Мастер класс; печать гравюр

мастер класс — печать гравюр

Печатаем на заказ по оригинальной технологии на старинном офортном станке гравюры по любому Вашему изображению, включая и фотогравюры. Проводим мастер-классы.

Гравюра передает глубокий, живой объем изображения,

освещение и тени на бумаге создают эффект барельефа.

Что любопытно, часто оттиск оказывается интереснее оригинала.


Гравюра

Гравюра (фр. gravure), эстамп — художественное изображение, отпечатанное на бумаге (в редких случаях на ткани) с металлической, деревянной или иной доски, обработанной различными способами художником-гравёром. Будучи покрыта краской, такая доска даёт большое количество одинаковых, равноценных в художественном отношении отпечатков (оттисков). Сравнительная дешевизна гравюры делает оригинальное художественное произведение доступным широким массам, вводит искусство в быт. Печатание гравюр производится в большинстве случаев на ручном печатном станке самим автором или под его непосредственным наблюдением. Некоторые виды гравюр находят применение в полиграфии. При печатании употребляются типографские масляные (разведённые на олифе) или акварельные краски и бумага, хорошо воспринимающая краску. Гравюры бывают чёрные, одноцветные и многоцветные. Многоцветная гравюра получается путём последовательной печати с нескольких досок, каждая из которых несёт один цвет, или печатанием с одной доски, раскрашенной разными цветами. Но характеру печатной доски и способу её обработки гравюры делится на углублённую и выпуклую. Особую группу составляют отпечатки с плоской доски, или литография.

Углублённая гравюра, или гравюра глубокой печати, печатается обычно с металлической доски, на которую механическим или химическим путём нанесено изображение в виде углубленных линий, царапин, борозд и точек. Печатание производится на увлажненной бумаге под прессом. К углублённой гравюре относятся: гравюра резцом, сухая игла, меццотинто, офорт, акватинта, мягкий лак, карандашная манера и пунктир.

В гравюре резцом линии рисунка вырезаются на медной или стальной пластинке резцом (штихелем). Эта техника даёт 1000—1500 оттисков. Возникновение резцовой гравюры относится к середине XV века. Крупнейшими мастерами резцовой гравюры были А. Дюрер (1471—1528), М.-А. Раймонди (1480—1530), Лука Лейденский (1494—1533). В России резцом работали Е. П. Чемесов (1737—1765), Н. И. Уткин (1780—1863). Гравюры резцом обычно имеют вид чёткого линейного рисунка с правильным штрихом, концы которого слегка утончаются.

Гравюра резцом. А. Дюрер. Танцующие крестьяне

Техника сухой иглы заключается в том, что рисунок процарапывают стальной иглой на медной или цинковой доске. Эта техника допускает небольшое число оттисков (50—75) и часто применяется в соединении с офортом. В настоящее время для гравирования сухой иглой наряду с металлической пластинкой применяют также картон, целлулоид и органическое стекло.

Меццотинто, или чёрная манера, состоит в том, что поверхность медной доски вся сплошь обрабатывается зубчатой качалкой, а затем рисунок выглаживается на шероховатой поверхности шабером или гладилкой. Техника меццотинто очень трудоёмка; даёт не более 15—20 отпечатков с доски. Сейчас почти не применяется. Оттиск меццотинто отличается особой глубиной тона, бархатистостью и тончайшими переходами от света к тени. В офорте рисунок процарапывается иглой по кислотоупорному лаку, покрывающему медную или цинковую пластинку, а затем протравливается кислотой (обычно азотной). Офортная доска даёт около 150 оттисков. Офорт возник в XVI веке в Германии и до наших дней остаётся одним из наиболее излюбленных художниками видов гравюры. Крупнейшими офортистами были Рембрандт (1606—1669), Дж.-Б. Пиранези (1720—1798), Ф. Гойя (1746—1828), а в России И. И. Шишкин (1831—1898), В. В. Матэ (1856—1917), В. А. Серов (1865—1911). В советский период можно отметить офорты Г. С. Верейского, М. А. Доброва, И. И. Нивинского. Офортный оттиск напоминает свободный перовой рисунок с линиями различной толщины и интенсивности.

