Смазка для подшипников скольжения

Смазка для подшипников скольжения

Все работающие механизмы имеют трущиеся или вращающиеся детали. Для того чтобы работа происходила с минимальным трением применяется смазочные материалы. Дополнительно смазка выполняет функции по охлаждению, уменьшению износа контактирующих между собой движущихся деталей, защищает детали от коррозии.

Рис. 1 Устройство подшипника скольжения.

Свойства смазки

  • Стабилизировать структуру подшипника.

Подшипники играют важную роль в прикреплении колес к автомобилю и облегчают вращение колес. По этой причине их структурная целостность имеет большое значение для безопасности, и ее можно стабилизировать с помощью смазки.

  • Уменьшить трение.

Смазка уменьшает трение между подшипниками и смежными компонентами (ось и шпиндель). Тепло, выделяемое при трении, также может привести к выходу из строя подшипника ступицы колеса, а значит, ваш автомобиль не будет двигаться. Трение также вызывает износ уплотнений.

  • Легкое вращение колеса.

Подшипники будут плавно вращаться, несмотря на то, что они держат вес автомобиля и выдерживают высокое давление и различные силы на высоких скоростях.

  • Хорошее состояние подшипника.

Смазка подшипников ступицы смазывает и защищает их от износа и коррозии. Кроме того, некоторые подшипники имеют уплотнение, которое фиксирует смазку и не допускает попадания воды и других загрязняющих веществ для продления ее срока службы.

Существует несколько различных типов смазок, которые вы можете использовать на колесных подшипниках, и полезно знать их различные свойства, чтобы вы могли сделать осознанный выбор. Вот основные виды:

Многоцелевая смазка подшипников. Может применяться во многих различных автомобильных и бытовых условиях.

Смазка на основе кальция. Она обладает очень высокой водостойкостью, но не так хороша при высоких температурах. Вы также можете купить смазки на натриевой основе, которые имеют хорошую термостойкость, но не отталкивают воду. Это делает их непригодными для смазки автомобильных подшипников.

Литиевая смазка для подшипников. Она очень хороша, как смазка для подшипников колес, так как обладает высокой устойчивостью к экстремальным температурам и хорошей водостойкостью.

Литиево-белая смазка для подшипников. Этот тип доминирует на рынке. Их можно использовать в местах контакта металла с металлом, они устойчивы к коррозии, обеспечивают защиту от влаги.

Молибденовые смазки (Moly EP)

Смазка Moly EP разработана с использованием дисульфида молибдена, который является стойким соединением и имеет высокую температуру плавления. Смазка Moly EP может противостоять экстремальному давлению. Подходит для любого объекта со скользящим движением, включая шаровые соединения.

Смазка для подшипников дисков и барабанов. Как следует из названия, она подходит для применений вокруг колесных подшипников. Она выдержит очень высокие температуры, создаваемые тормозами автомобиля. Вы можете использовать ее как для дисковых и барабанных тормозов, так и для других задач.

Судовая смазка для подшипников. Если вам нужно противостоять большому количеству соленой воды и всей коррозии, которую она может вызвать, это смазка для вас. Может также использоваться на лебедках и якорных цепях.

Граничная смазка

Граничная смазка предусматривает соприкосновение поверхностей детали и вала полностью либо на больших участках. Между ними нет разделительного слоя масла. Масло находится на стальных поверхностях лишь в качестве адсорбированной пленки.

Благодаря присутствию адсорбированного масла, сила трения при использовании граничной смазки меньше, нежели при сухом трении, но значительно выше, нежели при полужидкостном либо жидкостном.

Сказка делается граничной при слишком слабой подаче масла. Она встречается в подшипниках с недостаточной либо периодической подачей смазочного вещества. Также она может возникнуть в деталях жидкостной смазки в случае поломки механизма гидродинамической смазки.

Возникновение граничной смазки в быстроходных подшипниках, работающих под высокой нагрузкой, способно вызвать расплавление заливки, перегрев, схватывание, а также заедание подшипника.

