Как собрать ламповый усилитель

Как собрать ламповый усилитель

Несмотря на то, что ламповая техника уже отошла в прошлое, такой вакуумный электронный прибор как лампа и по сей день остается одним из лучших для конструирования качественного усилителя звука. Существует множество схем ламповых усилителей, а как сделать некоторые из них своими руками с пошаговыми инструкциями и фото, рассмотрим детальнее в статье.

Прошу не пугаться. На первый взгляд схема сложновата и для начинающего не подходит. Но это только на первый.

Я предлагаю универсальный проект: четыре (!) варианта включения ламп при минимальных затратах и максимальной простоте эксплуатации. Переход из одного варианта в другой заключается в оперативной замене ламп и установке токов покоя.
Подобный принцип уже был описан для двухтактного усилителя в моей датагорской статье.

Сейчас у нас конфигурации следующие:
1) драйвер 6Ж8 (в пентоде) + выход Г807 (в УЛ)
2) драйвер 6Ж8 + выход EL34 (в псевдо-триоде)
3) драйвер 6Г2 + выход Г807
4) драйвер 6Г2 + выход EL34
Как сказал классик, все хороши, выбирай на вкус! Все проверены и все звучат достойно.
Хотите оставить в проекте только один вариант — нужно всего лишь выкинуть четыре ламповые панели.

Имеем классический однотактный усилитель класса «А» с непосредственной связью между каскадами, мощностью 5 Вт, на двух лампах, и без общей ООС.

Лампы выбраны недорогие и доступные для приобретения, а также проверенные практикой и временем. Драйвер 6Г2 (6Ж8 в пентоде) с автоматическим смещением. Выходной каскад на Г-807 в ультралинейном включении (или EL-34 в псевдо-триоде) с фиксированным смещением.

Резисторов и конденсаторов необходимый минимум. Выпрямители на кенотронах 5Ц4С и 6Ц5С.

В итоге на канал нужно:
• лампы – 2 шт.,
• «сигнальные» резисторы, включая регулятор громкости – 2 шт.,
• переходные конденсаторы – ни одного,
• полупроводниковые элементы – ни одного.
Изначально была задумка в псевдо-триоде использовать прямонакальный лучевой тетрод 6П21С. Но у этой лампы есть проблемы при работе с фиксированным смещением (нестабильность режима) и требуется питание накала постоянным током, желательно стабилизированное.

Легендарные усилители: «холод» ламп без трансформатора, DIY-компиляции, десятилетия мучений с классом «Д»

Как я и обещал, мы продолжим цикл о легендарных усилителях прошлого и настоящего. На этот раз мы опишем непростую судьбу УМЗЧ класса D, оригинальные разработки в области ламповой схемотехники, не обойдём стороной и DIY-наборы для тех чьи руки выросли из туловища.

Futterman H3 OTL – нужно просто выбросить выходной трансформатор

Начнём по традиции с самой «тёплой» в ламповом отношении эпохи, с 50-х в США, где в губернском городе Нью-Йорке, изобретатель Юлиус Футтерман (Julius Futterman) разработал один из наиболее оригинальных ламповых усилителей своего времени. В 1954-м на свет появился ламповый УМЗЧ Futterman H3 OTL, особенностью которого стало отсутствие выходного трансформатора.

В оригинальной схемотехнике усилителя Футтермана катодный резистор фазоинвертора соединялся не с землей, а с выходом усилителя. 100%-ная ООС катодного повторителя Futterman H3 OTL компенсировалась 100%-ной ПОС через катодный резистор фазоинвертора. Интересно, что уникальную для того времени (и высоко оцененную потомками) схему разработал не профессиональный инженер, а радиолюбитель-самоучка.

Причиной необходимости в оригинальном решении было то, что около 30-35 % себестоимости ламповых усилителей тех лет приходилась на выходной трансформатор. Что было крайне существенным фактором, учитывая, что первые усилители производились вручную.

