ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы безопасности жизнедеятельности

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 39

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс

Наша Земля прекрасна и в летнее солнечное утро, и в снежный зимний день, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. Изумительны по-своему и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне.

Но многие природные явления могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека.

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.

Понимая важность этой проблемы, в Российской Федерации принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряд постановлений Правительства, на основании которых развернута подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, в том числе преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Наш учебник написан в соответствии с программой этой дисциплины на основе информационных материалов и опыта лучших специалистов страны. Он поможет не только узнать механизмы возникновения опасных природных ситуаций, но и познакомит с опытом действий по защите от поражающих природных факторов.

За последние годы расширяется география наших поездок, мы становимся очевидцами стихийных явлений, которых не бывает там, где мы живем. Каждый из нас может оказаться в зоне стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации природного характера. И от наших действий будет зависеть наша жизнь, жизнь близких людей. Природа Земли такова, что опасные природные явления всегда были, есть и будут, а значит, мы должны быть к ним готовы.

Изучая курс ОБЖ, вы уменьшаете вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникновение страха и паники — главных причин стресса и гибели людей.

Как работать с учебником

В первую очередь ознакомьтесь с оглавлением учебника, вам будут понятны его структура и логика изложения материала. Работая с учебником, обращайте внимание на выделенные в тексте слова — понятия и термины. Для успешного усвоения знаний в учебнике предлагается дополнительный материал:

в рубрике «На заметку» дается информация, расширяющая представления об изучаемом опасном природном явлении;

в рубрике «Некоторые факты» приводятся документальные сведения о проявлении стихийных бедствий, необходимые статистические данные.

«Вопросы и задания» в конце параграфа помогут вам проверить свои знания и понять, как вы усвоили новый материал.

Заполнять кроссворды следует без нажима простым карандашом — ведь этот учебник ещё будет служить другим ребятам.

При подготовке к занятиям обращайтесь к форзацам учебника, там вы найдёте фотографии, иллюстрирующие разнообразные природные стихийные явления.

ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана специальная система — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (кратко РСЧС).

РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций (это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов). Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Надо сказать, что защита населения является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.

К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:

прогноз чрезвычайных ситуаций;

Как измеряют скорость и направление ветра?

Скорость перемещения воздушных потоков успешнее всего можно измерить, используя ветромер (анемометр). Широкое распространение получил чашечный анемометр — измерительный прибор, на вертикальной оси которого крестообразно укреплены чашки — полушария, которые вращаются от любого, даже легкого, ветерка, и чем он сильнее, тем быстрее происходит вращение. От оси прибора идет передача к счетчику оборотов.


Наиболее известным ветромером является чашечный анемометр.
Чем больше скорость ветра, тем быстрее он вращает чашки.

Рядом с ветромерами обычно устанавливают флюгер, указывающий направление ветра. На аэродромах и возле мостов, где ветер может представлять опасность для автомобилей, устанавливаются ветроуказатели — большие конусообразные мешки из полосатой ткани, открытые с обеих сторон.


На аэродромах и возле мостов направление и силу ветра издали показывают
ветроуказатели — открытые с обоих концов большие полотняные полосатые конусы.

Прежде чем люди научились измерять скорость ветра в м/сек или км/ч, они пользовались для этой цели шкалой Бофорта — английского адмирала, который составил таблицу, описавшую и охарактеризовавшую разные ветры, сведенные в систему баллов от 0 (полный штиль) до 12 баллов (самый сильный ураганный ветер, доходящий до скорости 117 км/ч). Однако при смерчах и тропических циклонах скорость его бывает еще больше.

Расчёт поправок и чтение ветра при стрельбе

Сначала давайте задумаемся о том, как пули летят сквозь воздух. Сразу уточню, мы будем разговаривать о пулях , а не круглых шариках . Некоторые стрелки думают, что ветер отталкивает пулю от цели. В действительности, пулю тянет в том направлении, куда дует ветер.

Почему так происходит? Представьте бросок мяча для американского футбола в безветренную погоду. Вращающийся мяч, как и вращающийся волчок, старается остаться на той же «линии» или сохранить направление броска, так же как и волчок старается сохранить вертикальное положение вместо того, чтобы упасть. При отсутствии ветра воздух равномерно обтекает кончик мяча и тот летит прямо.