Офорт. Рембрандт. Портрет издателя гравюр.

Акватинта является разновидностью офорта. Поверхность медной доски запыляется смолистым порошком (чаще всего канифолью) и слегка нагревается, так что крупинки пристают к доске. При травлении кислота действует на металл в промежутках между крупинками. Рисунок наносится путём последовательного выкрывания кислотоупорным лаком. Акватинта напоминает рисунок кистью, акварелью или тушью.

Цветная акватинта. М.А. Добров. Пионы.

Мягкий лак — разновидность офорта, при которой обычный офортный лак заменяется лаком, в состав которого входит сало. На этой гравюре получается штрих, близкий карандашному. Карандашная манера и пунктир выполняются рулеткой по обычному офортному лаку; изображение состоит из мелких точек.

Выпуклая гравюра, или гравюра высокой печати, получается, когда изображение наносится на доску в виде рельефа. Те места, которые на оттиске должны быть белыми, удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания. Печатание проводится под меньшим давлением, чем печатание углублённой гравюры. К гравюре высокой печати относится гравюра на дереве и гравюра на линолеуме.

Гравюра на дереве, или ксилография, печатается с деревянных досок, на котоых вырезается рисунок. Применяются доски с продольным и с поперечным (торцовым) распилом волокна. Продольная, или обрезная, гравюра делается на дереве мягких пород (груша, бук; в Японии, кроме того, слива и вишня) острыми ножами, долотцами и стамесками. Для торцовой гравюры употребляется дерево твёрдых пород (самшит, пальма), вырезывание производят штихелями. Обрезная гравюра распространена в Китае (Гу Юань и другие художники). Гравюра на дереве даёт свыше сотни тысяч отпечатков. Она очень широко применялась в полиграфии в качестве книжного украшения и иллюстрации. В гравюре на дереве передаётся как пятно, так и тонкий штрих, дающий мягкие переходы тона.

Ксилография. Ли Хуань-Минь. За тканьем ковра

Гравюра на линолеуме делается теми же приёмами, что и гравюра на дереве, но иными инструментами (штихелями особой формы). Гравюра на линолеуме отличается более грубым и резким штрихом, чем ксилография, и не даёт нежных переходов.

Линогравюра М.В. Маторин. На Сенеже.

Известны цветные Г. на дереве и линолеуме И. А. Соколова, И. Н. Павлова, А. П. Остроумовой-Лебедевой и других советских художников.

Плоская печать, или литография, получается путём нанесения рисунка жирным литографским карандашом или литографской тушью на поверхность литографского камня (особого вида известняка) без нарушения его рельефа. Камень протравливается раствором гуммиарабика и азотной кислоты, в результате чего жирная типографская краска при нанесении на пего прилипает только к местам, покрытым рисунком. Крупнейшими литографами были О. Домье (1808—1879), Стейнлен (1859—1923); в России литографией занимались С. В. Иванов (1864—1910), И. И. Левитан (1861—1900), В. А. Серов. Литография может дать сотни тысяч оттисков, она широко применяется в промышленной графике (реклама, этикетка и т. п.).

В СССР были развиты следующие виды гравюр: офорт и его разновидности, сухая игла, ксилография, линогравюра, а также автолитография.

Автолитография. Г.С. Верейский. Портрет художника Е.Е. Лансере

При определении качества гравюры учитываются её художественная ценность, ясность и сочность оттиска (больше ценятся первые оттиски). Гравюры поступают в продажу в виде отдельных листов, в виде тематических или авторских альбомов, а также в рамах под стеклом. Гравюры, относящаяся к XV — началу XX века, является предметом антикварной торговли комиссионных магазинов и нередко представляет собой музейную редкость. В советский период гравюру выпускал Графический комбинат московского отделения Союза советских художников, графические мастерские периферийных отделений Союза и Эстампная мастерская Изогиза. Продажа гравюр осуществлялась в основном через художественные салоны, книжные магазины и магазины изопродукции.

Читайте также  Как натянуть цепь на электропиле

Плоская гравюра и ее развитие на протяжении времен

Разнообразие техники гравюры дополнилось еще одним видом. Плоская гравюра получила название литографии. Она появилась в Германии еще в 1796 году. Изобретателем литографии по праву считают А.Зенфельдера. Оказывается, некоторые породы известняка не оставляют на своей поверхности краску, если протравить их слабой кислотой. Именно такая способность камня была взята за основу изготовления литографии

Сначала все начиналось с того, что пластина из указного выше материала сглаживалась, потом полировалась. Затем при помощи специального карандаша или кисти на поверхность этой пластины наносился рисунок литографской тушью.

Смесь гуммиарабика и кислоты является той средой, в которой протравливали каменную поверхность с рисунком. После такого процесса места, на которых нанесено изображение, легко принимали краску для печати. Чистые поверхности попросту ее отталкивают. Краску наносили на доску, а потом печатали на бумаге с помощью станка.

Особенность литографии заключается в легкости нанесения рисунка на камень. Однако мастерство человека, который занимается изготовлением плоской гравюры неоспоримо. Ведь только мастер своего дела может создать подвижную линию, способен равномерно свести тон. И в результате таких действий появляется шедевр литографии.

Литография

Определение

Литография— способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Изобретена в середине 1790-х гг. А. Зенефельдером.

Техника

Чтобы получить литографический оттиск, на отшлифованную поверхность литографского камня наносят рисунок специальными жиросодержащими материалами — литографским карандашом (особым жирным мелком) или литографской тушью. Затем рисунок слегка протравливают слабым раствором азотной кислоты с небольшими добавками. Теперь, если увлажнить камень и накатать на него жирную печатную краску, она пристанет в местах, где был рисунок. Обработанные же кислотой и принявшие влагу пробельные участки будут отталкивать жиpнyю краску.

Сравнительно с другими печатными техниками литографию отличает относительная дешевизна. Работать на камне легче и проще, чем на медной доске. Это одна из немногих техник, позволяющая вносить поправки и переделки в рисунок на печатной форме, а также многократно ее использовать для новых; рисунков, предварительно перешлифовав поверхность камня.

Широко распространена цветная литография. В это случае, для каждого цвета рисунок выполняется на отдельном камне. Оттиски на бумаге делаются последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков: от светлых тонов к темным.

Олеография — вид цветной литографии, применявшейся для воспроизведения масляной живописи. Был распространен во второй половине XIX века. Для большего сходства с живописными произведениями типографские оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков.

Конечно, различать эти техники должны лишь художники. Но, согласитесь, иногда приятно блеснуть эрудицией в разговоре. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.

Ксилография

Ксилография (греч. xylon дерево + grapho пишу) — гравюра на дереве и оттиск с такой гравюры.

Гравюра на дереве — разновидность репродукционных форм высокой печати. При изготовлении гравюры гравер острыми инструментами обрезает со всех сторон каждую линию, каждый штрих изображения, т.е. вырезает пробельные места — участки, которые не должны отпечататься на оттиске.

Различают ксилографию торцовую и продольную.

На рисунке слева представлена репродукция со старинной (1497 г.) обрезной гравюры книжного украшения; справа в качестве образца торцовой гравюры приведен фрагмент гравюры-иллюстрации к «Борису Годунову» Пушкина, выполненной В. А. Фаворским; внизу изображение шотландских солдат 1631 г.

Продольная ксилография

Также называется обрезной, или очерковой, — старейший вид гравюры на дереве. Выполняется на доске, отпиленной вдоль слоев (ствола) древесной массы.

Для продольной ксилографии применяются мягкие породы деревьев: липа, груша. Так как древесная масса неоднородна, то при гравировании инструменты «легко идут» вдоль и «скачут» поперек слоев дерева, что не позволяет гравировать изображение тонкими линиями и делать его с оттенениями.

