Уроки по SolidWorks

Уроки по SolidWorks

УГОЛОК ПОСЕТИТЕЛЯ Журнал САПР ВСЕ ВИДЕОУРОКИ



Урок №30. Построение эвольвенты зубчатого колеса (упрощенный способ)
Автор: Петр Марценюк
29.11.2009 14:05

Урок посвящен построению зубчатого колеса с эвольвентным профилем зуба. Урок состоит из двух частей. В первой части выложена теория, формулы для расчета и один из способов графического построения эвольвентного профиля зуба.
Во второй части (видео) показан способ построения модели зубчатого колеса с использованием графических построений в первой части урока.

Часто задаваемые вопросы:

*Что такое эвольвента (эволюта)?
*Как построить эвольвенту?
*Как построить зубчатое колесо в программе SolidWorks?
*Формулы для расчета зубчатого колеса?
*Как нарисовать эвольвентный профиль зуба зубчатого колеса?

Итак, начнем с теории.

Эвольвентное зацепление позволяет передавать движение с постоянным передаточным отношением. Эвольвентное зацепление — зубчатое зацепление, в котором профили зубьев очерчены по эвольвенте окружности.
Для этого необходимо чтобы зубья зубчатых колёс были очерчены по кривой, у которой общая нормаль, проведённая через точку касания профилей зубьев, всегда проходит через одну и туже точку на линии, соединяющей центры зубчатых колёс, называемую полюсом зацепления.

Параметры зубчатых колёс

Основной теореме зацепления удовлетворяют различные кривые, в том числе эвольвента и окружность, по которым чаще всего изготавливают профили зубьев зубчатого колеса.

В случае, если профиль зуба выполнен по эвольвенте, передача называется эвольвентной.

Для передачи больших усилий с помощью зубчатых механизмов используют зацепление Новикова, в котором профиль зуба выполнен по окружности.

Окружности, которые катятся в зацеплении без скольжения друг по другу, называются начальными (D).

Окружности, огибающие головки зубьев зубчатых колёс, называются окружностями головок (d1).

Окружности, огибающие ножки зубьев зубчатых колёс, называются окружностями ножек (d2).

Окружности, по которым катятся прямые, образующие эвольвенты зубьев первого и второго колёс, называются основными окружностями.

Окружность, которая делит зуб на головку и ножку, называется делительной окружностью (D).

Для нулевых (некорригированных) колёс начальная и делительная окружности совпадают.

Расстояние между одноимёнными точками двух соседних профилей зубьев зубчатого колеса называется шагом по соответствующей окружности.

Шаг можно определить по любой из пяти окружностей. Чаще всего используют делительный шаг p =2r/z, где z – число зубьев зубчатого колеса. Чтобы уйти от иррациональности в расчётах параметров зубчатых колёс, в рассмотрение вводят модуль, измеряемый в миллиметрах, равный

Модуль зубчатого колеса, геометрический параметр зубчатых колёс. Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности (D) к числу зубьев z или отношению шага p к числу «пи» .

Модуль зубчатого колеса стандартизованы, что является основой для стандартизации других параметров зубчатых колёс.

Основные формулы для расчета эвольвентного зацепления:

Исходными данными для расчета как эвольвенты, так и зубчатого колеса являются следующие параметры: m — Модуль — часть диаметра делительной окружности приходящаяся на один зуб. Модуль — стандартная величина и определяется по справочникам. z — количество зубьев колеса. ? («альфа») — угол профиля исходного контура. Угол является величиной стандартной и равной 20°.

Делительный диаметр рассчитывается по формуле:

Диаметр вершин зубьев рассчитывается по формуле:

Геометрический расчет элементов цилиндрической зубчатой передачи

Исходные данные для расчета:

  • Модуль m = 4 мм;
  • Число зубьев шестерни Z1 = 18;
  • Число зубьев колеса Z2 = 30;
  • Диаметр вала (ведущий) DB1 = 22 мм;
  • Тип шпонки – Призматическая;
  • Число шлицев Z – 8;
  • Внутренний диаметр шлицев d = 22 мм;
  • Диаметр вала (ведомый) DB2 = 30 мм;
  • Ширина шлица b = 6 мм;
  • Тип – D.