А что случится, если подует ветер? Теперь, вместо того, чтобы равномерно обтекать кончик пули, воздух будет поступать сбоку. Пуля будет стараться стабилизировать своё положение, то есть лететь прямо – по ветру, а не в цель. Например, если кончик пули смесится влево, более широкое донышко сместится вправо таким образом, что пуля будет лететь немного боком. Так как донышко больше кончика, оно создаст некоторую «задержку» (сопротивление), как если бы вы высунули ладонь из окна движущегося автомобиля. Эта задержка и тянет пулю в направлении ветра. И когда пуля летит к цели на скорости около 600 миль/час, изменение направления движения воздуха (ветер) оказывает влияние на её траекторию.

Таким образом, когда вы стреляете по цели в безветренную погоду, вы можете просто совместить мушку с целиком, наведя их на цель и, если при нажатии на спуск прицел не собьётся, ваша пуля полетит прямо по направлению к мишени. Но когда подует ветер, вам потребуется внести некоторые коррективы (поправки на ветер).

Насколько сильно дует ветер?

Но как корректировать прицел при стрельбе в ветреную погоду, чтобы компенсировать смещение пули. Один из способов – просто прицеливаться с упреждением против ветра, называется он «Упреждение по-кентуккийски» («Kentucky Windage»).

Необходима практика, чтобы научиться определять, насколько далеко смещать точку прицеливания, но преимущества этого метода – простота и быстрота применения . Посмотрите на рисунок.

Если вы используете оптический прицел или регулируемые прицельные приспособления, вы можете внести в них поправки на ветер таким образом, что сможете видеть мишень в центре картинки в прицеле, но при этом ствол будет направлен немного в сторону от неё, компенсируя влияние ветра на траекторию полёта пули.

Какую бы систему вы не использовали, вам необходимо оценить, насколько сильно дует ветер, чтобы определить, как далеко выносить точку прицеливания (или какую поправку вносить в прицел) при разной силе ветра. Один из методов оценки скорости ветра – с помощью флага.

Разделите угол положения флага на 4, и вы получите довольно точное представление о скорости ветра. Например, если флаг располагается под углом в 60 градусов к флагштоку, то разделив это значение на 4, мы получим скорость ветра в 15 миль в час. А если флаг реет под углом в 90 градусов, то скорость ветра составит около 90 / 4 = 22,5 миль/час. Посмотрите на рисунок.

Метод с использованием флага.

Но эта формула работает только тогда, когда ветер дует сбоку . Когда ветер дует из-за спины или в лицо , просто умножьте полученный результат на следующее число:

  • ветер дует под углом 75 градусов – умножьте результат на 0,96;
  • 60 градусов – на 0,86;
  • 45 градусов – 0,7;
  • 30 градусов – 0,5;
  • 15 градусов – 0,25.
Читайте также  Сколько м2 в пачке ламината

Теперь вы можете определить, что если флаг расположен под углом 60 градусов к флагштоку, а ветер дует под углом 15 градусов к нам, то скорость ветра, ВЛИЯЮЩАЯ НА ПУЛЮ, составит: 60 / 4 = 15 x 0,25 = 3,75 миль/час.

У вас нет под рукой калькулятора? Без проблем!

Другой способ рассчитать скорость ветра, который не требует калькулятора и определения всех этих углов – просто обратите внимание на то, что вас окружает. Скорость ветра можно оценить с помощью травы, листьев и деревьев.

  • 2-4миль/час: вы чувствуете на лице лёгкое дуновение. Крупные листья шелестят на ветру. Волнистые линии марева, видимые в прицел, слегка отклоняются. Воздушный шарик перемещается со скоростью пешехода.
  • 4-8миль/час: двигаются мелкие листья. Шумят ветки. Скорость быстрой ходьбы.
  • 6-10миль/час: на деревьях начинает шевелиться хвоя. Скорость бега трусцой.
  • 8-12миль/час: склоняется трава и стволы деревьев. Линии марева сносит вбок. Скорость самого быстрого из известных вам бегунов.

Для начала этого вам хватит. Тренируйте способность определять скорость ветра, его угол и воздействие, которое он оказывает на попадание пули в цель.

Скорость ветра по шкале Бофорта

Преобразует скорость ветра из стандартных единиц измерения в баллы по шкале Бофорта.

Шкала Бофорта была придумана в 1805 году английским адмиралом и гидрографом сэром Фрэнсисом Бофортом. Шкала описывает скорость ветра на основе наблюдаемых условий на море.

Скорость ветра по шкале Бофорта можно перевести в метры в секунду используя эмпирическую формулу:

где v — скорость ветра в м/с, а B — балл по шкале Бофорта.

Следующий онлайн калькулятор покажет балл по шкале Бофорта для указанной скорости ветра.

Скорость ветра

Балл по шкале Бофорта 0 — Штиль

Балл по шкале Бофорта 0 — Штиль

скорость ветра Балл по шкале Бофорта 1 — Тихий ветер

Балл по шкале Бофорта 1 — Тихий ветер

скорость ветра 1–2 узлов (0.3–1.5 м/с)
высота волны: 10 см
на море: Рябь без гребешков.
на суше: Направление ветра заметно только по отклонению дыма.

Балл по шкале Бофорта 2 — Легкий бриз

Балл по шкале Бофорта 2 — Легкий бриз

скорость ветра 3–6 узлов (1.5–3.3 м/с)
высота волны: 20 см
на море: Небольшая рябь с гребешками. Гладкие гребни не разбиваются.
на суше: Ветер чуствуется открытой кожей. Шелест листьев.

Балл по шкале Бофорта 3 — Слабый бриз

Балл по шкале Бофорта 3 — Слабый бриз

скорость ветра 7–10 узлов (3.3-5.5 м/с)
высота волны: 60 см
на море: Сильная рябь. Гребни начинают разбиваться. Кое-где появляются пенные гребешки.
на суше: Листья и маленькие ветви деревьев находятся в постоянном движении.

Балл по шкале Бофорта 4 — Умеренный бриз

Балл по шкале Бофорта 4 — Умеренный бриз

скорость ветра 11-15 узлов (5.5-8.0 м/с)
высота волны: 1 м
на море: Небольшие волны становятся длинее, образуются многочисленные пенные гребешки.
на суше: В воздух поднимается пыль и брошенная бумага. Ветви деревьев приходят в движение.

Балл по шкале Бофорта 5 — Свежий бриз

Балл по шкале Бофорта 5 — Свежий бриз

скорость ветра 16–20 узлов (8.0–10.8 м/с)
высота волны: 2 м
на море: Средней величины волны приобретают более ощутимую длинныую форму. Многочисленные пенные гребни, от которых время от времени летят брызги.
на суше: Ветви среднего размера приходят в движение. Небольшие деревья начинают качаться.

Балл по шкале Бофорта 6 — Сильный бриз

Балл по шкале Бофорта 6 — Сильный бриз

скорость ветра 21–26 узлов (10.8–13.9 м/с)
высота волны: 3 м
на море: Пенные гребни повсюду, начинают образовываться очень большие волны. Летят брызги.
на суше: Большие деревьев ветви двигаются. Слышен свист в проводах. Становится трудно пользоваться зонтиком.

Балл по шкале Бофорта 7 — Крепкий ветер

Балл по шкале Бофорта 7 — Крепкий ветер

скорость ветра 27-33 узлов (13.9–17.2 м/с)
высота волны: 4 м
на море: В воздух летят пенные брызги. Ветер образует из гребешков пены на поверхности воды длинные белые полосы.
на суше: Все деревья качаются. Сложно идти против ветра. Можно ощутить покачивание небоскребов, особенно на верхних этажах.

Балл по шкале Бофорта 8 — Очень крепкий ветер

Балл по шкале Бофорта 8 — Очень крепкий ветер

скорость ветра 34–40 узлов (17.2–20.7 м/с)
высота волны: 5.5 м
на море: Высокие волны возрастающей длины. Края гребней волн начинают разбиваться в водяную пыль. Пена выстраивается в четко обозначенные линии вдоль направления ветра.
на суше: Ветки обрывает с деревьев. Ветер отклоняет направление движения автомобилей на дороге.

Балл по шкале Бофорта 9 — Шторм

Балл по шкале Бофорта 9 — Шторм

скорость ветра 41–47 узлов (20.7–24.5 м/с)
высота волны: 7 м
на море: Высокие волны с плотной пеной. Гребни волн закручиваются. Из-за брызг может быть плохо видно.
на суше: Большие ветви срывает с деревьев, маленькие дервья могут быть вырваны с корнем. Повреждаются тенты, купола цирков.

Балл по шкале Бофорта 10 — Сильный шторм

Балл по шкале Бофорта 10 — Сильный шторм

скорость ветра 48–55 узлов (24.5–28.4 м/с)
высота волны: 9 м
на море: Очень высокие волны. Большие лоскуты пены с гребней волн раскрашивают море в белый цвет. Удары волн могут наносить серьезные повреждения. Большое количество водяных брызг заполняет воздух и затрудняет видимость.
на суше: Деревья повалены или вырваны с корнем. Плохо прикрепленную черепицу или черепицу в плохом состоянии срывает с крыш.