Благодаря конструкторскому решению цена усилителя стала немногим выше стоимости наборов для самостоятельной сборки и составила около $ 180 – 200, что сегодня с учетом инфляции является эквивалентом $ 1600 — 1800. Помимо существенного удешевления продукта инновация избавила УМЗЧ от (так любимой некоторыми аудиофилами и гитаристами) характерной «тёплой» окраски звука.

Следует отметить, что сравнительно небольшая стоимость усилителя соседствовала с почти уникальными для того времени характеристиками.

  • Диапазон воспроизводимых частот: 7 Гц (!) до 55 кГц
  • RMS: 90 Вт
  • IMD: 0,1 % (1 Вт, 1 Ом)
  • Коэффициент гармоник: 0,1%
  • Выходное сопротивление: 0,6 Ом

Интересно, что идеальной акустической системой для работы с этим усилителем считались электростатические колонки Quad ESL 57, созданные в 1957 году.

Футтерман запатентовал устройство, а лицензии продал нескольким американским компаниям в 1961-м году. Лицензионные усилители по схеме Футермана производились до начала 70-х годов и стоили значительно дороже оригинала. На протяжении 60-х и 70-х изобретатель совершенствовал схемотехнику ламповых усилителей.

В 1984 году, уже после смерти Футермана, компанией New York Audio Labs был выпущен, разработанный при его участии, один из самых дорогих усилителей своего времени (для электростатических акустических систем), стоявший $12 000 (около $26 000 сегодня с учетом инфляции). Среди сравнительно свежих разработок, использующих наследие Футтермана, можно выделить оригинальное устройство итальянца Андреа Циуффоли (схема приведена ниже).

Heathkit amps — DIY для меломана и музыканта

Heathkit — одни из передовиков ламповых конструкторов для любителей канифольной дымки. Компания, основанная в 40-е, приобрела популярность в 60-е, на волне интереса к самостоятельной сборке устройств. Фактически все продукты компании стали культовыми в среде людей увлеченных DIY. В отличие от Dynaco, Heathkit создавали многоцелевые конструкторы, с различными наборами шасси и радиодеталей.

Комплекты и модели менялись достаточно часто, что также существенно рознит эти устройства с «макинтошем для бедных». Пик популярности наборов Heathkit приходится на середину 60-х, когда приобретение качественного усилителя предполагало затраты сравнимые со стоимостью среднего автомобиля.

Все деревянные детали (набор ручек, шасси и т.п.) входили в базовую комплектацию. Гитарные варианты heathkit иногда предполагали включение дополнительных бонусов: излучателей и деталей корпуса для создания комбо. Интересно, что для создания гитарных наборов компания активно применяла транзисторные схемы. Такой подход был не слишком популярен в 60-х (теплый ламповый тренд в гитарном усилении был силён), но позволял приобрести дешевое гитарное оборудование небогатым начинающим музыкантам.

В зависимости от назначения устройства, пользователь волен был выбрать тот или иной комплект. Например, были наборы для гитарного усиления, воспроизведения музыки, в том или ином наборе разнилась мощность УМЗЧ. Характеристики устройства приводить смысла не имеет, так как они разнятся в зависимости от конкретной модели, при этом подавляющее большинство авторов сходятся на том, что эти усилители вполне соответствовали HI-fi классу, а гитарные комбо Heathkit составляли конкуренцию аналогичным моделям Fender и VOX того периода.

Класс D: КПД vs искажения

Легендарными в среде инженеров считаются усилители класса D, попытки создать которые начались ещё в 50-х. Сама идея УМЗЧ с импульсным управлением, выходными лампами приписывается 2-м авторам, нашему соотечественнику Дмитрию Васильевичу Агееву (1951 год) и Алеку Ривзу из Соединенного Королевства (1951 год). Однако, говорить о том, что инновационные концепции смелых инженеров мгновенно стали широко востребованными на рынке не приходится.