Результаты геометрического расчета цилиндрической зубчатой передачи

  • Делительный диаметр шестерни d1=mz1=4×18=72 мм;
  • Делительный диаметр колеса d2=mz2=4×30=120 мм;
  • Высота головки зуба ha=m =4 мм;
  • Высота ножки зуба hf=1,25m=1,25×4=5 мм;
  • Высота зуба h=ha+hf=2,25m=2,25×4=9 мм;
  • Диаметр вершин зубьев шестерни da1=d1+2ha1=72+2×4=80 мм;
  • Диаметр впадин шестерни df1=d1-2hf=72-2×5=62 мм;
  • Длина ступицы шестерни Lст1=1,5DB1=1,5×22=33 мм;
  • Наружный диаметр ступицы шестерни Dст1=1,6DB1=1,6×22=35,2 мм;
  • Диаметр вала шестерни D1=1,2×22=26,4 мм;
  • Делительный диаметр колеса d2=mz2=4×30=120 мм;
  • Диаметр вершин зубьев колеса da2=d2+2ha=120+2×4=128 мм;
  • Диаметр впадин колеса df2=d2-2hf2=120-2×5=110 мм;
  • Длина ступицы колеса Lст2=1,5DB2=1,5×30=45 мм;
  • Наружный диаметр ступицы колеса Dст2=1,6DB2=1,6×30=48 мм;
  • Диаметр вала колеса D2=1,2DB2=1,2×30=36 мм;
  • Ширина зубчатого венца b=6m=6×4=24 мм;
  • Толщина обода зубчатого венца δ1=2,25m=2,25×4=9 мм;
  • Толщина диска δ2=1/3b=8 мм;
  • Межосевое расстояние a=0,5(d1+d2)=0,5(72+120)=96 мм;
  • Длина шлицев Lшл=(1,5. 2)Lст2=(1,5. 2)45=72 мм.

Выбираем размеры призматической шпонки и шпоночного паза ГОСТ 23360-78

Длина шпонки Lшп=0,8Lст1=0,8×33=26,4 мм. Принимаем Lшп=25 мм.

Bxh = 6×6; t1 = 3,5 мм; t2 = 2,8 мм

Теперь мы можем определить параметры, чтобы сделать шестерню:

  1. Насколько большими / маленькими будут зубья шестерни (диаметр) — чем меньше шестерня, тем меньше должны быть зубья.
  2. Все зубья, которые собираются в сцепление (соединяются), должны быть одинакового размера, поэтому сначала нужно рассчитать меньшую шестерню.

Давайте начнем с зубьев размером 10 мм.

Я хочу шестерню с 5 зубьями, чтобы круг был 10х10 мм (в окружности) = 100 мм.

Чтобы нарисовать этот круг, мне нужно найти диаметр, поэтому я использую математику и калькулятор и делю окружность (100 мм) на Pi = 3,142.

Это дает мне диаметр 31,8 мм, и я могу нарисовать этот круг с помощью циркуля, а затем нарисовать с помощью циркуля на его окружности ровно 10 кругов диаметром 10 мм.

Если у вас есть такая возможность, то проще сделать все с помощью программного обеспечения для рисования. Если вы используете программное обеспечение, вы должны иметь возможность вращать круги зубьев вокруг основного круга, и вам нужно будет знать, как далеко повернуть каждый зуб. Это легко рассчитать: делите 360 градусов на количество кругов. Таким образом, для наших 10 кругов 360/10 = 36 градусов для каждого зуба.

Материалы для изготовления

Основной материал для изготовления колёсных пар — это сталь. Шестерня должна иметь более высокие прочностные характеристики, поэтому колёса часто изготавливают из разных материалов и подвергают разной термической или химико-термической обработке. Шестерни, изготовленные из легированной стали, подвергают поверхностному упрочнению методом азотирования, цементации или цианирования. Для углеродистых сталей используется поверхностная закалка.

Зубья должны обладать высокой поверхностной прочностью, а также более мягкой и вязкой сердцевиной. Это предохранит их от излома и износа поверхности. Колёсные пары тихоходных машин могут быть изготовлены из чугуна. В различных производствах применяются также бронза, латунь и различные пластики.