Балл по шкале Бофорта 11 — Жестокий шторм

Балл по шкале Бофорта 11 — Жестокий шторм

скорость ветра 56–63 узлов (28.4–32.6 м/с)
высота волны: 11.5 м
на море: Исключительно высокие волны. Очень большие лоскуты пены летят по ветру, покрывая большую часть поверхности моря. Огромное количество брызг существенно затрудняет видимость.
на суше: Повсеместное повреждение растительности. Большие повреждения почти всех крыш. Треснутые или погнутые из-за старения черепичные плитки полностью разрушаются.

Балл по шкале Бофорта 12 — Ураган

Балл по шкале Бофорта 12 — Ураган

скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности. Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.

eponim2008

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

ֺКак измерить силу ветра?

Одно из самых древних изобретений человечества – парус. Этому изобретению свыше 5 тысяч лет. Не будет преувеличением сказать, что люди обжили свою немалую планету именно благодаря парусам.

Моряки научились мастерски управляться с парусами. Более того, они стали неплохо разбираться в поведении главного «двигателя» всех парусников, ветра. Ветер был и союзником моряков, и их главным врагом. Сильный ветер гнал корабли, сокращая время в пути. И он же вздымал огромные волны, которые запросто могли сломать парусник и принести гибель. Как определить ту грань, за которой ветер-помощник становится ветром-врагом? Как измерить силу ветра?

Один из первых приборов для измерения силы ветра придумал английский ученый Роберт Гук (Robert Hooke; 1635–1703). Ветрометр Гука был настолько прост, что его применяли на флоте почти 250 лет с момента изобретения. Он представлял собой тяжелую пластинку, закрепленную на горизонтальной оси. Ветер отклонял пластинку под некоторым углом. Угол отклонения был пропорционален силе ветра и измерялся по прикрепленной снизу полукруглой шкале.

В 1806 году британский адмирал Фрэнсис Бофорт (Francis Beaufort; 1774 — 1857) предложил двенадцатибальную шкалу измерения силы ветра.

Шкала Бофорта не была напрямую связана со скоростью ветра, а ориентировалась на поведение корабля в море. Она учитывала воздействие ветра на различные предметы (флаги, флюгера, деревья и строения на берегу), а также высоту волн, создаваемых ветром в открытом море. Бофорт разместил признаки нарастания силы ветра по бальной шкале, начиная с 0 баллов (полный штиль) до 12 баллов (ураган). Первые пять баллов (от 0 до 4) описывали движение корабля с полностью установленными парусами по относительно чистому и гладкому морю. Следующие пять баллов (от 5 до 9) описывали движение корабля с частично свернутыми парусами по волнующемуся, бурному морю. Последние три балла (от 10 до 12) описывали корабль, который борется за выживание во время шторма или урагана.

Несмотря на кажущуюся приблизительность и субъективность, шкала Бофорта оказалась очень практичной. В 1838 году руководство королевского флота сделало эту шкалу обязательной на всех своих кораблях. В 1874 году Всемирная метеорологическая организация приняла ее для повсеместного использования. Шкала Бофорта используется и поныне.

Написание фамилии Бофорта не оставляет сомнений в ее французском происхождении. И точно, его предки были французские гугеноты, протестанты, оставившие родину, чтобы избежать смерти во время религиозной войны. Родители Фрэнсиса переехали из Лондона в Ирландию. В 14 лет Френсис Бофорт ушел из школы на морскую службу. Но и на службе он никогда не прекращал учиться. Его знания, полученные путем самостоятельного обучения, были настолько основательны, что позволяли ему беседовать на равных и вести переписку с выдающимися учеными своего времени, математиком, астрономом и химиком Джоном Гершелем и с математиком Чарльзом Беббиджем.

Читайте также  Римские шторы в современном интерьере

Начало службы Ф. Бофорта на флоте пришлось на период Наполеоновских войн. Он участвовал в нескольких морских сражениях, и в одном из них, в битве при Малаге, получил тяжелое ранение. Находясь на излечении, Бофорт добровольно принял участие в прокладке семафорной линии связи от Дублина до Голуэя. Эта линия длиной 200 километров протянулась с востока на запад Ирландии и ускорила связь между двумя важными портами. Характерно, что за свою работу Бофорт отказался брать деньги, апеллируя тем, что, выполняя работу, он находился на службе и даже получал пенсию по ранению.

30 мая 1810 года Бофорта назначают капитаном королевского флота. На одном из лучших кораблей капитан Бофорт совершает рейсы в Индию, сопровождая суда Ост-Индской компании. Несмотря на высокую должность, Френсис Бофорт не прекращает учиться. Он совершенствует свои знания в морском деле и в астрономии. Капитан Бофорт сам может мастерски определить широту и долготу, скорость корабля и глубину моря в любой точке мирового океана. Все это в скором времени ему пригодилось. Бофорт произвел картографирование устья реки Ла-Платы, и его карты получили высокую оценку.

В 1811-1812 годах корабль под командованием Фрэнсиса Бофорта курсирует вдоль южного берега Анатолии (Карамании). Там, где сейчас находятся любимые места отдыха россиян, в начале 19-го века были пустынные берега, развалины древнегреческих городов и храмов и… пираты. Во время схватки с одним из пиратских кораблей Бофорт получил серьезное ранение в ногу. Вернувшись в Англию, во время лечения он систематизировал записи, сделанные им во время плавания, и выпустил их в виде книги под названием «Карамания, или краткое описание южного берега Малой Азии и остатков античных строений»

В 1829-м Бофорту исполнилось 55 лет. Он был назначен флотским гидрографом Адмиралтейства. Эта должность представлялась многим синекурой, на которой заслуженный моряк может ничего не делать, получая приличное жалованье. Бофорт же подошел к своим обязанностям со всей серьезностью.

В том, что картография – важная наука, Фрэнсису Бофорту довелось убедиться в 15 лет. Корабль, на котором он служил, потерпел крушение у острова Суматра из-за того, что у капитана были неверные карты. Поэтому, заступив на должность в Адмиралтействе, Фрэнсис Бофорт начал развивать и расширять картографическую службу. За 25 лет, пока он был флотским географом, малозначительный архив карт Адмиралтейства превратился в серьезное и влиятельное картографическое учреждение мира. Кроме того Фрэнсис Бофорт взял на себя общее руководство большими астрономическими обсерваториями Британской империи. Ему подчинялись Гринвичская обсерватория и обсерватория на Мысе Доброй Надежды в Южной Африке. Он также был одним из основателей Королевского географического общества.

Ф. Бофорт инициировал и поддерживал арктические и антарктические экспедиции Королевского военно-морского флота. В 1839-1843 годах он добился государственной поддержки рейса Джеймса Кларка Росса в Антарктику. Ему пришлось руководить Арктическим советом во время поисков пропавшего в Арктике капитана сэра Джона Франклина, который пытался отыскать легендарный Северо-западный проход по арктическим морям из Атлантического океана в Тихий.

Не удивительно, что в знак грандиозных заслуг Фрэнсиса Бофорта, его имя было увековечено на географической карте. В Северном Ледовитом океане можно отыскать море Бофорта, а вблизи Антарктиды находится остров его имени.

С именем Бофорта связан также один из способов шифровки текстов. Следует сказать, что криптография не входила в круг служебных обязанностей контр-адмирала. Он придумал этот шифр для того, чтобы скрыть от мира свои дневники и личные записи.

Скорость ветра

Перед тем, как ввести поправку в прицеливание, стрелок должен определить скорость и направление ветра. Скорость ветра определяется: с помощью различныз современных приборов, с помощью флага, с помощью наблюдения миража от нагретой земли и т.д. В наших, российских условиях с амый доступный способ определения скорости ветра — наблюдение за поведением окружающих предметов: деревьев, дымов. Давно существует таблица определения скорости ветра по этим признакам. Также выпускаются электронные приборы для измерения скорости ветра.

Конвертация скорости ветра в поправки прицеливания

Все телескопические прицелы имеют размерность регулировок в угловых минутах (MOA), либо в долях MOA (у нас — в тысячных долях дистанции). 1 угловая минута — это 1/60 градуса. Это эквивалентно 1,145 дюйма (2,91 см) на 100 метрах дистанции.
После нахождения направления ветра и его скорости в милях в секунду (MPH), стрелок должен конвертировать влияние ветра в угловых минуты боковой поправки прицеливания. Для этого (если нет под рукой баллистических таблиц) используется эмпирическая формула:

ДИСТАНЦИЯ (в сотнях ярдов) х СКОРОСТЬ ВЕТРА (в милях в сек.) = MOA
КОНСТАНТА

Важное примечание: эта эмпирическая формула работает только на калибрах .30, таких как .308 и .30-06 springfield. Для других надо выводить свою константу.