Внезапно начавшаяся эра транзисторов для попыток создания годного УМЗЧ class D не привела к ожидаемым результатам. «Принцип неисчерпаемых возможностей КПД», заложенный советским инженером Агеевым и его британским коллегой, долгое время оказывался неприступным даже для специалистов таких компаний как SONY, PHILIPS, Marantz, Matsusita Electric. Вплоть до 80-х ничего прилично звучащего и коммерчески успешного в классе D создать не удавалось. Ситуация поменялась к середине 80-х, когда на рынке радиодеталей появились МДП-транзисторы.

Известно, что в режиме D импульс приобретает почти прямоугольную форму, так как транзистор либо заперт, либо открыт. А сопротивление открытого канала современных силовых МПД-транзисторов совсем небольшое (от единиц до десятков миллиОм). Благодаря этому, построенный на основании этих элементов усилитель класса D способен работать практически без потерь мощности. КПД таких усилителей класса D составляет около 90 — 95 %.

Не смотря на ограниченную популярность, усилители D-класса того времени тоже нельзя назвать сверхмассовым продуктом. Для потребителя концепция класса D успела утратить привлекательность к концу 80-х, главным образом в связи с неудачами их несовершенных предшественников.

Читайте также  Клумбы из подручного материала

Как повествует Википедия, основными проблемами усилителей класса D были и, в какой-то степени, остаются:

…но не позволяет добиться высокого качества воспроизведения звука, даже если охватить её обратной связью. Нелинейные искажения класса D имеют несколько причин: нелинейность генератора сигнала треугольной формы, нелинейность катушек индуктивности выходного фильтра, нелинейность из-за мёртвого времени между включениями верхнего и нижнего плеча усилителя…

Пожалуй, самым заметным представителем класса D стал один из первых цифровых усилителей, дотягивающих до показателей HI-FI — Tripath TA2020, серийное производство которого было запущено в 1999 году. Дело в том, что, в связи с неизбежной необходимостью в устранении искажений, принцип аналоговой модуляции оказался малопривлекательным.

В ранних проектах усилителей класса D низкочастотные помехи свободно проходили с питающих шин на выход, что вынуждало использовать нелинейную модуляцию и дельта-сигма модуляцию для их устранения. Последнее приводило к неизбежному росту частоты переключения и снижению КПД. Логичным выходом стало применение цифровых схем, уменьшавших частоту переключения.

Некоторые инженеры ставят под сомнение заявленные характеристики Tripath TA2020 и их соответствие стандартам HI-FI. Предлагаю читателям самим оценить показатели качества на примере 20-ти ваттного усилителя для авто, созданного на базе TA2020:

  • RMS: 2 х 20 Вт 4ohm, 2×12 Вт 8ohm
  • Соотношение сигнал-шум (SNR): 98дб
  • Динамический диапазон: 98дб
  • IMD: 0.1% 1 Вт, 4ohm
  • THD: 0.03% 9 Вт, 4ohm, 0.1% — 10 Вт ом, 0.1% — 6 Вт 8ohm, 10% — 23 Вт ом, 10% 13 — Вт 8ohm
  • Энергоэффективность: 81% 20 Вт, ом, 88% 12 Вт, 8ohm
  • Чувствительность входа: 200mV

И всё это счастье при цене от $20 до 60.

Микросхема, на основе которой создан усилитель, была внесена в список «25 микросхем, которые потрясли мир» по версии журнала IEEE Spectrum.

Компания Tripath, выпустившая инновационный усилитель, с целью привлечения внимания к продукту придумала даже новый класс, объявив свое устройство усилителем класса T (хотя принцип работы девайса соответствовал классу D).

Несмотря на маркетинговые усилия,«креативы» с классификацией, Tripath не выдержали конкуренции с более мощными игроками и исчезли с рынка в 2007-м году. Бесславный и тихий конец этой компании никак не умаляет заслуг разработчиков, которые создали, вероятно, единственный действительно легендарный усилитель класса D.