Содержание

  • 1 Цилиндрические зубчатые колёса
    • 1.1 Продольная линия зуба
      • 1.1.1 Прямозубые колёса
      • 1.1.2 Косозубые колёса
      • 1.1.3 Шевронные колеса
    • 1.2 Зубчатые колёса с внутренним зацеплением
    • 1.3 Секторные колёса
    • 1.4 Колёса с круговыми зубьями
  • 2 Конические зубчатые колёса
  • 3 Реечная передача (кремальера)
  • 4 Коронные колёса
  • 5 Другие
  • 6 Изготовление зубчатых колёс
    • 6.1 Метод обката
      • 6.1.1 Метод обката с применением гребёнки
      • 6.1.2 Метод обката с применением червячной фрезы
      • 6.1.3 Метод обката с применением долбяка
    • 6.2 Метод копирования (Метод деления)
    • 6.3 Горячее и холодное накатывание
    • 6.4 Изготовление конических колёс
    • 6.5 Моделирование
  • 7 Ошибки при проектировании зубчатых колёс
    • 7.1 Подрезание зуба
    • 7.2 Заострение зуба
  • 8 В природе
  • 9 В геральдике
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Примечания
  • 13 Литература

Техническое черчение

Popular

Основы черчения

Строительное

Машиностроительное

Эвольвентный профиль зубца. Построение эвольвенты в общем виде было рассмотрено в главе „Геометрическое черчение». Рассмотрим прак­тическое применение этой кривой при вычерчивании профиля зубцов зубчатых колёс. Пусть даны два цилиндрических зубчатых колеса с модулем m=18 и числом зубцов: первого z1 = 18, второго z2 = 12.

Для вычерчивания профиля зубцов пользуемся ранее приведёнными формулами. Находим размеры элементов зубцов.

d1 = m • z1 = 18 • 18 = 324 мм; De1 = m (z1 + 2) = 18(18 + 2) = 360 мм;

Di1= De1 — 2 • 2,2 m = 360 — 2 • 2,2 • 18 = 280,8 мм; t= ? • m = 3,14 • 18 = 56,52 мм.

d2 = m • z2 = 18 • 12 = 216 мм; De2 = m (z2 + 2) = 18 (12 + 2) = 252 мм;

Проводим из центров O1 и 02 (фиг. 358) начальные окружности, окружности выступов и окружности впадин, обращая при этом внимание на то, чтобы начальные окружности обоих колёс имели одну общую точку касания К, лежащую на линии центров O1—O2. Далее через точку К проводим под углом 20° к общей касательной начальных окружностей прямую MQ и, опустив из центров О1 и 02 на эту прямую перпендикуляры, получим точки А и В. Из центра О1 радиусом О1А описываем основную окружность (на чертеже показана только часть её). Делим прямую KA на равное число частей, например на три, и отметим точки деления буквами d, с и вправо от точки А —b, e, f.

Затем откладываем от точки А влево и вправо эти отрезки по дуге основной окружности PAT; точки деления обозначаем буквами d’, с’, b’, е’у f ‘ и соединяем их радиусами с центром О1.

Проводим через точки d’, c’, b’, e’, f’ перпендикулярно к радиусам лучи. Далее на этих лучах откладываем отрезки: на луче d’—отрезок AC, получим точку 1; на луче с’—отрезок Ad, получим точку 2 и т. д. Соединив по лекалу найденные таким образом точки 1, 2, 3, 4, 5, получим эвольвенту, по которой должен быть вычерчен профиль зубца большего колеса.

Аналогичным построением получим профиль зубца и для второго колеса.

Чтобы вычертить полный профиль зубца, откладываем по дугам начальных окружностей от точки К вправо и влево размер толщины зубца s = KK’. Делим s пополам и через середины зубцов, отмеченные точками N и H, проводим прямые O1N и 02H, а затем из центра 01 описываем ряд дуг: 1-1′; 2—2′; 3—3′ и т. д. Эти дуги делятся прямой 01N пополам. Проводя таким образом дуги из центра 02, легко построим полный профиль зубца и для второго колеса. Следует заметить, что по эвольвенте вычерчивается часть зубца—кривая PK5, которая начинается от точки Я, лежащей на основной окружности. Нижняя часть зубца вычерчивается по прямой, имеющей направление от точки P к центру O1. Место примыкания ножки зубца к окружности впадин скругляется радиу­сом R = 0,2 m. В нашем примере R = 3,6 мм.

Циклоидальный профиль зубца. Образование профиля зубца колеса производится по кривым—эпициклоиде и гипоциклоиде.