Константа равна 15 для дистанций до 500 ярдов (457 метров).

НАПРИМЕР:
Дистанция стрельбы — 300 ярдов, скорость ветра 10 миль/час, направление — 3 часа (поперек направления стрельбы, т.е. полный ветер)

2 MOA — сколько это кликов на регулировки прицела? Если цена деления регулировки прицела 1/4 MOA, то 2х4=8 кликов. Это для полного ветра. Для пол-ветра — 4 клика, для попутного и встречного ветра — не трогайте ручку горозонтальной регулировки вообще.

Или в «наших» величинах:
1. Дистанция стрельбы — 300 метров, скорость ветра 3 метра/сек, направление — 3 часа (поперек направления стрельбы, т.е. полный ветер)

1. Дистанция стрельбы — 700 метров, скорость ветра 2 метра/сек, направление — 3 часа (поперек направления стрельбы, т.е. полный ветер)

Для пол-ветра полученное значение надо поделить на 2.

Учет ветра в полете.

В первую очередь необходимо определиться, что такое ветер. Ветер – это перемещение воздушных масс из одной точки в другую. Как известно, любое воздушное судно перемещается внутри воздушной массы. А что если воздушная масса, в которой проходит полет, также перемещается относительно земли? Помимо движения с собственной скоростью относительно воздушной массы, самолет будет перемещаться еще и со скоростью движения этой воздушной массы. Учитывая то, что скорость ветра на высотах может достигать значений более 200-300 км/ч, становится очевидно, что учет ветра в полете крайне важен. Несложно посчитать, что если при таком ветре (предположим строго боковом) выполнять полет по трассе в течение одного часа и при этом не учитывать ветер, то в итоге через час самолет окажется в 200-300 км в стороне от трассы. В случае же, если это ветер встречный, и экипаж не учтет его на этапе подготовки к полету, может элементарно не хватить топлива до аэродрома назначения.

Истинная и путевая скорость.

При учете влияния ветра на полет различают два вида скоростей: истинная воздушная скорость (обозначается Vи или по-английски TAS – true airspeed) и путевая скорость (обозначается W или по-английски GS – ground speed).

Истинная воздушная скорость – это скорость движения воздушного судна относительно воздушной массы, в которой проходит полет.

Путевая скорость – скорость воздушного судна относительно земли.

Следует запомнить, что ветер не оказывает влияния на истинную воздушную скорость. Влияние ветра сказывается только на путевой скорости.

Курс и путевой угол.

По аналогии со скоростью, при учете ветра различают два направления полета воздушного судна: курс (HDG – heading) и путевой угол (обозначается ПУ, по-английски TRK — track).

Курс – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и продольной осью воздушного судна.

Путевой угол – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета, и линией пути. Различают фактический путевой угол (ФПУ) и заданный путевой угол (ЗПУ).

Что касается отсчета направлений, в навигации применяются несколько меридианов начала отсчета: истинный, магнитный, опорный. При решении задач, связанных с учетом ветра, при условии, что все величины приведены к одному и тому же меридиану, неважно, какие направления применяются, истинные или магнитные.

Направление ветра.

В аэронавигации различают два вида ветра: навигационный (НВ) и метеорологический, их направления различаются на 180 градусов и на магнитное склонение. Дело в том, что в основном в авиации принято все расчеты выполнять от магнитного меридиана, в то время как в метеорологии гораздо удобнее пользоваться истинным направлением меридиана начала отсчета.

Навигационный ветер – угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и направлением, куда дует ветер.

Метеорологический ветер – угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и направлением, откуда дует ветер.

Навигационный ветер применяется исключительно как вспомогательная величина при расчетах. Метеорологическое направление ветра – та величина, к которой привык каждый из нас. Юго-западный ветер, означает, что ветер дует с Юго-запада, или если пересчитать в градусы, то получим направление 225 градусов, именно в таком виде и применяется значение направления ветра в авиации.

Навигационный треугольник скоростей.

Как известно, скорость величина векторная. Вектора воздушной скорости, ветра, и путевой скорости образуют так называемый навигационный треугольник скоростей (НТС) – основу основ аэронавигации. Применяя общие правила геометрии и тригонометрии можно вычислить все величины и углы, зная направление и величину двух векторов.

Читайте также  Размер сверла под дюбель

Как видно из рисунка, полет самолета проходит по определенной траектории – линии заданного пути, которая соответствует вектору путевой скорости, однако продольная ось самолета отвернута на ветер для компенсации сноса, как мы помним, продольная ось соответствует вектору воздушной скорости.

Таким образом, мы получили угол, на который нужно отвернуть на ветер, чтобы полет проходил по трассе, это и есть угол сноса – УС (по-английски WCA – wind correction angle или drift angle).

Другими словами, это угол, заключенный между векторам воздушной и путевой скоростей. Отсчитывается угол сноса всегда от вектора воздушной скорости по часовой стрелке (как в нашем случае) со знаком плюс, против часовой – со знаком минус.

Чтобы вычислить скорректированный на ветер курс полета, необходимо из путевого угла вычесть угол сноса со своим знаком.

Расчет угла сноса и путевой скорости.

Для вычисления угла сноса и путевой скорости, необходимо вычислить вспомогательную величину, которая называется угол ветра (УВ) – угол, заключенный между вектором путевой скорости и вектором ветра, то есть, это направление ветра с привязкой к направлению движения воздушного судна.

Напомним, что навигационный ветер (НВ) отличается от метеорологического на 180 градусов и, как правило, на величину магнитного склонения.

С помощью теоремы синусов получаем и формулу угла сноса:

Эту формулу легко упростить, выразив угловые величины в радианах:

U – скорость ветра, – истинная воздушная скорость. Для корректного расчета обе этих величины должны быть приведены к одной единице измерения, например к узлам или метрам в секунду. На практике вместо постоянного значения 57,3 применяют 60, что дает минимальную ошибку, но значительно упрощает вычисление угла сноса в уме.

Формула путевой скорости выводится методом проецирования векторов воздушной скорости и ветра на соответствующую ось и выглядит следующим образом:

При небольших значениях угла сноса можно использовать упрощенную формулу:

Если в России традиционно угол сноса принято вычислять со знаком плюс или минус, то на западе пилотов учат несколько по-другому: сам угол вычисляется как модульная величина, к которой добавляется буквы R или L, R означает, что ось самолета нужно развернуть против ветра вправо, то есть прибавить угол сноса к путевому углу, а L – наоборот влево, то есть угол сноса вычитается из путевого угла. Кроме того, вычисление угла сноса и путевой скорости в основном производится не по формулам, а с помощью механического компьютера E6B и его аналогов.

Считаем в уме.

Существует простой алгоритм вычисления угла сноса в уме.В первую очередь необходимо вычислить максимальный угол сноса при данном ветре. Как легко догадаться, максимальным он будет при боковом ветре, то есть при угле ветра в 90 градусов, а поскольку синус 90 градусов равен единице, эту часть формулы упраздняем и получаем:

Прикинув максимальное значение угла сноса, его нужно скорректировать на направление, что легко делается в уме, если знать значения синусов основных углов:

Знак же определяется исходя из направления ветра, если ветер дует в правый борт, то минус, если в левый, то плюс.

Зная косинусы основных углов легко также в уме вычислить продольную составляющую ветра, которая в свою очередь позволит вычислить путевую скорость.

Для примера рассчитаем в уме угол сноса и путевую скорость для самолета Боинг-737 при заходе на посадку, имея следующие данные:

  • Воздушная скорость при заходе 140 узлов
  • Посадочный путевой угол 90˚
  • Ветер 120˚, 30 узлов

    Определяем максимальный угол сноса: 12˚, корректируем на направление ветра. Ветер встречно-боковой в правый борт под 30˚, таким образом, угол сноса равен минус 6˚, то есть необходимо довернуть вправо против ветра на 6˚. Далее рассчитываем встречную составляющую ветра: 26 узлов. Вычитаем ее из воздушной скорости, получаем путевую скорость на глиссаде 114 узлов.

    Ультразвуковые анемометры

    Принцип работы данных приборов основан на определении скорости прохождения звука в движущемся воздушном потоке. Именно поэтому данный анемометр еще называют акустическим. При движении звука в одном направлении с воздухом его скорость увеличивается. При движении навстречу ветру скорость звука уменьшается. Благодаря этому измеряется время получения ультразвукового импульса. Устройство подключается к компьютеру для обработки полученных данных.

    Датчик может выполнять несколько функций. В зависимости от их количества, можно выделить несколько видов датчиков:

    • Двухмерные, которые способны определить скорость и направление ветра.
    • Трехмерные, которые определяют все три компонента вектора скорости ветра.
    • Четырехмерные, которые в дополнение к показателям предыдущего вида могут измерять температуру воздуха.

    Ультразвуковые приборы измеряют скорость ветра до 60 м/с.

    История шкалы Бофорта

    Таблица Роуза

    Начиная с 1660 годов, ведение погодных записей было весьма популярным занятием у жителей Британии, так что в 1723 году Джеймс Джурин (James Jurin), в последствие секретарь Королевского научного общества, разработал рекомендации по наблюдению и регистрации ветра для любителей.

    Шестьдесят лет спустя, в 1780 году, в астрономическом ежегоднике, выпущенном метеорологическим обществом «Palatine Meteorological Society of Mannheim», была приведена своя шкала для оценки силы ветра. В ней можно увидеть некие числа и соответствующие им краткие характеристики силы ветра.

    Шкала ветра 1780 года

    Тем не менее, общепринятой, стандартизированной шкалы для оценки силы ветра по-прежнему не было. Несмотря на все рекомендации, наблюдатели использовали собственные, очень субъективные описания, что существенно затрудняло обобщение и анализ наблюдений.

    Френсис Бофорт занялся ведением наблюдений ещё в 1793 году. Изначально им давалась общая оценка погоды, но затем она стала регулярной — через каждые 2 часа. Он стремился дать наиболее определённое представление о погоде и ветре, поскольку это могло бы позволить давать более точные прогнозы. Как и другие наблюдатели, для оценки силы ветра, он использовал свою собственную шкалу. Первая версия его шкалы была разработана ещё на заре его командирской карьеры. Это произошло в 1805 году, когда он был командиром английского линейного корабля «Woolwich». Эта шкала впервые упоминается в его личном дневнике в записи от 13 января 1806 года.

    Страница дневника Френсиса Бофорта от 13 января 1806 года

    Те заметки, что были сделаны в этот период, Бофорт использовал и дальше. Его систему нельзя назвать принципиально новой, но именно Френсис Бофорт привёл существующие оценки к единому стандарту и, что немаловажно, этот стандарт стал общепринятым.

    В 1807 году Бофорт модифицировал свою шкалу, объединив первые две ступени, и таким образом, шкала стала представлять собой градацию от 0 до 12 баллов. В этом же году, Бофорт дополнил шкалу самым главным описанием — описанием парусов, которые несет корабль с полным парусным вооружением при том или ином ветре. Это описание, по мнению автора, дало возможность оценивать силу ветра с максимально возможной точностью и стало универсальным средством для объективной оценки.

    Френсис Бофорт разрабатывал свою шкалу для личного использования. Будучи командиром линейного корабля «Woolwich», он использовал ее исключительно для отражения погодных наблюдений в своем дневнике. Только в 1832 году, в Морском журнале появляется первое упоминание способа оценки силы ветра, предложенного Бофортом. Эта публикация обязана своему появлению знаменитому путешествию Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» (Beagle) в 1831 году. Именно в этом плавании погодные наблюдения впервые официально документировались с использованием шкалы Бофорта.

    Но прошло еще несколько лет, прежде чем Британское адмиралтейство своим меморандумом от 28 декабря 1838 года официально приняло шкалу Бофорта в качестве инструмента для оценки силы ветра в Британском флоте.

    Шкала Бофорта 1832 года

    В основу своих критериев оценки Бофорт положил описание состояния парусов линейного корабля, которые он несет при том или ином ветре. Но в 1874 году, в связи со значительными изменениями самого парусного вооружения, шкала Бофорта подверглась пересмотру. Описание было расширено и дополнено.

    Только к началу XX века, когда оценка, основанная на описании парусного вооружения, стала не актуальной, британским метеорологом Георгом Симпсоном (George Simpson) было предложено оценивать силу ветра не по парусам, а по состоянию моря. И такое описание было разработано в 1906 году и стало применяться метеорологами и моряками. Однако официальное признание это описание получило только в 1939 году, когда Международной метеорологической организацией (International Meteorological Organization) был выпущен соответствующий документ.

    В том же 1906 году, было подготовлено соответствующее описание для береговых наблюдений с тем, чтобы унифицировать оценку силы ветра как на море, так и на суше.

    Незадолго до разработки нового метода визуальной оценки, в 1903 году шкалу дополнили таблицей скорости ветра. В основу метода была предложена эмпирическая формула пересчета баллов Бофорта в метры в секунду:

    Здесь V – это скорость ветра в м/с, B – баллы по шкале Бофорта. Например, сила ветра в 6 баллов по Бофорту будет соответствовать 12,3 м/с.