Печатные платы УНЧ

Можно собрать УНЧ навесным монтажом, а можно на платах печатных. На чертеже плат с лампами отмечен способ соединения с другими элементами усилителя (потенциометр, трансформаторы). Все соединения выполнены с использованием витой пары, то есть пары жестко скрученных проводов. Это должно устранить или, по крайней мере, уменьшить наведенный шум в проводах.

В основе металлическое шасси. Позади трансформаторов громкоговорителей находится тороидальный силовой трансформатор, помещенный в металлическую банку, которая уменьшает сетевые помехи, распространяемые этим трансформатором.

Усилитель действительно играет тепло и как-то по-другому, у него большая глубина звука, больше объём. Хотя он даёт только 2 Вт мощности, звучание идеально подходит для небольшой комнаты!

Внимание! Электронные устройства обычно питаются от сети 220 В. Сетевое напряжение опасно, поэтому используйте хорошо продуманные решения конструкций, чтобы не подвергать себя и других пользователей поражению электрическим током. В ламповых устройствах также имеются высокие напряжения. Производите любые регулировки только когда источник питания выключен и после разрядки высоковольтных конденсаторов. Лампы и некоторые резисторы нагреваются до высоких температур.

Лампы из-за высокого входного сопротивления очень чувствительны к внешним помехам. Поэтому используйте экранированные кабели. Металл, подключенный к массе корпуса усилителя, защитит усилитель от ловли внешних помех.

Автор: https://elwo.ru

Вас может заинтересовать:

Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

510 » 20 дек 2014, 20:51

Давно мечтал изготовить своими руками ламповый усилитель. Прильщало качественное теплое звучание и минимальное количество деталей. Отпугивало наличие в схеме высокого анодного напряжения и необходимость использования аж трех трансформаторов (в блоке питания и на выходе к звуковым колонкам). Но однажды в руки попалась книга «Искусство ламповой схемотехники» (автор С.Гаврилов), которая и стала отправной точкой к созданию собственного усилителя на радиолампах. Кстати, книга очень познавательная. Здесь я почерпнул много интересного. Скачать ее можно с сайта автора здесь

В качестве основы я взял широко известную схему лампового стереофонического усилителя, собранного на одной лампе 6Н3П и двух 6П14П. Ниже представлена принципиальная схема одного из каналов и блока питания:


Первая лампа используется в качестве предварительного усилителя или, как сейчас модно говорить, драйвера оконечного каскада, в котором трудятся 6П14П. Особенностью лампы 6Н3П является то, что в одной колбе находятся два триода, которые работают усилителями напряжения в левом и правом каналах.

Выходные трансформаторы были куплены в фирме «Исток-2» с пафосным слоганом «Космический ВАКУУМ в хрустальной упаковке» . Прочитав его, захотелось еще больше окунуться в мир ламповой техники. Заказал для пробы самые простые выходные трансформаторы TW4E, согласно рекомендациям книги С.Гаврилова.

Заказав транформаторы через интеренет на неделе, оплатил и получил их на рынке в Митино в выходной (продавец Андрей выдает заказы с 10:30 до 13:00 по строго субботам на нижней стоянке). Когда я увидел толпящихся около его машины людей в ожидании своих заказов, то понял, что в этом мире я не одинок сегодня.

В принципе там же можно купить и силовой трансформатор для блока питания. Но я нашел в Митино на оптовом рынке человека, который мотает под заказ тороидальные транформаторы любой мощности и различные напряжения. К тому же у него значительно приятнее цены (700 руб. против 1550 руб. в «Истоке-2»). Его зовут Барышников Владимир Викторович (+7(910)647-10-38). Найти его легко. Он стоит в глубине оптового рынка (под навесом) напротив дядечки, который торгует гетинаксом. Он принимает заказы в субботу с небольшой предоплатой, а выдает через неделю там же в субботу с 7 до 14. Качество изготовления на высоте. Оцените сами:

Он выдает 200 мА высоковольтного анодного напряжения и 2 А накала.

