ПЕРЕСТАВНАЯ ОПАЛУБКА

ПЕРЕСТАВНАЯ ОПАЛУБКА

В процессе строительства масштабных сооружений из монолитного бетона переставная опалубка снискала особую популярность. Ее конструкция дает возможность выполнить оперативную разборку и монтаж опалубочной системы на новом месте. С помощью переставной опалубки можно в сжатые сроки осуществлять отливку широкого спектра разнообразных конструкций. Как правило, это фундаменты, несущие стены и перегородки, межэтажные перекрытия, колонны и пр. Ниже мы акцентируем внимание на этом более детально.

Виды опалубок

Различают следующие виды опалубки:

  1. Cтационарная опалубка, которая используется только один раз для бетонирования какой — либо конструкции или сооружения, и оборачиваемую, состоящую из типовых элементов, которые могут быть применены неоднократно. Стационарная опалубка требует большого расхода леса; она дорога и применяется в исключительных случаях.
  2. Оборачиваемая опалубка значительно дешевле стационарной, требует меньше леса и менее трудоемка. Многократно оборачиваемая опалубка подразделяется по видам:
    • Подъемно – переставная — применяется для возведения специальных сооружений постоянного и переменного сечения по высоте, чаще всего имеющих конусообразную направленность вверх, труб, градирен, силосных сооружений и т.д. 2.
    • Катучая или передвижная — передвигается в горизонтальном направлении без разборки;
      • применяется при бетонировании сводов-оболочек
      • сводов двоякой кривизны
      • тоннелей каналов. 3.
    • Подвижная или скользящая — передвигается в вертикальном направлении, применяется для бетонирования
      • силосов
      • башен мостовых опор и др.

Подъемно — переставная опалубка

Подъемно — переставная опалубка состоит из двух конических оболочек — наружной и внутренней, подвешенных к радиальным направляющим, которые прикреплены к кольцевой раме, подвешенной на петлях к шахтному подъемнику.

Оболочки собирают из панелей, выполненных из листовой стали толщиной 2 мм, которые скрепляют между собой болтами. Панели наружной оболочки бывают двух типов прямоугольные, трапецеидальные благодаря чему оболочка приобретает форму конуса. Панели внутренней оболочки вдвое меньше по высоте, их навешивают в два яруса.

Все панели внутренней оболочки и опалубки прямоугольные. С внутренней стороны этих панелей приварены «ушки», в которые закладывают арматурные стержни диаметром 14 мм, образующие четыре ряда замкнутых упругих горизонтальных колец.

Сооружение бетонируют по ярусно. После того, как бетон в очередном ярусе достигнет необходимой прочности, опалубку переставляют на выше расположенный ярус. При этом регулируют опалубку в радиальном направлении. По мере перестановки вверх, по ходу бетонирования опалубки, уменьшается длина формы по окружности за счет удаления панелей оболочек после каждого подъема опалубки.

Подъемно-переставная опалубка может использоваться вместо подвижной (скользящей)опалубки, если в последней из-за малого объема работ или по другим причинам затруднительно организовать бетонирование конструкций. Конструкции подъемно-переставной опалубки должны обеспечивать:

  • возможность изменения поперечного сечения бетонируемого сооружения в соответствии с проектом при перемещении опалубки по высоте;
  • строго заданное положение опалубки и надежное закрепление ее элементов при перестановках;
  • возможность беспрепятственного подъема людей и подачи материалов к рабочей зоне в процессе возведения сооружения.
  • При перемещении подъемно-переставной опалубки смещение ее продольной оси относительно оси сооружения допускается не более 10 мм.

Катучая (передвижная) опалубка

Катучая (передвижная) опалубка представляет собой опалубочную форму с механическим устройством для распалубки и складывания в транспортное положение. Опалубку устанавливают на щитках или тележках и передвигают по рельсовому пути.