Пусть дано: модуль m = 16, число зубцов первого колеса z1 = 12, второго — z2 = 8. Для построения зубцов цилиндрических колёс опреде­лим сначала их конструктивные элементы.

Диаметры начальных окружностей

Диаметры окружностей выступов

De1 = m (z1+ 2) = 224 мм; De2 = m (z2 + 2) == 160 мм. Диаметры окружностей впадин

s = 0,487 *t = 24,47 мм,
Строим из центров OI и ОII(фиг. 359) начальные окружности, окружности выступов и впадин. Из точек 01 й 02 описываем вспомогательные окружности, диаметры которых соответственно равны 0,4 d1 и 0,4 d2 т. е.

77 мм и 51 мм. Как видно из чертежа, обе вспомогательные окружности имеют общую точку касания К. По начальной окружности большого колеса откладываем от точки К влево равные по величине произвольного размера дуги KA, AB, ВС и СЕ и из центра 0I радиусом 0I —О1 опи­сываем дугу ОI Р. Точки пересечения лучей 0IA, ОIВ, 0IС и т.д. с дугой О1Р отмечаем соответственно 0′1 0′2, 0′3, 0′4.

Принимая эти точки за центры, проводим радиусом О1К ряд дуг: из O1‘—дугу, проходящую через точку Л, из 0’2 — дугу, проходящую через точку В, и т. д. и на этих дугах откладываем длины соответст­вующих дуг. На первой дуге, проходящей через точку A, откладываем длину дуги AK, на второй—дугу BK, на третьей—дугу CK и т. д. Сое­динив по лекалу полученные точки—1, 2, 3 и 4, получим гипоциклоиду для ножки зубца большого колеса.

Аналогично этому строим гипоциклоиду для ножки зубца малой шестерни.

Чтобы построить эпициклоиду головки зубца, откладываем от точки К вправо по начальной окружности этого колеса несколько равных по величине произвольного размера дуг KF, FL, LH и проводим из центра OI радиусом 0I—02 дугу 02Q. Пересечения лучей 0I, F, 01 L u OIH дадут на проведённой дуге точки a1, а2 и а3. Принимая эти точки за центры, проводим радиусом O2K из точки а1 дугу, проходящую через точку F.

из а2—дугу через L и т.д. Отложив затем на первой дуге длину дуги FK, получим точку 5, на второй дуге—длину дуги LK, получим точку 6 и т. д. Соединив точки К, 5, 6 и 7 по лекалу до пересечения с окруж­ностью выступов большего колеса, получим эпициклоиду головки.

Чтобы построить полный профиль этого зубца, необходимо по начальной окружности большего колеса отложить толщину зубца s = 24 мм, равную КМ, разделить её пополам (на чертеже середина отмечена штрих-пунктирной линией, выходящей из OI ) и затем симмет­рично построить, справа от этой линии, точки 3′, 2′, 1′, 5′, 6′ и т. д.

Построение профиля головки зубца малого колеса производится аналогично построению зубца большего. Для вычерчивания остальных зубцов следует разделить начальные окружности на равное число частей, соответственно числу зубцов шестерни. Расстояние между центрами каждых двух смежных зубцов по дуге начальной окружности должно равняться шагу зацепления t.

Упрощённый способ вычерчивания профиля зубца. Этот способ применяется для вычерчивания эвольвентного профиля зубцов зубчатых

колёс с литыми зубцами, а также для указания обработки, размеров элементов зубца на рабочем чертеже зубчатого колеса и т. п. Рассмотрим это построение на примере.

Пусть даны: d = 324 мм, De = 360 мм, Di=280,8 мм, m=18, z=18, шаг t=56,52 мм и s=27мм; требуется вычертить про­филь зубца (фиг. 360). Из центра 0 зубчатого колеса проводим дуги окружностей диаметров d, De и Di . Определяем диаметр ос­новной окружности по формуле: D = d cos 20° = 324-0,94 = 304 мм и строим её. Намечаем на начальной окружности произвольную точку А и откладываем толщину зубца s = 27 мм = АВ. Соединяем точку А с центром 0 и, разделив OA пополам, получим центр O1 Радиусом R, рав­ным OA/2 = d/2 из центра О1 описываем дугу до пересечения с основной ок­ружностью в точке 02. Из этой

точки радиусом R1 проводим дугу CAE, Сделав из точки В на основной окружности засечку тем же радиусом R1 получим точку 02«, из которой описываем дугу ВК. Точки САЕFВК при­надлежат очертанию головки зубца. Ножка зубца строится по прямым линиям, имеющим направление от точек А и В к центру О. Сопряже­ние линий профиля ножки с окружностью впадин выполняется радиу­сом R2, равным 0,2 m. Профиль остальных зубцов строится аналогичным способом. Откладываем по начальной окружности шаг t и толщину зубца s, затем радиусом R1 строим головку зубца и т. д.

Вычерчивание звёздочек цепных передач. Вычерчивание звёздочек аналогично вычерчиванию зубчатых колёс. Наружная окружность, про­ходящая по вершинам зубьев звёздочки, вычерчивается на главном виде сплошной контурной линией, начальная окружность-штрих-пунктирной, окружность впадин—штриховой. На том же виде или отдельно вычерчи­вается профиль звёздочки с нанесением всех необходимых конструктив­ных размеров.

В табл. 22 приведены профили зубьев звёздочек для приводных втулочно-роликовых и втулочных цепей и основные зависимости для их построения.

В табл. 23 приведены данные для звёздочек зубчатых цепей. На фиг. 361 дан конструктивный чертёж звёздочки для втулочно-роликовой цепи.

Цилиндрические зубчатые колеса(шестерни):

Цилиндрические зубчатые колеса и спользуются в передач ах, где оси вал ов располагаются параллельно относительно друг друга. При этом они могут располагаться как горизонтально, так и вертикально.

В зависимости от формы продольной линии зуба зубчатые колеса бывают: прямозубые, косозубые и шевронные.

Рис. 1. Цилиндрические зубчатые колеса: прямозубые, косозубые и шевронные

Прямозубое колесо. Этот вид шестерен ввиду своей простой конструкции является наиболее внедряемым в различных системах . В таком виде зубья шестерен располагаются в плоскости, которая перпендикулярн а оси вращения. В отличии от косозубых и шевронных колес у данного вида предельный крутящий момент ниже.

Косозубое колесо. Зубья для данного вида колес выполняются под определенным углом к оси вращения шестерен, а по форме образуют часть винтовой линии. По сравнению с прямозубым колесом п ри работе зубьев данного вида зацепление зубьев происходит плавнее, а за счет увеличенной площади контакта предельный крутящий момент выше. Но для работы колес с косым зубом приходится применять упорные подшипники, так как возникает механическая сила, направленная вдоль оси. В основном косозубые колёса используются там, где нужны передачи большого крутящего момента на высоких скоростях.

Шевронное колесо. Этот вид имеет з убья, которые выполнены в форме буквы V на плоскости вращения колеса . Главной особенностью шевронных колес является то, что силы на осях обеих половин компенсируются , вследствие чего отпадает необходимость в использовании упорных подшипников . Различают шевронное и многошевронное цилиндрическое зубчатое колесо, состоящее соответственно из двух и более полушевронов, а также шевронное цилиндрическое зубчатое колесо со сплошным венцом и разделенными полушевронами.

В отдельные виды выделяются: цилиндрическое колесо с круговыми зубьями, цилиндрическое колесо со смещением (без смещения), циклоидальное, эвольвентное и цевочное цилиндрическое колеса.

Колесо с круговыми зубьями. Передачу с такими колесами называют передачей Новикова. При такой передаче контакт поверхностей зубьев происходит в одной точке на линии зацепления, расположенной параллельно осям колёс. Зубья данного вида колеса выполнены в виде полукруга, радиус которого подбирается под нужные требования. Колеса с круговыми зубьями в сравнении с косозубыми обладают более высокой нагрузочной способностью зацепления, высокой плавностью и бесшумностью работы, но при тех же условиях работы у них снижен КПД и ресурс работы, что не позволяет их применять широко.

Колесо со смещением либо без смещения. Это з убчатое колесо , зубья которого образованы при номинальном положении исходной производящей рейки, характеризуемом отсутствием касания (касанием) делительных поверхностей исходной производящей рейки и обрабатываемого зубчатого колеса.

Циклоидальное колесо. В данном виде профили зубьев шестерни выполнены по циклоидальной кривой. Однако при таком способе зацепления шестерен имеется большой недобор чувствительности из-за изменения расстояния между осями. Циклоидальное колесо применяется в основном в приборостроении. Колесо сложно в изготовлении, поскольку при его создании требуется использование очень многих специальных зуборезных инструментов.

