Традиционные японские домики: проекты

Традиционные японские домики: проекты

Во все времена существовала мода на жилища, построенные в необычном стиле. Но японские домики сильно отличаются от вариантов подражания голландской, итальянской или французской архитектуре. Западные проекты всегда направлены на воплощение практичности и всех современных удобств. Японские же дома – это визитная карточка, продолжение традиций семьи и мировоззрений древней культуры.

Японская архитектура и ее особенности

Если говорить о японской архитектуре, то не нужно быть опытным дизайнером или специалистом для того, чтобы отметить ее оригинальность. Японские дома, пагоды и храмы не имеют ничего общего с европейской архитектурой, они выглядят весьма необычно и привлекательно. Для строительства частного дома, выдержанного в японском стиле необходимо:

  • Учитывать японскую культуру, их каноны и традиции, правила и предубеждения.
  • Придать частному дому классические черты японского стиля, используя основные элементы конструкции, подчеркивающие принадлежность жилья к восточному направлению.

  • Грамотно оформить приусадебный участок, учитывая требования японской архитектуры, стиля и особенностей создания ландшафтного дизайна. В оптимальном случае дом должен сочетаться с окружающей его территорией, ландшафтом и его ключевыми элементами.
  • Не просто копировать ключевые элементы сооружения, а повторять стиль их оформления. Дом, выполненный в японском стиле, сложен в своей реализации из-за нюансов и деталей, выделяющих его из общепринятых канонов архитектуры.

Конструкция традиционного японского дома

Настоящий японский дом рассчитан на тёплое время года. Помещение хорошо вентилируется, спасая своих жильцов от влажной жары. Минус в том, что в таком доме довольно холодно зимой. Здесь нет общего отопления, в традиционном жилище имеется только местное обогревание.

В японских домах не носят обувь. Чтобы не пачкать пол жильцы надевают белые носки – таби. Обувь принято оставлять на входе в помещение, здесь есть специальная приступочка, её называют «гэнкан». Она обязательно должна быть ниже уровня пола. Такой вид конструкции обеспечивает продувание ветром, создавая комфортный температурный режим в жаркое время года. Опорные столбы дома упираются в камни, которые играют роль фундамента, пусть и не сплошного. Благодаря этому вертикальные столбы не имеют прямого контакта с почвой, что позволяет избежать гниения.

Проект дома в японском стиле разрабатывается согласно образу жизни обитателей. Японцы не используют кровати для сна, для этих целей у них есть мягкие матрасы – футоны. Утром футон складывают и убирают в специальные шкафы, встроенные в стены. Делается это для экономии пространства в помещении. Более того одна комната может быть не только спальней, но и гостиной или столовой.

Схема устройства конструкции японского дома

При строительстве жилья учитывается фактор возможного землетрясения, поэтому дом представляет собой деревянную конструкцию в виде крыши и колонн. Стены – всего лишь перекрытия между этими колоннами, они могут быть различной фактуры и плотности. Только одна из четырёх стен является несущей, а остальные используются в качестве передвижных панелей.

Крыши японских домов отлично защищают от палящего солнца. Простота и лёгкость их сооружения позволяет быстро восстановить дом в случае разрушения при землетрясении. Крыша изготавливается из натурального дерева или соломы.

Матия

Проекты матия могут быть самыми разнообразными, поскольку выполняются в соответствии с занятиями жильцов и особенностями местности.

В условиях тесной застройки городов или в горах комнаты выстраивают в ряд. А двор приобретает узкую форму и вытягивается вдоль длинной части дома. Также существуют изогнутые планировки. Они обычно появляются, когда к малогабаритному жилищу на небольшом участке пристраивают дополнительные помещения. Стесненные условия просто вынуждают строить там, где осталось место. Поэтому очень часто в больших городах имеют вид буквы «Т» или «Г» японские домики.

Фото наглядно демонстрирует, как могут располагаться комнаты. Планировка имеет вытянутую форму. В зоне высокого пола находятся две жилые комнаты: гостиная (дзасики) и столовая (има), а также торговое помещение (мисэ). Перед ними в секции земляного покрытия располагается двор (тоори-нива). В нем будет установлена печь, колодец и раковина. Двор поделен на две части: жилое и торговое пространство.

Также особенностью городского жилища являются примыкающие постройки: склады и санузлы. На схеме они не отображены. Проекты «матия» часто предполагают наличие нежилого второго этажа, который используется для хранения чего-либо. К нему ведет крутая лестница, скрытая за деревянными перегородками, или шкаф, выполненный в виде ступенек без перил.