Роль смазочных материалов

Применение смазочных материалов позволяет снизить трение на поверхности ролик-сепаратор, демпфирует ударную нагрузку тел качения на обойму и соответственно уменьшает шум при работе механизма. Также применение смазок способствует равномерному распределению тепла от поверхностей трения, являются своеобразным буфером защищающим подшипник от механических загрязнений (чем выше точность исполнения узла и чем выше скорость его вращения тем более весом этот фактор), а также защищает поверхность металла от коррозии.

Для правильной работы подшипника необходимо соблюдать рекомендации по нанесению и нормам закладки смазок, закладывать лишнюю смазку в подшипник не только неэкономично, но и приводит к тому что смазка хуже отводит тепло и может способствовать увеличению температуры подшипника. По данным исследований повышение температуры подшипника на 10 градусов снижает срок его службы на 20%.

Отечественные варианты

Многие ошибочно полагают, что, чем дороже смазка, тем лучше ее свойства. На самом деле, это не так. Если вы не хотите тратиться, но желаете получить наилучшее качество, обратите внимание на отечественные аналоги. Они гораздо дешевле импортных вариантов, но по технологическим свойствам ничуть не уступают им. При грамотной обработке отечественные смазки также значительно повысят долговечность подшипника, избавят от чрезмерного износа и не допустят преждевременного появления коррозии.

Среди наиболее популярных и распространенных смазок против коррозии можно выделить литиевую смазку Литол-24. Она разрабатывалась именно для подшипников, однако использовать ее вы сможете в валах тормозных механизмах, ступицах. Единственный недостаток Литол-24 заключается в том, что под длительным воздействием воды смазка теряет свои свойства.

Подшипники электродвигателя

Смазка для подшипников электродвигателей обеспечивает их чистоту и предотвращает появление пыли, песка или грязи внутри детали.

Для каждого типа двигателя применяют соответствующее масло. Менять его следует периодически.

В тихоходных электродвигателях используется смазка марки 30 (Л). Для быстроходных разновидностей подходит вещество с маркировкой 20 (#3). Для среднеходных электродвигателей подойдут оба типа представленных средств.

Любая система нуждается в периодической доливке масла. Это следует делать раз в 10 дней. Также высокотемпературная смазка для подшипников нуждается в полной замене через каждые 3 недели при постоянном использовании оборудования.

Двухкомпонентные смазки

Поставляются в аэрозольных баллончиках и флаконах-масленках. Двухкомпонентная смазка состоит из густого масла и растворителя, который разжижает масло. Такая комбинированная велосмазка имеет текучесть как у воды и легко затекает вовнутрь собранных элементов. После нанесения растворитель испаряется, и внутри остается только густое масло. Поэтому ей удобно смазывать цепь, втулки колесиков натяжения цепи, оси переключателей, опоры тормозных рычагов и другие закрытые узлы велосипеда.

Масляная пленка, которая остается после распыления из баллончика, трудно смывается водой, поэтому двухкомпонентные смазки можно наносить на поверхности велосипеда для защиты его при зимнем катании или долгом хранении.

Силиконовая смазка

Масла на основе силикона можно купить в виде спрея, жидкости или пластичной смазки. Такое разнообразие необходимо для удобства нанесения. Несмотря на различие в исполнении, все они состоят из кислородсодержащего кремнийорганического соединения и растворителя. Силиконовое масло, в отличие от минеральных или эфирных масел, не разрушает резиновые детали.

Также силиконовые смазки отличаются высокой сопротивляемостью к налипанию пыли, поэтому они незаменимы для обработки резиновых уплотнителей.

Тефлоновая смазка

Данный вид смазки имеет самый высокий показатель сопротивления к истиранию. Находясь между двумя подвижными частями, она долго не вырабатывается при большом давлении. Поэтому тефлоновое масло – лучшая смазка для цепи.

Читайте также  Чем покрыть металл чтобы не ржавел

В состав тефлоного масла, кроме растворителя, также входят антистатические компоненты отталкивающие пыль.

