, мониторить их передвижение, состояние батарей и километраж. Конкретно в Лос-Анджелесе у компаний, предлагающих взять в прокат электросамокат есть еще один серьезный камень преткновения – проблемы с геолокацией, вызванные большим количеством небоскребов, которые вызывают помехи при передаче GPS-сигнала. Казалось бы, небольшая техническая неполадка, а пользователь может утомительно долго обыскивать закоулки и найти устройство лишь в 200-300 метрах от точки, указанной на карте.

А вот что может порадовать, так это простота регистрации – в отличие от своего ближайшего аналога – каршеринга – сервисы проката электросамокатов не требуют от вас фотографий паспорта (справедливости ради стоит сказать, что такая политика не у всех компаний), водительского удостоверения, селфи с открытым документом и т.д. Например, регистрация в мегапопулярном Bird занимает меньше минуты, достаточно заполнить пару стандартных полей и подтвердить привязку к Apple Pay — и все, затем можно найти самокат, разблокировать его через вышеупомянутый QR-код, сфотографировать и мчаться по своим делам.

Напоследок, еще немного об особенностях Лос-Анджелеса, как места, где можно порассекать на арендованном электросамокате. Во-первых, интересно организован процесс зарядки самокатов: так как, централизованных зарядных станций нет, этим вопросом занимаются члены сообщества Bird, вступить в которое может любой желающий – для этого понадобится зарегистрироваться в приложении как контрибьютор, затем сканируешь разряженный самокат, берешь его домой на ночь, заряжаешь, а утром возвращаешь обратно на улицу и получаешь за это деньги.

Во-вторых, Лос-Анджелес максимально автомобильный город, без велосипедных дорожек и многочисленного общественного транспорта, но с длинными улицами и широкими развязками.

Поэтому, несмотря на грамотно организованные системы проката электросамокатов, последние годятся исключительно для “последней мили”: доехать от парковки до дома или офиса, от одного кафе до другого и так далее, главное, чтобы путь ограничивался одним районом, иначе поездка может занять не один час.

В итоге

Как говорилось в начале статьи, многие люди сравнивают прокат самокатов с Uber, но если самый известный в мире агрегатор такси имеет вполне очевидную окупаемость, которая в будущем только ускорится – за счет беспилотных автомобилей и расширения географии сервиса, – то перспективы электросамокатов не вызывают такого оптимизма: это очередной высокотехнологичный бизнес, требующий постоянных инвестиций, которые в свою очередь должны привлечь новые инвестиции. И так до бесконечности.

PS. Почему все про США, а где же российские прокаты электросамокатов? Все плохо. YouDrive Lite и «Делисамокат» перестали работать, невыгодно.