Моменты затяжки основных резьбовых соединений

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

Всем доброго времени суток, подписчики! Предлагаю коснуться в обзоре этого дня одной интересной темы. Еще в 1973 году Минавтопромом СССР согласно приказа №9 определены стандарты для выполнения затягивания резьбы для изделий из металла, Согласно этого приказа, установлены моменты затяжки резьбовых соединений, как в минимальном количестве, так и в максимальном, по ГОСТ 1759–70 в зависимости от прочности. Теперь об этом более подробно.

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Выбирая динамометрический ключ, нужный момент затяжки должен быть на 25-30% меньше чем максимальный для вашего ключа. В противном случае, работая под максимальной нашрузкой, ключ быстро потеряет точность и выйдет из строя.

Таблица затяжки резьбовых соединений

Болт/Гайка Резьба Класс прочности
8.8 10.9 12.9
22 M 14 138 Нм 194 Нм 235 Нм
24 M 16 211 Нм 299 Нм 358 Нм
27 M 18 289 Нм 412 Нм 490 Нм
30 M 20 412 Нм 579 Нм 696 Нм
32 M 22 559 Нм 785 Нм 941 Нм
36 M 24 711 Нм 1000 Нм 1196 Нм
41 M 27 1049 Нм 1481 Нм 1775 Нм
46 M 30 1422 Нм 2010 Нм 2403 Нм
50 M 33 1932 Нм 2716 Нм 3266 Нм
55 M 36 2481 Нм 3491 Нм 4197 Нм
60 M 39 3226 Нм 4531 Нм 5443 Нм
65 M 42 3991 Нм 5609 Нм 6727 Нм
70 M 45 4992 Нм 7012 Нм 8414 Нм
75 M 48 6021 Нм 8473 Нм 10150 Нм
80 M 52 7747 Нм 10885 Нм 13092 Нм
85 M 56 9650 Нм 13582 Нм 16279 Нм
90 M 60 11964 Нм 16867 Нм 20202 Нм
95 M 64 14416 Нм 20300 Нм 24320 Нм
100 M 68 17615 Нм 24771 Нм 29725 Нм
105 M 72 21081 Нм 29645 Нм 35575 Нм
110 M 76 24973 Нм 35118 Нм 42141 Нм
115 M 80 29314 Нм 41222 Нм 49467 Нм
130 M 90 42525 Нм 59801 Нм 71761 Нм
145 M 100 59200 Нм 83250 Нм 99900 Нм

Маркировка класс прочности указана на головках болтов.

Для изделий из углеродистой стали класса прочности — 2 на головке болта указаны цифры через точку. Пример: 3.6, 4.6, 8.8, 10.9, и др. Первая цифра обозначает 1/100 номинальной величины предела прочности на разрыв, измеренную в МПа. Например, если на головке болта стоит маркировка 10.9 первое число 10 обозначает 10 х 100 = 1000 МПа. Вторая цифра — отношение предела текучести к пределу прочности, умноженному на 10. В указанном выше примере 9 — предел текучести / 10 х 10. Отсюда Предел текучести = 9 х 10 х 10 = 900 МПа.

Предел текучести это максимальная рабочая нагрузка болта!

Для изделий из нержавеющей стали наносится маркировка стали — А2 или А4 — и предел прочности — 50, 60, 70, 80, например: А2-50, А4-80.

Число в этой маркировке означает — 1/10 соответствия пределу прочности углеродистой стали.

Перевод единиц измерения: 1 Па = 1Н/м2; 1 МПа = 1 Н/мм2 = 10 кгс/см2.
Предельные моменты затяжки для болтов (гаек).

Таблица сооветствий диаметров болтов/шпилек

Английская система измерений (дюймы) Метрическая система измерений (мм)
Болт (гайка) Резьба Болт Шпилька
1.1/4“ 3/4“ 32 M 22
1.5/16“ 7/8“
1.3/8“ 13/16“
1.7/16“ 7/8“ 36 M 24
1.1/2“ 1“
1.5/8“ 1“ 41 M 27
1.11/16“ 1.1/8“
1.3/4“
1.13/16“ 1.1/8“ 46 M 30
1.7/8“ 1.1/4“
2“ 1.1/4“ 50 M 33
2.1/16“ 1.3/8“
2.3/16“ 1.3/8“ 55 M 36
2.1/4“ 1.1/2“
2.3/8“ 1.1/2“ 60 M 39
2.7/16“ 1.5/8“
2.9/16“ 1.5/8“ 65 M 42
2.5/8“ 1.3/4“
2.3/4“ 1.3/4“ 70 M 45
2.13/16“ 1.7/8“ 75 M 48
3“ 2“
3.1/8“ 2“ 80 M 52
3.3/8“ 2.1/4“ 85 M 56
3.1/2“ 2.1/4“ 90 M 60
3.3/4“ 2.1/2“ 95 M 64
3.7/8“ 2.1/2“
100 M 68
4.1/8“ 2.3/4“ 105 M 72
4.1/4“ 2.3/4“ 110 M 76
4.1/2“ 3“ 115 M 80
4.5/8“ 3“
4.7/8“ 3.1/4“
5“ 3.1/4“
5.1/4“ 3.1/2“ 130 M 90
5.3/8“ 3.1/2“
5.5/8“ 3.3/4“
5.3/4“ 3.3/4“ 145 M 100
6“ 4“ 150 M 105
6.1/8“ 4“ 155 M 110
165 M 115

Смотрите также

  • Динамометрические ключи QL до 2100Нм Динамометрические ключи предельного типа с трещеткой. Точность ±3%. Контролируемый крутящий момент до 2100Нм. от 15 606 р.
  • Динамометрические ключи стрелочные DB до 6000Нм Динамометрические ключи индикаторного типа со стрелочной индикацией. Точность ±3%. Макс. крутящий момент до 6000 Нм. Всегда на складе ключи до 2800 Нм. от 24 149 р.
  • Динамометрический ключ Torcofix до 850Нм Динамометрические ключи предельного типа с моментом от 1 до 850 Нм и перекидной трещеткой. Точность +/- 3%. от 25 466 р.

Отправить запрос

Чтобы купить интересующую вас продукцию или задать вопрос,
вы можете связаться с нами по телефону или отправить запрос заполнив форму:

Единицы измерения

Основной величиной является Паскаль, единица измерения давления, механического напряжения, согласно международной системе «СИ». Паскаль равняется давлению, вызванному силой в один ньютон, равномерно распределяющейся по плоской к ней поверхности с площадью в один квадратный метр.

Рассмотрим, как конвертируются единицы измерения:

  • 1 Па = 1Н/м2.
  • 1 МПа = 1 н/мм2.
  • 1 н/мм2 = 10кгс/см2.

С каким усилием затягивать колесные гайки

Сила затяжки болтов у каждого автомобиля своя и определяет её производитель, указывая в инструкции по эксплуатации модели.

Только как понять, что при закручивании приложено именно то усилие, которое нужно? И как не перестараться и не сорвать резьбу? Для этого существует специальный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название динамометрический). Он обеспечит контроль момента затяжки колесных гаек, для которых пережим так же нежелателен, как и слабое крепление.

Он может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к появлению трещины на диске. К тому же, перетянутый крепёж имеет свойство прикипать к ступице, после чего его невозможно открутить – нужно только срезать. Перетянуть резьбу можно не только гайковёртом, но и балонником, рычаг которого имеет достаточную длину.

Поэтому, после завинчивания крепежа обычным инструментом, рекомендуется произвести окончательную затяжку болтов динамометрическим ключом. С его помощью соединение можно как дотянуть до нормируемого, так и ослабить, если изначально было приложено чрезмерное усилие.

Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек

Сориентироваться, какой момент затяжки колесных болтов и гаек определяет производитель для той или иной модели автомобиля, поможет представленная ниже таблица.

Потеря крутящего момента (Ослабление затяжки)

Потеря крутящего момента возможно в любом типе болтового соединения. Совокупный эффект осадки и ползучести болтов составляет примерно 10% от общей натяжки в первые 24 часа после установки, смещение прокладки, вибрация системы, тепловое расширение и упругое взаимодействие при затяжке болтов также способствует потере крутящего момента.

Когда потеря крутящего момента достигает предела, внутренне давление превышает силу сжатия удерживая прокладку в одном положении и вызывает протечки или разрывы прокладки.

Читайте также  Намотка трансформатора

Ключевым фактором сокращения воздействия этих эффектов является правильная установка прокладки. Точная сборка фланцев, параллельная установка прокладки, закрепляемая минимум четырьмя болтами с применением правильного момента натяжки, при условии правильной последовательности монтажа, повышает возможность снижения эксплуатационных затрат и повышение безопасности.

Также важен выбор правильной толщины прокладки. Если прокладка толще необходимого, то это может привести к сползанию прокладки, а это увеличивает шанс потери крутящего момента. К фланцам с поверхностью по стандарту ASME рекомендуют прокладку толщиной 1,6 мм. Более тонкая прокладка будет принимать на себя большую нагрузку, а, значит, и увеличивается внутреннее давление.

Как открутить «сложный» болт

1. Для начала следует воспользоваться «ВэДэшкой». Состав растворяет слой ржавчины.

2. Аккуратно постучать по гайке молотком, чтобы разрушить ржавчину в профиле резьбы.

3. Можно попытаться провернуть на пару градусов гайку в сторону закручивания, а затем откручивать.

Важно не спешить, так как высока вероятность остаться с гайкой или головкой винта в ключе.

Прочность болта

Рекомендуемые значения затяжки болтов назначаются из условия прочности болтов. В уроке «Прочность болтов» я рассказывал про прочность, какие бывают болты и как маркируются. Обычно рекомендуемый момент затяжки обеспечивает осевое усилие болта в 2/3 от предела текучести, то есть затянутый болт будет иметь запас прочности.

Ниже представлена таблица для затяжки болтов и гаек со стандартным шагом метрической резьбы.

Как видим из таблицы, момент затяжки любого болта прочностью 12.9 в разы выше момента затяжки болта класса прочности 4.6. Обращаю Ваше внимание, что данные моменты затяжек действуют только для болтов и гаек из углеродистых сталей со стандартным шагом. Ни в коем случае нельзя затягивать с такими значениями в алюминиевый или чугунный корпус. Данная таблица также не распространяется на самоконтрящиеся гайки и на элементы с мелким шагом резьбы.

Процесс затягивания колесных болтов: поэтапные действия

Чтобы конструкции надежно были зафиксированы с необходимым моментом, существует специальная таблица затяжки болтов динамометрическим ключом. Например, если их количество четыре (1-3-4-2), 5 болтов (1-4-2-5-3) или 6 болтов (1-4-5-2-3-6).

Сам процесс осуществляется следующим образом:

  • Требуется надеть колесо на выступ центральной части ступицы, и поставить направляющие шпильки напротив соответствующих отверстий.
  • Далее придется вручную закрутить болты достаточно крепко, чтобы колесо не соскочило с места.
  • После выполнения всех действий необходимо взять инструмент с выставленным моментом и затянуть колеса в правильном порядке.

Основные резьбовые соединения в двигателе

Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:

  • Головка блока цилиндров (ГБЦ). Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов. Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
  • Клапанная крышка. Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
  • Свечи зажигания и свечи накаливания. Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
  • При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
  • Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.

Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей

Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.