В зависимости от конструкции поддерживающихопалубку подмостей все виды катучей (горизонтально перемещаемой) опалубки могут быть разделены на две группы:

  1. с подмостями, неизменными по высоте (Первые применяются для бетонирования гладких поверхностей без ребер и диафрагм)
  2. с подъемно-опускными подмостями (Первые применяются для бетонирования гладких поверхностей с ребрами и диафрагмами)

Тогда в первом случае опалубку перемещают при незначительном ее отрыве от бетона или опускании при помощи домкратов, клиньев или других устройств, а во втором — с помощью лебедки и полиспастов или талей. Правильность положения осей опалубки проверяют после каждой ее перестановки.

Требования а катучей опалубке

К катучей опалубке предъявляются следующие требования:

  • конструктивные элементы, входящие в состав каждой секции опалубки, должны быть надежно соединены друг с другом с тем, чтобы при перестановках не искажалось проектное сечение бетонируемой конструкции;
  • конструкции опалубки должны обеспечивать возможность быстрого ее отделения от забетонированных частей сооружения, беспрепятственной передвижки на новую позицию точной установки для повторного бетонирования.

Скользящую (подвижную) систему опалубки

Скользящую (подвижную) систему опалубки применяют для бетонирования высоких сооружений с компактным периметром и неизменяемой по высоте формой плана. Скользящая опалубка состоит из опалубочных щитов, подвешенных к домкратной П- образной раме, домкратов, маслопроводов, рабочей площадки и подвесных подмостей.

Домкратные рамы являются основным несущим элементом, на них подвешена опалубка, подмости, рабочий стол. Скользящая опалубка обычно имеет высоту 1,1 — 1,2 м и охватывает бетонируемое сооружение по наружному и внутреннему контурам.

При круглом сечении сооружения скользящая опалубка состоит из двух концентрически расположенных стенок, прикрепленных к внутренним и наружным кружалам. Опалубка имеет конусность (ширина формы по верху на 6 — 8 мм меньше, чем по низу), облегчающую ее подъем, и обычно выполняется цельнометаллической, что придает ей большую жесткость и повышает оборачиваемость.

Опалубку поднимают с помощью домкратов, опирающихся на установленные внутри опалубки возводимого сооружения домкратные опорные стержни. Домкраты, поднимаясь по домкратным стержням, увлекают за собой опалубку.

Рабочий настил блока формы — деревянный, его укладывают на облегченные металлические прогоныи закрепляют к стойкам П-образных рам. При необходимости к ним подвешивают подмости, с которых затирают бетонную поверхность или выполняют другие работы. Для безопасности работы по наружному контуру подвижной опалубки устраивают ограждения рабочего пола высотой 1 м, а для защиты рабочих, находящихся на наружных подвесных подмостях, — козырьки.

Скорость подъема зависит от приобретенной бетоном прочности, допускающей распалубливание и исключающей возможность сцепления бетона с опалубкой. Стенки мелкоблочной опалубки обладают большей гибкостью, чем крупноблочной. Щиты этой опалубки при высоте 1,1 м имеют ширину 0,5-0,65 м. Их навешивают накружала, собранные в каркасы.

В стеках крупноблочной опалубки кружала составляют одно целое с обшивкой щита. толщиной 2 мм приваривают стальной щит прерывистой сваркой к верхнему бортовому уголку и к вертикальным ребрам жесткости — уголкам. Верхнее и нижнее кружала из уголковой стали приваривают кребрам жесткости. Щиты соединяют между собой спомощью накладок и болтов. Длина щитов от 0,5 до 2,5м, высота — 1,1 м.

Опалубка перечисленных типов выполняется из дерева, водостойкой фанеры и в некоторых случаях из металла. Основные требования, предъявляемые к опалубке, — прочность и неизменяемость форм.

Опалубка из сборных железобетонных плит

Для массивных гидротехнических сооружений применяют опалубку из сборных железобетонных плит, которые включают в конструкцию бетонируемого массива и используют в качестве плотной долговечной облицовки сооружения. Сборные конструкции изготавливают в много оборачиваемых формах из металла и бетонных матриц.

В матрицах для прогрева бетонных конструкций заделывают паропроводы. Пропуском пара через регистры матриц обеспечивается прогревание бетона до температуры 60о. Оборачиваемость матриц около 200 раз.