Современный японский дом

Современные японские дома в секторе индивидуального жилья также возводят по каркасным технологиям. Однако на их внешний вид влияют модные тенденции и использование новейших фасадных материалов.

Каркасное строительство по-японски

Современный дом японца почти всегда выглядит как европейский. Но узнать его можно по лаконичной, гладкой поверхности наружных стен; обилию пропускающего свет стекла; четким геометрическим формам.

Характерную идею близости к природе воплощают в виде террас и балконов со стеклянным парапетом.

В строительстве современных каркасных домов в Японии можно выделить следующие особенности:

  • Фундамент – монолитная “утепленная шведская плита”, которая в общем виде представляет собой “пирог” из утеплителя и слоя бетона на нем.
  • Пол, как и в традиционном доме, поднят над уровнем земли. Только теперь это делают, монтируя на фундаментной плите бетонные “ребра” высотой 50 см.
  • Наружные стены утепляют напыляемым пенополиуретаном.
  • Централизованное отопление на самых теплых островах, как и в традиционных строениях, отсутствует. Его заменяют инфракрасные панели, электро- и газовые нагреватели.

Красивый дом в японском стиле сегодня – это уникальное хитросплетение традиций и результатов научно-технического прогресса.

Эволюция интерьера – что изменилось

В последние 30-40 лет образ жизни японцев изменился. Изменился и интерьер жилых домов. Он стал более европейским. В связи с этим:

  • Сократилась площадь помещений для хозяйственных нужд.
  • Комнаты стали личным пространством с четко определенным функциональным назначением.
  • Появилась высокая мебель на ножках.
  • Комнаты разделились на “западные” (в центре дома) и “японскую” (в глубине строения), где интерьер выдерживают строго в традиционном стиле.
  • Татами заменяют современным напольным покрытиям, так как они не выдерживают нагрузки от мебели на ножках.
  • Темная древесина в интерьере уступает место светлой, а штукатурка – обоям с аналогичной фактурой.

В интерьере японского дома все также главенствует принцип минимализма, экологичности и близости к природе.

Построить жилой дом или оформить его комнаты в классическом японском стиле можно, если вы родились в Японии и вам не чужда культура этой страны. В противном случае стилизуйте максимально открытое пространство с помощью акцентных деталей – от декора до мебели.

Живопись

Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от евро­пей­ской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.

Что такое японский пейзаж

Главная идея спрятана в названии: японское слово сансуй и китайское шань-шуй переводятся как «горы и воды». Это не портре­тирова­ние уголка природы, но создание образа идеального космического порядка, опирающегося на натур­филосо­фию Натурфилософские представления диктуют и особенности других жанров — например, «цветов и птиц», а также «цветов и насеко­мых» и даже декоративной живописи на ширмах, раздвижных перегородках и стенах. . Горы и воды — репрезентация противоположностей, составляющих движительную силу Вселенной. Мужское и женское начала, твердое незыблемое и мягкое изменчивое, светлое и темное (все то, что скла­дывается в пару ян и инь) — противоположности, бесконечно порождающие друг друга и присутствующие друг в друге, формируют гармонию мироздания, отражение которой (а заодно утверждение) и есть главная задача художника. Восточный пейзаж, как правило, умозрительный, это плод кабинетной работы художника-мыслителя. Реалистичность, схожесть, копирование природы, которые стали основой классической живописи Запада, не имели для японцев безусловной ценности.

Читайте также  Ваги для проводов

Как читать свитки

Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организа­ции пространства в изображении. В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.

Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art

В горизонтальных свитках, рассчитанных на медленное рассматривание по ходу чтения справа налево, этот «временной» аспект живописи еще более очевиден. В пейзаже мастера Сюгэцу зритель «входит» в изображение из пустого пространства воды и неба в правой части свитка, беседует с поэтами и мудрецами на скалистом берегу, любуется старой сосной и «поднимается» в беседку, откуда перед ним открывается вид на темный абрис пологих гор на втором плане, а потом, глубже и выше, — на дальние вершины третьего плана, подернутые дымкой.

Почему дома изображены без крыш

Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.

В японской живописи ямато-э с эпохи Хэйан для изображения сцен в дворцовых покоях использовался прием «интерьера со снятой крышей», когда художник и зритель смотрели на происходящее в дворцовых залах сверху, словно заглядывая в кукольный домик и видя фрагмент помещения со скошен­ными балками, занавесями и сидящими в них героями.