Как промышленная печатная форма ксилография давно не применяется.

Торцовая ксилография

Торцовая ксилография, также называемая тоновой, — гравюра, выполненная на доске, отпиленной поперек (ствола) дерева, т.е. в торец. Дерево используют твердое и мелкослойное: самшит или пальму. Линии в торцовой гравюре отличаются большой четкостью, что позволяет имитировать линиями изменение силы тона.

Торцовая гравюра выдерживает тираж до 15 тысяч оттисков. Если необходимо печатать больший тираж, изготовляют гальваностереотип. Гравюра, предназначенная для печатания вместе с типографским набором, должна равняться росту литер.

Художественный gроцесс

Создание традиционной ксилографии основано на деликатном разделении труда между тремя мастерами — художника, резчика по дереву и печатника. Все три мастера должны быть, если не равными, то близкими по уровню мастерства. Если один из мастеров затмевает умением другого или, напротив, его навыки ниже, чем требуется, высокое качество оттиска не удастся получить. Когда же навыки троих участников процесса гармонизированы, гравюра на дереве печати намного превосходит ту, которая могла бы быть произведена единственным универсальным мастером.

Изготовление ксилографии начинается с эскиза. Помимо оригинальной картины, художник создает зеркальный вид шаблона, чертеж, который послужит своего рода руководством для выполнения эстампа. Эскиз представляет собой, как правило, линейный набросок черной краской. Если гравюра предполагается цветной, то художник создает отдельный эскиз для каждого цвета в отдельности. В японской терминологии данный процесс называется хансита-е.

Эскиз, выполненный на бумаге, передается резчику по дереву. Резчик прикрепляет эскиз на деревянный брусок, переводит изображение на поверхность древесной плиты и вырезает клише. Художник и резчик должны тесно сотрудничать в ходе всего процесса.

Готовые клише для каждого цвета доставляются печатнику, и создание гравюры приближается к своей кульминации. В зависимости от замысла художника и сложности рисунка, печатник следует тому или иному методу печати. Печатник создает сложные комбинации пигментов и манипулирует ими, чтобы воспроизвести полную гамму оттенков, согласно оригинальной картине.

Разделение труда при создании ксилографического изображения характерно для средневековья, когда ксилография была единственным способом создания графического изображения, пригодного для тиражирования. Теперь, когда гравюра на дереве более не является промышленной дисциплиной, но станковой формой искусства, художники обычно справляются в одиночку, воспроизводят весь процесс (от эскиза до печати) самостоятельно.

Отделка ксилографического клише

Придумать и вырезать рисунок — не самое главное в технологии изготовления ксилографических форм. Значительно большее время уходит на их отделку, состоящую из ряда операций.

Гравер за работой и готовое узорное клише

Обводка клише заключается в нанесении гравером линий, оконтуривающих каждое отдельное изображение. По этим линиям производится выпиливание.

Фрезеровка заключается в углублении больших по площади пробельных участков; производится на станке с вертикальной фрезой.

Фацетировка — выстругивание фацета на растровых клише, а также на шрифтовых клише прямоугольной формы со сплошным мелким штрихом, — осуществляется на строгальных станках и имеет целью в таких пластинках-клише отвести место для вбивания гвоздей.

Читайте также  Дюза это

Чтобы уровнять рост готового клише с ростом литер типографского набора пластину-клише прикрепляют к деревянной, металлической или пластмассовой подставке (или колодке). Для точной подгонки роста клише юстируется.

ТЕХНИКА ПЕЧАТИ

Как напечатать линогравюру?

1. На обычной бумаге создается эскиз будущего отпечатка. Изображение должно быть зеркальным относительно того, которое вы хотите получить на отпечатке.

2. Изображение переносится на линолеум через кальку.

3. Маркером или карандашом уточняют детали рисунка. Часто те области, которые будут вырезаны, закрашивают темным, это помогает не запутаться в линиях в процессе резки.

4. Резцами для линогравюры вырезают области, которые не должны быть покрашены. На отпечатке они будут иметь цвет той бумаги, на которой отпечатаны.

5. На резиновый валик раскатыванием по гладкой поверхности равномерным тонким слоем наносится краска. Слой не должен быть слишком толстым, иначе краска зальет тонкие линии, но и не слишком тонким, из-за чего могут остаться сухие, не прокрашенные места.

6. Готовым валиком переносят краску на линолеум, прокатывая несколько раз по его поверхности.

7. На лист изображение можно перенести двумя способами. Можно класть лист на линолеум — этот способ подходит для плотной бумаги. Можно также перевернуть линолеум и положить на лист или другую поверхность, на которой нужно сделать отпечаток.

8. Для того чтобы краска отпечаталась, лист нужно равномерно прижать или притереть к линолеуму. Обычно используют специальный станок или пресс, но в домашних условиях можно воспользоваться обычной ложкой или скалкой.

9. После того как изображение будет перенесено, бумагу с отпечатком надо отставить просохнуть.


Печать в два цвета

Для печати в два цвета или больше под каждый цвет вырезается отдельная печатная форма. Весь остальной процесс проходит так же. При печати возможно небольшое смещение и наложение цветов (что зависит от опыта и аккуратности печатающего), но его также можно использовать как декоративный эффект.

Линогравюра в несколько цветов, автор Ольга Езова-Денисова / www.ezovadenisova.ru

Художественное гравирование по металлу

Так называемое плоскостное гравирование (англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла. Это широко распространенный приём в художественной обработке металла. Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ. Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.

Техника гравирования

Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.

Перенос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель (резец). Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Ювелиры Кубачинского промысла (как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..

Особенности цветных линогравюр

Выделим ключевые особенности здесь:

  • Для каждого цвета готовится свой линоштамп.
  • Изображение пропечатывается слоями. При этом художник учитывает и тот факт, что при наложении двух определенных цветов один на другой появляется новый оттенок.
  • Для отпечатка изображения используется инструмент — доска с уголками, выполненными из линолеума. Сначала на уголках накладывается гравюра первого цвета, выравнивается, к ней притирается бумага. Затем лист осторожно отодвигается, на уголки накладывают вторую гравюру и также притирают бумагу. Процесс продолжается до исчерпания всех задуманных цветных штампов.

Теперь вы знаете, что такое линогравюра, ее историю, технику создания, особенности. Попробовать себя в таком деле вы можете и сами, предварительно купив все необходимое для творчества.

иллюстраторы и иллюстрации

« previous entry | next entry »
Aug. 30th, 2011 | 06:47 pm
posted by: rikki_t_tavi in ru_illustrators

Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

И все они ошибутся:)

На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое — выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается — черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке. Если коротко — брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым — углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

Деревянный кусок становился печатным штампом — на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. «Подлинников» к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

В наши времена самая близкая к этому профессия — инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут ( обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

Читайте также  Как спаять линолеум

Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой — это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами — просто выбор гравера?

На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. ( Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта — в Америке.

Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву — дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно — и главный вопрос — зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем — с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать — и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но «гравюрная доска» одновременно является и отпечатком, конечной работой.

Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

На самом деле, это специально подготовленный картон («доска для царапания» в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты — обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton — один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа — подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа — уже «выгравированный» рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными «стружками», под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается «награвированная» пыль с рисунка.

Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

А это его работы:

Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

Ну не красавчик ли?

Техника выходит особенно хорошо в такой технике ( неожиданный каламбур)

А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике — Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

Быстрый набросок для иллюстрации.

Второй этап — более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои «гравюры». Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза «византийской», имея в виду ее странную сложность:)

Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени — тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку — чем больше ты штрихуешь на одном месте — тем светлее там становится.

Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
Оливковое дерево:

И его правая рука:

Не знаю, кто, в шляпе:

И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

И деталь крупнее:

Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

И ее лицо крупно:

Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
_____

В жж у меня есть другие посты в серии «иллюстраторские техники», тут ссылку давать не буду.