В общем-то рассказать, как собирается и настраивается усилитель, лучше, чем автор я не смогу. Поэтому адресую вас к оригинальной статье, которую можно прочитать здесь.

В целом внешний вид собранной платы усилителя у меня получился один в один как у автора статьи. Плата изготовлена в домашних условиях по ЛУТ-технологии.

А в стандартном корпусе для радиоаппаратуры с цифровой имитацией стрелочного индикатора это выглядит так:

Фотки внутренностей выложу позже, так как они находятся на другом телефоне, который забыл в машине. Однако, краткую видеозарисовку на тему собранного усилителя с удовольствием предствалю на суд дорогих читателей.

«Делай добро и бросай его в воду. «

В машине: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200, LEMM 2001
Дома: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200 «Олень», SOLARCON I-MAX 2000

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

510 » 20 дек 2014, 21:34

Читайте также  Окна в доме из газобетона

«Делай добро и бросай его в воду. «

В машине: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200, LEMM 2001
Дома: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200 «Олень», SOLARCON I-MAX 2000

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

Chief » 20 дек 2014, 22:52

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

mouse » 20 дек 2014, 23:07

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

510 » 21 дек 2014, 00:23

«Делай добро и бросай его в воду. «

В машине: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200, LEMM 2001
Дома: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200 «Олень», SOLARCON I-MAX 2000

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

Леший » 21 дек 2014, 00:35

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

510 » 21 дек 2014, 00:42

Свечение ламп, напоминающее тлеющие угли в камине, мягкий звук джаза, верный пес у ног и бокал хорошего коньяка действительно никого не оставят равнодушным:

«Делай добро и бросай его в воду. «

В машине: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200, LEMM 2001
Дома: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200 «Олень», SOLARCON I-MAX 2000

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

510 » 21 дек 2014, 00:52

Так давай, выкладывай свой шедевр. Я думаю, что многим будет интересно познакмиться с опытом построения ламповой техники.

У меня в перспективе есть еще одна задумка — УКВ-приемник и усилитель с индикатором уровня сигнала на лампе ИЛТ 6-30м, который раньше ставили в магнитофонах семейства «Маяк». Я тут на медни прикупил один индикатор с платой управления за 300 руб. Запустил его. Пришлось, правда, повозиться с блоком питания (+38 В, +/- 15 В, накал 4,2 со смещением относительно -15 В). В качестве шкалы индикации планирую прикупить лампу от советского автомобильного приемника, где вся настройка была визуализована также на лампе (ползунок-указатель, индикатор диапазона, режим работы и т.д.)

«Делай добро и бросай его в воду. «

В машине: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200, LEMM 2001
Дома: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200 «Олень», SOLARCON I-MAX 2000

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

510 » 21 дек 2014, 01:11

«Делай добро и бросай его в воду. «

В машине: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200, LEMM 2001
Дома: Icom 706MKIIG, NEXTFIS 200 «Олень», SOLARCON I-MAX 2000

Re: Ламповый усилитель для начинающего аудиофила.

Fantomas » 21 дек 2014, 01:20

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Тема создается для того, чтобы учиться налаживать и разрабатывать свои конструкции.
Складывать схемы проверенных ламповых усилителей, полезные советы. В частности советы по выходным трансформаторам, говорят очень хорошо относительно звучит ТАН57 и комбинацию обмоток можно подобрать по сопротивлению, под нужные колонки.Какие звучат лампы очень хорошо и тд.
Мне например посоветовали из советских 6г7 (Двойной диод-триод) с очень чистым звучанием.
Планирую накидать схемку усилка для наушников на этих лампах.

И ещё не надо разводить демагогию что лучше: транзисторные усилки ,на микросхемах или лампы и с пеной у рта доказывать свою правоту.
Мне просто интересна очень данная тема как и другим я думаю,( потому что интересны лампы) в не зависимости какое звучание все таки лучше.

Последний раз редактировалось Mosin; 14.09.2010 в 02:52 . Причина: дополнение.

Присоединяюсь. