Как выкрутить болт с сорванной резьбой

Как выкрутить болт с сорванной резьбой?

При длительной эксплуатации различных изделий, которые имеют болтовые, винтовые, шпилечные соединения возникает необходимость их периодического обслуживания или ремонта. Проведение таких работ требует частичной или полной разборки конструкции изделия. В этом случае может возникнуть главная трудность – как выкрутить болт с сорванной резьбой. Однако болт может иметь и другие повреждения: нарушение целостности головки или её отсутствие, заваривание в старом отверстии, покрытие коррозией. Специалисты предлагают несколько вариантов проведения подобной операции:

  • применение слесарного инструмента (зубила и молотка);
  • использование специальных головок;
  • обрезание головки болта с последующим высверливанием;
  • применение экстрактора;
  • термический способ (нагрев, с последующим удалением).

Выбор метода зависит от степени изношенности болта и состояния резьбы.

Выкручиваем сорванные болты и гайки

«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.

Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить

Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:

    При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.

Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек

Как работать с экстрактором

Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.

Подготовительные мероприятия

Открутить болт, если сорваны грани можно только после проведения подготовительных работ. Работы должны быть выполнены в обязательном порядке, независимо от причин спровоцировавших нарушение целостного состояния крепежного элемента.

  1. Удалить испорченный болт или гайку гораздо проще, если на изделие предварительно нанести проникающую жидкость (по типу WD-40), снижающую уровень трения. После нанесения на резьбу такого растворителя приступать к работе можно примерно через 1-1,5 часа. Примечательно, что необязательно использовать дорогостоящие средства, так как специальную проникающую жидкость можно заменить керосином или тормозной жидкостью.
  2. Перед тем, как выкрутить болт с сорванной головкой необходимо подвергнуть его определенной нагрузке, то есть аккуратно простучать молотком прикипевшее крепление. В результате таких манипуляций снизится стойкость болта, что упростит задачу при его извлечении. По конструкции слишком сильно бить не стоит, чтобы не деформировать крепежную деталь.
  3. В зависимости от ситуации и места расположения крепежа можно попробовать разогреть прикипевшие болты, используя газовую горелку. Это позволит снять ржавчину и грязь, превратив ее в пепел, а также разогреет металл и сделает его более податливым. Также можно использовать набор накидных ключей, болгарку, напильник или сварочный аппарат.

Довольно хорошо, если возле проблемных соединений имеется пространство, благодаря которому при раскручивании можно пользоваться разводным ключом или пассатижами. Важно позаботиться о состоянии вспомогательных материалов, чтобы они были исправны, поскольку при работе с плохими инструментами ситуация может только усугубиться.

Навариваем новую гайку

В совсем плачевных случаях, целесообразнее наварить новую гайку. Во время сварочных работ, металл прогревается и его намного легче открутить. Новую гайку наваривают поверх старой. Так, чтобы можно было ухватиться ключом и открутить всю конструкцию. Только не все так просто. Метод хорош только для плоских поверхностей. А если шляпка скруглена, то придется еще срезать или обтачивать верхнюю часть. Только после этого можно приваривать и пытаться открутить болт.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Какие бывают «обломы»?

Болты могут ломаться по-разному, самый неприятный «облом болта» это когда его срезает заподлицо, в такой ситуации выкрутить его просто невозможно без специальных приборов (дрель, сварка и т. д.). Больше повезет если болт сломается уже на выходе из резьбы и немного «тела» останется на поверхности. Во-первых, в таком случае вы уже «сорвали» болт, а значит он будет выкручиваться, что немаловажно, а во-вторых на такой сорванный болт можно будет воздействовать, например, при помощи плоскогубцев, отвертки, сварки и т. д.

Причины проблемы

Основными причинами возникновения трудностей по снятию гаек могут являться несколько факторов.

  • Воздействие коррозионных процессов на металл крепежа. Тут всё зависит от времени и интенсивности действия коррозии: чем дольше и активнее происходит процесс, тем больше проблем с демонтажем крепежа. В этом случае нарушается резьба сопрягаемых деталей, могут сточиться ржавчиной грани гайки, а в дополнение ко всему ещё и намертво сцепиться (прикипеть) между собой части резьбы из-за сложных коррозионных и химико-физических явлений, происходящих на рабочем оборудовании.

  • Использование некачественного или предназначенного совсем для других целей инструмента. Нередко приобретаются комплекты инструментария для ремонта автомобилей или домашних нужд по бросовым ценам с рук, на рынках, в магазинах автомобильных запчастей. Но ведь нужно понимать, что набор хорошего инструмента не может стоить 500 рублей. В результате оказывается, что ключи в таком комплекте изготовлены из низкосортного мягкого металла, поэтому при затягивании или откручивании крепёжных изделий даже с небольшим приложением усилия рабочие части (рожки) деформируются и начинают не соответствовать указанному размеру инструмента. Результат – сорванные грани гайки. То же самое происходит, если использовать для таких манипуляций не ключи, предназначенные для этого, а, например, пассатижи или газовый ключ.

  • В болтовом соединении была использована гайка из мягкого металла или низкосортной стали, не подходящих для данного крепежа. При приложении даже небольшого усилия грани на ней очень часто слизываются, а слизанную гайку открутить обычным ключом не получится.

  • При закручивании или откручивании гайки было приложено усилие, значительно превышающее допустимое для данного соединения. В итоге могут случиться два проблемных варианта: сорванные грани или нарушенная резьба. Есть и третий вариант, но он не менее проблемный, чем два первых. Нередко бывает, что случаются сразу обе неисправности от одного усиленного воздействия на затягивание резьбового соединения – и грани слизываются, и резьба срывается.

Причины проблем ясны, теперь рассмотрим варианты их решения.

Болт под шестигранник

Грани оси удобны и для закручивания, и для откручивания. Четкие и ровные они дают надежный упор для ключа. Если болтик подходящего под руку и соответствующего размера, поначалу его можно комфортно крутить рукой, дотягивая позже с помощью инструмента. Однако нередки случаи, когда в силу чрезмерной эксплуатации самого шурупа, или больших нагрузок на соединение, грани оказываются сорванными и крепеж остается торчать в сочленении. Взяться за него неудобно, он выскальзывает из рук и инструментов. Давайте рассмотрим несколько вариантов решения этой проблемы, с соответствующими способами устранения.

Читайте также  Блендер режет кубиками

  • Сделать на головке болтика насечку любым доступным способом. Однако при выполнении этой насечки есть один важный момент. Стенки этой насечки должны быть вертикальными, без уклона. Иначе инструмент, который вы потом будете упирать в выемку будет просто проскальзывать по шляпке. А в этом случае есть большая опасность повредить не только инструменты, но и руки мастера.
  • Применить специальные так называемые экстракторы для шурупов с сорванными гранями. Экстракторы имеют резьбу, нарезанную в направлении, которое прямо противоположно резьбе самого болта. Таким образом, когда в болте высверливают отверстие и вставляют экстрактор, он фиксируется в болте плотно и не проворачивается при выкручивании такого болта плоскогубцами.
  • Использовать сверло обратного левого вращения и дрель с реверсом. Идея в том, чтобы проделав обычным сверлом отверстие в крепеже, засунуть в него левое сверло и на реверсе дрели выкрутить прикипевший болт.
  • Найти подходящую звездочку TORX. Идеальная звездочка должна не проходить шлицами в дырочку шестигранника, но при этом не быть слишком большой для него. Звездочка TORX прорубит своими шлицами шляпку болтика, зафиксировавшись плотно на шляпке. Теперь можно сильным движением открутить шуруп. Действуйте осторожно, поскольку в данном случае есть большая опасность сорвать шлицы у звездочки TORX .

Шуруп с отверстием под шестигранник можно открутить следующим способом:

  • Нужно взять надфиль и сделать им размер под шестигранный ключ. Сделав такой пропил, вы существенно сэкономите, поскольку сможете в будущем использовать этот крепеж еще не один раз.
  • Сделать на шляпке насечку болгаркой или любым другим удобным способом, к примеру, ножовкой для металла. И использовать плоскую отвертку, упираясь в ее ручку, как в плечо вращения.
  • Можно также использовать для откручивания шурупа одну из подходящих по размеру звездочек TORX .

Для болтов-шатунов, выполненных из стали, есть всего два способа:

  1. Воспользоваться экстрактором. Грамотно подобранный экстрактор и ваши осторожные действия помогут не только выкрутить шуруп, но и сделать это без существенных повреждений инструмента.
  2. Призвать на помощь электросварку. Электросваркой можно присоединить к сорванному крепежу любой шестигранный элемент, который вам уже не нужен. Приваренный таким образом, он станет новой шляпкой для шурупа. В него будет удобно упереться и выкрутить. Но к сожалению, этот способ может использоваться только и исключительно для деталей, сделанных из стали. С болтами из других материалов этот удобный способ, к сожалению, применить не получится.

Насадки TORX

Вторые по частоте использования болты имеют цилиндрическую головку с внутренним шестигранником. Вариантов как отвернуть болт с сорванными гранями несколько. Можно воспользоваться ключами. Их наконечник выполнен как звездочка. Чтобы раскрутить такое соединение, нужно взять ключ большего размера, чем внутренний шестигранник.

Молотком вбить этот ключ в отверстие головки. Шлицы пробьют пазы. Биты TORX использовать не рекомендуется, потому что они имеют внутреннее отверстие, предназначенное для термической обработки. А при пробивке пазов бита может обломиться. Откручивать следует рывком во избежание среза пазов.

Если винт имеет небольшой диаметр, то в шляпке можно пропилить шлиц под отвертку. Для этого можно воспользоваться болгаркой или ножовкой по металлу. Глубина шлица не должна превышать 5 мм, а ширина должна соответствовать толщине отвертки. Для выкручивания следует взять мощную Г-образную отвертку.

Если трюк с отверткой не прошел, можно воспользоваться зубилом и молотком. Сначала острозаточенным зубилом на торце винта делается зазубрина. Затем зубило наклоняется бойком в противоположную откручиванию сторону. Молотком наносятся плавные удары до момента срыва винта.

Если болт не хочет выкручиваться, используют специальный инструмент — экстрактор. С одной стороны, у него центровочное сверло, а с другого торца конусная винтовая насадка с левым вращением. Сначала в головке сверлится отверстие. Затем экстрактор переворачивается. На электродрели или шуруповерте устанавливается левое вращение и можно выкручивать.

У кого нет экстракторов можно воспользоваться двумя сверлами. Вначале сверлом малого диаметра подготавливается отверстие. Второе сверло большего диаметра, но меньше диаметра резьбы, чтобы ее не повредить, имеет левую винтовую канавку. Этим сверлом происходит зацепление и выкручивание винта.

Как выкрутить прикипевший болт?

«Прикипевшая» (схваченная грязью и/или приржавевшая) резьба может быть абсолютно исправной (не сорванной). Но из-за наличия грязи или ржавчины в её впадинах болт оказывается «зажат в тисках». А чрезмерное усилие для его откручивания может как раз привести к срыву резьбы! Что нежелательно, поскольку устранить «прикипание» и всё-таки извлечь исправный болт гораздо проще, чем побеждать сорванную резьбу.

Поэтому, прежде чем грешить на повреждение болта и прибегать к силовым методам «выкорчёвывания», лучше вначале попробовать устранить прикипание. Для этого следует воспользоваться (обязательно!) торцевым ключом или накидной головкой. Рожковым ключом можно лишь сорвать грани или вовсе оторвать головку болта! (о том как выкрутить обломанный болт говориться в начале статьи)

Однако прежде чем «ворочать» ключом следует, во-первых, тщательно очистить болт от налипшей грязи. А во-вторых, обработать его специальной жидкость. Лучше всего подойдёт фирменный «растворитель ржавчины», в состав которого входит дисульфат молибдена. Также сгодиться проникающая универсальная смазка WD-40. В крайнем случае, можно использовать керосин, тормозную жидкость или дизельное топливо (с большой осторожностью по соображениям безопасности!). Правда доставить жидкость к резьбе под головку болта гораздо труднее, чем в случае откручивания гайки (особенно когда резьба стержня болта или шпильки выступает за габариты гайки), но этот шаг всё равно не повредит.

Выждав некоторое время (пока жидкость сработает), можно приступать к выкручиванию. Если обычный торцевой ключ не помогает, лучше воспользоваться специальными накидными головками с ударным механизмом.

Нужно заметить, что «прикипание» резьбы возникает не только на агрегатах, подверженных воздействию грязи (к примеру, в подвеске автомобиля). Но и на тех резьбах, которые крепят узлы, работающие в условиях значительного перепада температур. Например, выпускной коллектор двигателя или приёмная деталь глушителя очень часто демонтируются с трудом по причине «прикипевших» гаек. Хотя этот крепёж и не подвергается сильному загрязнению, его «прикипание» обусловлено именно работой в условиях циклического нагревания до высоких температур и многократного остывания.