Цевочное колесо. В данном случае зубья одного из колес имеют вид пальцев в форме цилиндра. Такой вид шестерен образовался на базе циклоидального колеса и получил более широкое применение как в машиностроении, так и в приборостроении.

Чертежи выполненные в программе КОМПАС.

В данном разделе размещены чертежи узлов и деталей выполненные в программе Компас. Все чертежи доступны для скачивания, их можно использовать, исключительно, в качестве образца, для разработки собственной конструкторской и технологической документации, или для написания Ваших курсовых и дипломных работ.

Компас 3D – одна из лучших систем трехмерного твердотельного моделирования. Программа имеет русский интерфейс и может быть использована, как в машиностроительной промышленности, так и для строительного проектирования.

При помощи данной программы можно в кратчайшие сроки осуществлять подготовку производства, быстро разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию, необходимую для выпуска изделий. Кроме того имеются возможности передачи геометрии изделий в расчетные пакеты и передача геометрии в пакеты разработки управляющих программ для станков с ЧПУ.

К основным функциям относятся:

  • большой комплект инструментов трехмерного моделирования;
  • возможность моделирования деталей из листового материала – создание листового тела, отверстий, сгибов, буртиков и др., а также выполнение развертки полученного листового тела;
  • возможности, облегчающие проектирование литейных форм – линии разъема, литейные уклоны, полости с заданием усадки;
  • множество библиотек типовых элементов;
  • возможность получить конструкторскую и технологическую документацию: чертежи, спецификации, таблицы, схемы, текстовые документы;
  • средства интеграции с различными CAD/CAM/CAE системами.

Мы перечислили лишь небольшую часть функциональных возможностей программы, если Вы хотите больше узнать о ней, посетите официальный сайт компании АСКОН, он находится по адресу http://ascon.ru.

1.Вал-шестерня.

Два чертежа формата А2

  • Чертеж детали вал-шестерня;
  • Чертеж заготовки детали вал-шестерня. Заготовка изготавливается на горизонтально ковочной машине ГКМ.

Объем архива ZIP — 39КБ

2.Корпус.

Чертеж детали корпус, формата А2

Объем архива ZIP — 35КБ

3.Крышка.

Чертеж детали крышка, формата А2

Объем архива ZIP — 34КБ

4.Фреза червячная.

Чертеж фрезы червячной, формат А2

Объем архива ZIP — 41КБ

5.Долбяк чашечный прямозубый.

Чертеж долбяка чашечного, формат А3

Объем архива ZIP — 30КБ

6.Контрольное приспособление.

Чертеж контрольного приспособления, формат А2

Объем архива ZIP — 26КБ

7.Кинематическая схема вертикально-фрезерного станка модели 6А54.

Чертеж kинематической схемы вертикально-фрезерного станка 6А54, формат А3

Объем архива ZIP — 39КБ

8.Редуктор цилиндрический.

Два чертежа формата А1

  • Сборочный чертеж цилиндрического редуктора;
  • Деталировка (вал, вал шестерня, колесо зубчатое, крышки подшипников);
  • Спецификация 2 листа.

Объем архива ZIP — 123КБ

Автор: Саляхутдинов Роман

«БОСК 8.0»

Познай Все Cекреты КОМПАС-3D

  • Более 100 наглядных видеоуроков;
  • Возможность быстрее стать опытным специалистом КОМПАС-3D;
  • Умение проектировать 3D изделия (деталей и сборок) любой степени сложности;
  • Гарантии доставки и возврата.
Автор: Саляхутдинов Роман

«БОСК 5.0»

Новый Видеокурс. «Твердотельное и Поверхностное Моделирование в КОМПАС-3D»

  • Большая свобода в обращении с поверхностями;
  • Возможность формирования таких форм, которые при твердотельном моделировании представить невозможно;
  • Новый уровень моделирования;
  • Гарантии доставки и возврата.
Автор: Дмитрий Родин

«AutoCAD ЭКСПЕРТ»

Видео самоучитель По AutoCAD

  • 60 наглядных видеоуроков;
  • Более 15 часов только AutoCAD;
  • Создание проектов с нуля прямо у Вас на глазах;
  • 365-дневная гарантия

Построение эвольвентного зубчатого колеса в Autodesk inventor.

Построение эвольвентной цилиндрической шестерни в Autodesk inventor. Для построения зубчатых колес в инвенторе существует специальный мастер проектирования эвольвентный цилиндрических зубчатых колес, поэтому вычерчивать эвольвентные шестерни самостоятельно совсем не обязательно.

Проектирование эвольвентной зубчатой передачи в Autodesk inventor.

Для того чтобы спроектировать и рассчитать зубчатую передачу в инвенторе необходимо открыть и сохранить файл сборки(файл расширения iam). В файле для создания обычной детали Вы не найдете мастера проектирования зубчатых колес.

После открытия файла сборки выбираем вкладку проектирование и нажимаем на иконку цилиндрическое зубчатое зацепление.

Autodesk inventor откроет окно генератора компонентов цилиндрического зубчатого зацепления.В этом окне указываются все необходимые параметры зубчатой передачи.

Хочу обратить ваше внимание на то что во вкладке выбора модели мы должны выбрать тот пункт, параметры эвольвентного зацепления которого нам неизвестны. Если, например, нам неизвестно межосевое расстояние, то выбираем именно его, если неизвестен модуль или количество зубьев, то выбираем соответствующие пункты. Autodesk inventor будет рассчитывать неизвестный параметр с учетом указанных Вами параметров зубчатой передачи.

Если модуль, количество зубьев и межосевое расстояние нам известны, то выберем пункт общий коэффициент смещения. Укажем передаточное отношение, модуль, количество зубьеви межосевое расстояние.

Во вкладке выбора коэффициента смещения выберем обратно пропорционально, для того чтобы зубчатые колеса имели одинаковый коэффициент смещения.

Также выбираем угол наклона зубьев. Если шестерня прямозубая, то угол наклона равен нулю градусов. Угол профиля оставляем 20 градусов.

Указываем ширину зубчатого венца для шестерни и зубчатого колеса соответственно.

После указания всех параметров нажимаем рассчитать. Если подрезания зубьев не происходит, то в нижнем окне все надписи будут синего цвета. Если возникнут ошибки, то необходимо скорректировать указанные параметры для построения зубчатых колес.

После нажатия ОК и выхода из генератора компонентов цилиндрического зубчатого зацепления Autodesk inventor построит пару зубчатых колес с указанными ранее параметрами.

Если необходимо поменять параметры и перестроить пару, кликнем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберем редактировать с помощью мастера проектирования.

Теперь посмотрим на то, какую геометрию колес выдал нам инвентор. Сделав приближение мы видим пересечения зубчатых колес. В нашей реальности такое не допустимо.

Такая геометрия не соответствует действительности, это вовсе не эвольвента, а всего лишь дуги. Таким образом Autodesk inventor упрощает визуализацию, чтобы снизить нагрузку на Ваш компьютер.Если нет необходимости в точной 3D геометрии шестерен, то вы можете оставить и такие(для построения чертежа может сгодиться)

Но все это не означает, что в инвенторе нельзя построить шестерню с правильным профилем зубьев.

Если параметры зубчатой передачи верны и нас устроили, то можно построить колеса с точным профилем.
Кликнув правой кнопкой на одном из колес, вызовем контекстное меню. В нем выберем экспортировать профиль зуба.

В появившемся окне экспорта профиля зуба выберем шестерню или зубчатое колесо. Ползунок допуска укажем на максимальное положение.

Получаем вот такой кругляк заготовку с нарисованным эскизом для выреза зуба для соответствующей шестерни или зубчатого колеса.

Достроим нашу шестерню. Заранее укажем две фаски с торцов будущих зубьев.

Произведем выдавливание эскиза.

Обратим внимание на точность построения эвольвенты.

Скроем видимость эскиза.

Выполним круговой массив выреза зуба, указав точное количество зубьев нашей шестерни.

Для достоверности создадим и нарисуем на торце эскиз для отверстия и шпоночного паза.

Выдавим эскиз и добавим пару фасок для отверстия.

В итоге мы получаем эвольвентную цилиндрическую шестерню с правильно выполненным эвольвентным профилем. Этой точности модели должно хватить для вырезания шестерни на координатных станках.

Построение модели эвольвентного цилиндрического зубчатого колеса в Autodesk inventor видео.

Проектирование эвольвентной шестерни цилиндрического зубчатого колеса в Autodesk inventor.

Добавить комментарий

Adblock
detector