Восковая смазка

В отличие от смазки на основе тефлона, создает более толстый воскоподобный синтетический слой масла снаружи, который реже потребуется обновлять. По своей способности задерживаться на деталях при увеличенном давлении уступает тефлоновой.

Перед повторным нанесением восковой смазки потребуется очистка поверхности от старого масла.

Чем нельзя смазывать подшипники?

Далеко не все густые составы пригодны для работы в автомобильных ступицах. Например, традиционный солидол – не лучшая смазка для подобных узлов, поскольку не способен компенсировать трение деталей в условиях больших перепадов температур. К этой же категории относится целый ряд других смазывающих материалов:

  1. Графитная смазка отлично переносит нагрузки, но содержит абразивные частицы, быстро разрушающие металлические детали подшипника.
  2. Составы на вазелиновой либо силиконовой основе теряют антифрикционные свойства вследствие повышения рабочей температуры до 60 °С, чего явно недостаточно для подшипникового узла.
  3. Группа смазок, включающая соединения кальция и натрия, уменьшает трение деталей, но не защищает от коррозии.
  4. Популярное изделие под названием «Шрус-4», предназначенное для работы в грубых шарнирных механизмах.

Какие вещества содержит тот или иной материал, должно быть указано на упаковке. Прежде чем смазать ролики подшипника новой смазкой, внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.

Лучшие представители

Литиевые смазки общего применения

Castrol LMX Li-Komplexfett 2

Смазка используется на заводском конвейере Mercedes-Benz, что уже неплохо ее рекомендует. Несмотря на любовь немецких концернов к переусложнению всего и вся в угоду маркетингу, смазку это обошло: она производится на классической минеральной основе с комплексным литиевым загустителем, но, тем не менее, получила богатый пакет присадок и в результате может работать в условиях высоких нагрузок и при перегреве.

В холодном климате малоприменима – вязкость в стандартных условиях составляет 200 сСт.

Liqui Moly LM 50 Litho HT

Комплексная литиевая смазка, соответствующая второму классу NLGI. В среднем климатическом поясе она оптимальна для большинства применений: имея вязкость 150 сСт в стандартных условиях, она за счет сложного состава загустителя демонстрирует температуру каплепадения 290 ?С.

Однако в жарком климате или на холоде использовать ее не стоит: температура замерзания в минус 24 градуса обеспечит зимой практически сухое трение до момента прогрева, а с учетом падения вязкости до 13 сСт уже при ста градусах применение также ограничено. И, если антифрикционный пакет присадок еще позволит смазке работать при излишнем разжижении, то от вытекания это ее не спасет – по вязкости смазка в этот момент аналогична обычному моторному маслу 5W40 при комнатной температуре. Особенно это актуально для тяжелых автомобилей с коническими подшипниками колес: уплотнения у них малоэффективны и рассчитаны именно на густую смазку.

PFPE смазки для высоких температур и нагруженных узлов

Total STATERMIC NR

Эта смазка подойдет не только для спортивных автомобилей: малоэффективными и быстро перегревающимися тормозами «грешат» и многие люкс-внедорожники. Вязкость этой смазки – 375 сСт, и применение ее оптимально именно в постоянно нагретых узлах. Зато она может работать при постоянном нагреве до 250 градусов и пиковом – до 300. Кажется избыточным? Не забывайте, что для гоночного трека или серпантина в южных горах это не так и много.

Арктические смазки

HUSKEY HTL-500 GREASE

Смазка на полностью синтетической основе также имеет и политетрафторэтилен (тефлон) в своем составе. Как результат производителю удалось достичь нижней планки применимости в -60 градусов при соответствии второму классу NLGI и высоких антифрикционных свойствах. В теплом климате эта смазка подойдет только для малонагруженных подшипников: вязкость 47 сСт в стандартных условиях на это явно указывает.

Благодаря дотошности производителя к вопросам сертификации известно не только о совместимости смазки со всеми видами резин (кроме этилен-пропиленовых каучуков) и пластиков, применяемых в автомобильной промышленности, но и о ее кошерности. Учитывая сугубо северное применение, это даже выглядит забавным.