Опалубка ленточных фундаментов

При высоте не более 25 см делается из досок толщиной 4 – 5 см.Распор от бетона воспринимается кольями, забитыми в грунт, или проволочными стяжками. При высоте фундаментов от 25 до 75 см опалубка производиться из щитов , которые раскрепляются схватками и упорами.

Читайте также  Печь на солярке своими руками

Сечения схваток должно быть 25 х 100 мм. При высоте фундамента до 50 см схватки пришиваются двумя гвоздями, более 50 см –тремя, диаметром 3 мм и длиной 70 мм.

Разборка опалубки надо начинать с удаления боковых элементов опалубки, не несущих вес бетона, когда бетон отвердеет настолько, что не будет подвергаться повреждениям при снятии опалубки.

Раскружаливание производиться путем ослабления клиньев, выпуска песка из цилиндров, опускания домкратных винтов или другими способами, способствующими плавному опусканию поддерживающих опалубку конструкций.

Преимущества и недостатки

Разборно-переставные опалубки позволяют добиваться сокращения трудозатрат на установку и демонтирование, что влечет за собой снижение финансовых расходов. Кроме того, переставная опалубка отличается следующими достоинствами:

  • сроки строительных работ снижаются почти в два раза;

  • по сравнению с остальными опалубочными конструкциями, подъемно-переставная опалубка позволяет сэкономить до пятнадцати процентов финансирования;
  • можно не выполнять уплотнение бетонной смеси, что дополнительно сокращает время и деньги;
  • есть возможность возводить объекты с необычными проектными формами;
  • поверхность бетона получается гладкой, количество видов отделочных работ уменьшается.

К слову, имеются и отрицательные моменты:

  • заливать бетонный раствор необходимо одномоментно;
  • элементы опалубки отличаются внушительными размерами и массой, что подразумевает привлечение специальной техники;
  • угол бетонирования изменить нельзя;
  • работать с подобными разборными опалубками способны только опытные строители.

Разборно-переставная конструкция делится на три вида и каждый из них предназначен для решения определенных задач.

Мелкощитовая

Является более универсальной версией. Щиты небольших параметров позволяют монтировать различные формы, и большинство конструкций можно собирать без специальной техники. Такая опалубка нашла широкое применение не только в профессиональной, но и в частной строительной сфере.

Максимальные параметры одного щита составляют не более трех квадратных метров. Масса – до пятидесяти килограмм. Такую разборную опалубку вполне можно монтировать своими руками.

Такие опалубки используют при:

  • строительстве частных жилых домов;
  • отливке колонн;
  • обустройстве фундаментных оснований;
  • выполнении перепланировочных работ с установкой новых перегородок.

Мелкощитовая передвижная опалубка отличается скромными размерами, но из них монтируются прочные конструкции, способные выдерживать давление бетонного раствора до 0.5 Па. С помощью такой системы собираются пространственные блоки, устанавливаются конструкции больших форм и ступенчатых элементов.

Комплект опалубочной системы включает в себя следующие элементы:

  • каркасные щиты;
  • стальные либо фанерные палубы, крепящиеся к каркасу;
  • распорные элементы, регулирующие положение в пространстве;
  • крепежные наборы в виде винтов, скоб, замков.

Если щиты изготавливались в заводских условиях, то по всему периметру у них имеется перфорация под крепежные элементы. Такая особенность ускоряет процесс монтажных работ.

Крупнощитовая

Такими конструкциями пользуются, чтобы строить большие объекты. Достоинством считается быстрая сборка, потому что щиты отличаются большими размерами. Монтаж конструкции осуществляется с привлечением грузоподъемной техники.

Площадь одного щита составляет от трех до двадцати квадратных метра, по этой причине такими системами пользуются главным образом в профессиональном строительстве.

Комплектация не отличается от предыдущего вида, только вместо распорных элементов применяются домкраты.

Если придерживаться правил использования и хранения крупнощитовой опалубочной конструкции, она обеспечит вам до пятисот рабочих циклов.

Подъемно-переставная

Это вид передвижной опалубки напоминает крупнощитовой вариант, но определенные различия все же имеются. Состоит такая опалубка из следующих элементов:

  • внутренних и внешних щитов прямоугольных и трапециевидных форм;
  • несущих колец;
  • опорных рам;
  • аппарата радиального перемещения внешних частей.

Формы могут применяться при строительстве сооружений с переменным сечением. Как только нижний забетонированный ярус застынет, щитовая конструкция поднимается, наращивается высота и меняется сечение за счет частичной разборки. Получается, что монтаж опалубки чередуют с бетонированием, что дает все основания отнести данную разновидность к переставным системам.

Крупнощитовая опалубка

Крупнощитовая переставная опалубка конструктивно во многом похожа на мелкощитовую. Основное отличие заключается в размере щитов, используемых для формирования опалубочной системы (максимальный размер щита: ширина – 2,4 м, высота – 3,0 м; вес одного элемента может достигать 400÷500 кг). Поэтому монтаж крупнощитовой опалубочной системы возможен только с применением грузоподъемного оборудования. Для изготовления ребер жесткости щитов используют стальной профиль повышенной прочности (от 64⨯64 мм до 114⨯114 мм). В комплект крупнощитовой разборно переставной опалубки кроме линейных щитов входят также угловые элементы, кронштейны подмостей и ограждений, крепежные замки, выравнивающие балки, стяжные болты, упоры, узкие доборные щиты различной ширины.

Сборка и демонтаж крупнощитовой переставной опалубки аналогичен опалубке мелкощитовой. Основным преимуществом этого вида является то, что для обустройства типовых стен нет необходимости соединять щиты по вертикали.

Наибольшей популярностью пользуется крупнощитовая опалубка “Peri” (Германия).

Монтаж и демонтаж конструкций

Начинают установку щитов по проектному периметру будущего сооружения. Вдоль него сначала монтируются рельсовые пути, которые служат для перемещения конструкций в пределах строительной площадки. Нижняя часть формового блока обязательно оснащается шаровыми опорами, их устанавливают на рельсы и фиксируют на поверхности при помощи домкратов.

После завершения монтажных работ по сборке сегментов опалубки готовый модуль заполняется бетонным раствором. После приобретения бетоном распалубочной прочности форма передвигается вверх на ярус выше.

Совет! Применение опалубки допускается в зданиях, в которых высота каждого этажа не превышает 3,3 метра, а толщина стены не должна быть больше 16 см.

Подъемно-переставная опалубка – это специально разработанная строительная конструкция для возведения высотных сооружений одинакового или переменного сечения. Её применение ускоряет и облегчает процесс возведения конструкций, снижает финансовые затраты. Проведение работ требует определенной квалификации.

Принцип действия и устройство

Строительство высотных домов облегчается с применением скользящей опалубки. Профессиональный инвентарь помогает проводить бетонирование стен в 3 раза быстрее, чем обычная технология. Опалубка используется следующим образом:

    Схема устройства скользящей опалубки

Опалубка выставляется вокруг дома и тщательно закрепляется подпорками до получения идеальной конструкции. К щитам монтируются домкраты, необходимые для подъема системы на нужный уровень.

  • Скользящая опалубка заполняется бетоном и сохраняется до неполного застывания раствора.
  • Ослабевается ограничительный элемент, конструкция поднимается домкратами на следующий уровень. Проводится бетонирование. Очередной слой бетона заливается до полного застывания предыдущего слоя. Если требуется прервать работу, то в раствор добавляется специальный состав, предотвращающий застывание смеси.
  • Описанная технология повторяется до окончания строительства.
  • Состоит разборно-подъемная опалубка из:

    • деревянных щитов;
    • домкратных рам и балок;
    • навесные подмостки в сборе для рабочих;
    • настил внутри конструкции для расположения бетонщиков и размещения строительного материала.

    Опалубка изготавливается своими руками или покупается готовая конструкция.

    Оборудование для строительства

    Опалубка

    Все типы опалубки для транспортного, гражданского и промышленного строительства: опалубка для стен, перекрытий, колонн, радиусных и сводчатых конструкций, лифтовых шахт, пролетных строений мостов и эстакад; подъемно-переставная опалубка для высотных конструкций; специальная опалубка для лицевого бетона и уникальной архитектуры

    Механизированная опалубка

    Самоподъемная и скользящая опалубка для высотного строительства, самоходные опалубочные агрегаты для пролетных строений мостов, механизированные тоннельные комплексы

    Вспомогательное оборудование

    Технологические укрытия и механизированные леса для пролетных строений сложной геометрии, лестницы, самоподъемная ветрозащита, технологическое оборудование для монтажа навесных фасадных модулей

    Читайте также  Как приварить петли на ворота

    Правила заливки опалубки

    Рассмотрим распространенные виды бетонных работ в частном строительстве, для которых можно изготовить опалубку своими силами:

    • Заливка отмостки, садовой дорожки, площадки для автомобиля и другие подобные «горизонтальные» бетонные работы могут быть выполнены в опалубку из нового или б/ушного красного кирпича. Опалубка из кирпича для заливки бетона выкладывается по контуру будущей конструкции в неглубокую траншею (50-60 мм) по строительному уровню. Пространство между кирпичными «контурами» заливается бетоном. При этом кирпич остается в траншее и выполняет функцию защиты контуров бетонной конструкции от разрушения.
    • Заливка фундамента здания. Как правило, это ленточный фундамент, заливаемый в траншею соответствующей глубины и ширины. В этом случае, функцию основной опалубки выполняют стенки траншеи. Если же по тем или иным причинам требуется поднять верхний срез фундамента над нулевой точкой (поверхность грунта) производится заливка бетона в опалубку, изготовленную из досок толщиной не менее 25 мм и брусков 40х40 или 50х50 мм. Из досок и брусков сколачиваются щиты. Щиты устанавливаются по внешнему и внутреннему периметру фундамента, связываются между собой стальными шпильками. Выполняется работа по заливке бетона. Когда снимать опалубку после заливки бетона «скажет» температура воздуха. При температуре воздуха 20-25 градусов Цельсия – конструкцию разбирают через 3-4 суток. При температуре 5-10 градусов распалубка производится через 7-10 суток.
    • Заливка бетонных стен. В этом случае используется самодельная переставная опалубка из деревянных щитов высотой около 70 см, опираемая сначала цоколь здания. После заливки и схватывания первого «пояса», шиты, переставляют выше и опирают уже на залитый «пояс», и так до «выгонки» всех стен. Внешний щитовой пояс соединяется с внутренним поясом при помощи двух рядов стальных резьбовых переставных шпилек. При этом нижний ряд шпилек выполняет функцию опоры на цоколь и очередные «пояса» стены.
    • Заливка перекрытия. Самодельная опалубка для заливки плиты перекрытия состоит из двух конструкций. Это деревянные щиты, закрепленные тем или иным способом по наружному периметру стен и дополнительный горизонтально расположенный деревянный щит, выставленный внутри помещения на высоту потолка при помощи мощных бревен. Это достаточно сложная, но имеющая право на жизнь конструкция. Основная проблема – правильно и надежно выставить горизонтальный щит. В противном случае он либо упадет под грузом бетона, либо разрушится.

    Виды опалубочных систем для мостовых опор

    Для строительства вышеприведенных конструкций применяются следующие основные типы опалубки для мостов:

    • мелкощитовая стальная опалубка;
    • крупнощитовая стальная опалубка;
    • индивидуальная опалубочная система;
    • балочно-ригельная опалубка;
    • гидравлическая подъемно-переставная опалубка;
    • консольная опалубка;
    • опалубочные системы для мостовых балок.

    Какой из типов оснастки будет применяться для строительства конкретного объекта, зависит преимущественно от размеров моста, особенностей и рельефа местности, назначения и других особенностей проекта.

    Мелкощитовая стальная опалубка

    Данный тип оснастки применяется для сборки опалубки опор мостов со сложной конфигурацией. Небольшие размеры ее отдельных элементов позволяют инженерам и строителям воссоздавать колонны с линейными геометрическими формами. Чаще всего ее применяют для возведения невысоких мостов. Оснастка такого типа состоит из рамных щитов и вспомогательных деталей, которые служат для монтажа системы. Более дешевым аналогом стальной мелкощитовой опалубки является оснастка с деревянной палубой, применяемая для реализации малогабаритных мостовых конструкций.

    Крупнощитовая стальная опалубка

    Эта разновидность оснастки также предназначена для создания опор с прямолинейной геометрией – квадратных или прямоугольных.

    Конструкция металлической опалубки мостовых опор состоит из щитов, раскосов, подмостей и других элементов. Подобные системы применяются для строительства высоких сооружений, проходящих через каньоны, реки и другие неровности рельефа. Также крупнощитовая опалубка часто используется для формирования крупногабаритных сплошных опор, идущих по всей ширине мостового полотна.

    Опалубка особой конфигурации (индивидуальная)

    Индивидуальная опалубка для мостовых сооружений применяется только в случаях, когда реализовать задумку проектировщика и инженеров с помощью традиционных систем не представляется возможным. Ее изготавливают по специальному заказу на соответствующих производствах. Такая опалубка имеет нестандартную форму, может представлять собой цельные конструкции, в точности повторяющие геометрию мостовых опор с уникальными архитектурными особенностями. Часто используется при строительстве пешеходных переходов и прочих мостовых сооружений в местах исторической застройки.

    Балочно-ригельная опалубка

    Данный тип оснастки собирается из деревянных балок, которые устанавливаются вертикально и скрепляются в единую конструкцию при помощи ригелей. Для фиксации собранной системы применяют раскосы. Используются подобные опалубки мостов для строительства опор с относительно небольшим сечением. Ее преимущество заключается в невысокой стоимости покупки или аренды, а также в сравнительно небольших затратах на транспортировку и монтаж.

    Гидравлическая подъемно-переставная опалубка

    Одной из самых технологически сложных опалубочных систем для строительства мостов является подъемно-переставная гидравлическая оснастка. Ее эксплуатация позволяет формировать опоры без применения специальной подъемной техники. Состоит такая опалубочная система из пространственного каркаса подмостей и гидравлических опор, которые поднимаются на любую высоту, опираясь на направляющие рельсы. Строительство каждой отдельной опорной колонны с применением такого оборудования выполняется поэтапно.

    Консольная опалубка

    Эта разновидность опалубочной системы для строительства мостов представляет собой заранее собранную конструкцию, которая крепится на предыдущий сформированный участок опоры. То есть проектные операции также выполняются поэтапно. К перестановке консольной опалубки приступают тогда, когда ранее сформированный участок уже схватился и набрал прочность, достаточную для того, чтобы выдержать вес установленной выше оснастки и залитого бетона. Все манипуляции между этапами формирования выполняются с применением тяжелой строительной техники, то есть подъемными кранами.

    Опалубка для мостовых балок

    Помимо опор при строительстве различных мостов требуется формирование продольных балок, которые служат связующими звеньями и принимают нагрузку от дорожного полотна или железной дороги. Их обустройство также ведется с использованием одной из нескольких разновидностей опалубки для мостовых балок.

    Оснастка для формирования рассматриваемых инженерных элементов располагается на уже готовых к нагрузкам мостовых опорах, а также в некоторых случаях дополнительно фиксируется на подмостях.

    Одной из разновидностей оснастки для создания пролетных конструкций является несъемная опалубка для мостов. Она изготавливается из различных материалов и после заливки бетона остается в качестве монолитной функциональной части моста. Такая технология позволяет существенно упростить строительство пролетов между опорами на больших высотах и в сложных условиях местности.

    Широкий выбор опалубки для реализации различных задач предлагает компания «РегионСтройКомплект». Обратившись к нашим менеджерам, вы можете как купить, так и арендовать необходимое оборудование