Иллюстрация к одной из глав «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Около 1130 года 徳川美術館 (Художественный музей Токугава)

Этот прием, появившийся еще в ХII веке в иллюстрированных свитках (так называемых эмакимоно), позднее широко применялся в росписи ширм или по­движных перегородок фусума в дворцовых и замковых интерьерах. Японские мастера вообще любили взгляд с высоты птичьего полета, открывавший перед зрителями широкую картину празднеств, военных действий или городских видов. Чтобы подчеркнуть эту высокую точку зрения, удаленность объектов и их отделенность друг от друга, использовался прием ункин. Купы деревьев, показанных как бы сверху, или декоративные позолоченные стилизованные облака позволяли разделить плоскость изображения на регистры и планы. Сам термин ункин состоит из иероглифов «облако» и «парча»: это отсылка к пыш­ным облакам цветущей сакуры и парче осенних краснеющих кленов, сквозь которые показаны пейзажи.

Монах Юкинаги. Императорское шествие в Охару (иллюстрация к «Повести о доме Тайра»). Период Эдо, начало XVII века The Metropolitan Museum of Art

Отделенные друг от друга фрагменты императорской процессии кажутся раз­не­сенными в пространстве, и каждое из них обладает собственной перспек­ти­вой. Художник следует принципу «подвижного ракурса», когда в одном произ­ведении действует множество точек зрения и точек схождения перспек­тивы.

Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art

Что же касается моделирования объема предметов, то переходы от насыщен­ного цвета туши к акварельной прозрачности были призваны не столько передать реальные светотеневые соотношения, сколько выявить «костяк» формы, который может внушить ощущение объема. А живописный фон часто вовсе исчезает из изобразительного текста, заставляя поверхность бумаги или шелка работать как бесконечное пространство.

Интерьер дома в японском стиле

Традиционный вариант обустройства внутреннего пространства дома можно назвать достаточно минималистичным и строгим. Следуя традициям, в доме должно быть минимальное количество мебели и предметов. Внутренние стены дома принято украшать гравюрами и рисунками в стиле графики и росписи тушью на шелке.

Японский стиль в интерьере требует большого количества света, свободного пространства, поэтому перед окнами дома редко можно увидеть высокие деревья или сильно разросшийся кустарник. В ночное время из-за большого количества огней здание кажется целиком состоящим из окон.

Довольно необычно оформлялось потолочное перекрытие. В классическом доме балки перекрытия и крыши зачастую служили в качестве каркаса и кладовки, места хранения большого количества продуктов и разнообразных предметов. Сегодня от старой традиции остались только символические элементы каркаса.

Наиболее важным элементом интерьера был пол и напольное покрытие. Пол всегда изготавливался из наиболее крепкой и твердой породы древесины, после сборки полировался воском до блеска. В современной интерпретации используются натуральные породы дуба и кедра, реже ламинат или ковровое покрытие, имитирующее традиционные бамбуковые циновки. Для перегородок и внутренних стен в доме использовались легкие бумажные и тканевые ширмы, которые сегодня успешно заменяются декоративными панелями с текстурой шелка и бамбуковых каркасов.

Несколько любопытных фактов

  • В Японии нет такого понятия, как центральное отопление. На пути борьбы с холодом в ход идут электроодеяла, обогреватели, ванны, котацу.
  • Японцы спят не на кроватях, а на матрасах – котацу, отличающихся такой компактностью, что запросто могут поместиться в шкафу.
  • На кухне японок много разной посуды и техники – от посудомоечных машин и хлебопечек до рисоварки и электрогриля.
  • Перед входом в туалет нужно надевать обувь, предназначенную именно для этого помещения.
  • Лучшее описание японского стиля в дизайне интерьера – минимализм, гармония, чистота и асимметрия.

Основные черты

Японский стиль в дизайне интерьера идеально подходит для оформления небольших помещений, поскольку пространство не загромождается мебелью и предметами декора. Если планируется отделка просторной гостиной, комнату желательно зонировать, в том числе за счет помостов, деревянных стоек и фрагментарной обшивки потолка.

Интерьер дома в японском стиле характеризуется:

1. Природной темой. Желательно, чтобы окна выходили на живописный сад или хотя бы площадку с деревьями. В городской квартире уместно использовать высокие растения в напольных кадках, бонсаи, аквариумы и т.д.

2. Сдержанной цветовой гаммой в природных тонах. Используются теплые цвета и оттенки – варианты белого, бежевый, кремовый, песочный, шоколадный, все оттенки древесины, природный зеленый. Черный цвет может служить фоном, а приглушенный красный используется для акцентов или выделения зоны.

3. Использованием натуральных материалов. Дерево, камень, глина, циновки – натуральные материалы можно заменить качественной искусственной имитацией.

4. Невысокой мебелью. Использовать столы стандартной высоты здесь неуместно, поэтому для функциональной кухни японский стиль в чистом виде не очень подходит. К тому – же мебель должна отличается правильной строгой геометрией.

5. Обязательным использованием традиционных элементов, к которым относятся татами и ширмы. Минимум декора – ничто не должно отвлекать человека от погружения в себя и самопознания.

Читайте также  Что заливают в холодильник

6. Геометрическим порядком. Никаких свободных линий и небрежности, все предметы должны иметь четкие очертания и определенное место.

Отделка в японском стиле

Потолок. Окрашивается в один цвет со стенами, белый цвет не должен быть ослепительным и холодным, краска используется матовая. Потолок также можно обшить досками, установить панели или натянуть ПВХ полотно. При зонировании большого помещения над одной из зон панельный потолок можно сделать ниже, оперев на конструкцию из балок и подпорок.

Стены. Окрашиваются в теплый оттенок белого или пастельные тона. Также используется каменная кладка, однотонные фактурные бумажные обои, деревянная обшивка в различных сочетаниях.

Paste a VALID AdSense code in Ads Elite Plugin options before activating it.

Пол. Традиционный вариант – гладкий пол из досок, допускается матовая керамическая плитка натуральных оттенков или камень.

Окна и двери. Для этого интерьера характерны переплеты, разделяющие стекло на два ряда прямоугольников. Конструкции должны быть выполнены из темного дерева или декорированы под него. В помещении требуется создать полумрак – окна должны быть большими, но их занавешивают рулонными или римскими шторами из бамбуковой плетенки или шелка с орнаментом в японском стиле.

Мебель и украшения

Мебель. Чем ее меньше, тем лучше. Шкафы можно сделать встроенными и задекорировать так, чтобы они практически сливались со стенами. Обязательно используются столики на низких ножках с низкими креслами либо подушками. Допускаются современные диваны лаконичной прямоугольной формы, лучше без подлокотников и с гладкой обивкой.

Кровать для спальни заменяют помостом, на который укладывают прямоугольный матрас. Мебель должна быть выполнена из дерева и иметь низкие ножки. Для ее украшения используют плетеные и кованые элементы. Фактура поверхности – гладкая.

Текстиль. Интерьер комнаты в японском стиле требует правильного текстильного оформления. Полы застилают циновками — татами либо используют коврики из грубой нити, камыша, кладут напольные подушки, заменяющие кресла или используют низкие кресла. На стену можно повесить циновку с японским рисунком или иероглифами, для ширм использовать картины на ткани с традиционными изображениями самураев, Фудзиямы или цветущей сакуры.

Украшения. Декоративных элементов не должно быть много. Украшения служат визуальными центрами и подчеркивают аутентичность стиля, при создании интерьера обычно используют:

  • японские гравюры;
  • посуду для чайной церемонии;
  • декоративную керамику;
  • статуэтки Будды;
  • ширмы – деревянные складные рамы, затянутые шелком или рисовой бумагой;
  • традиционные деревянные и бумажные японские фонари;
  • бонсай;
  • настольные сады камней.

Освещение. Для японского интерьера характерно приглушенное освещение, полумрак. Следует отказаться от источников направленного света в пользу абажуров, рассеивающих лучи. Их делают из бамбука и рисовой бумаги. Источников света должно быть много, их размещают в разных частях помещения, что — бы включая бра и потолочные светильники можно было выделить ту или иную зону, либо осветить отдельный предмет.

В этом стиле обычно используют открытую планировку – чтобы отделить зону спальни от гостиной или кухни, используют освещение и ширмы. Этот же прием сегодня применяется, даже если в данном стиле оформлено помещение узкого назначения, к примеру, гостиная.

Заключение

Японский стиль – это строгий, лаконичный уют. При создании такого интерьера важно тщательно продумать выбор мебели и украшений. Так как в помещении должно находиться минимальное количество предметов, каждый из них является визуальным центром. Не менее важно согласовать между собой расположение объектов, чтобы создать строгую геометрию пространства.

Видео по теме «интерьер в японском стиле»: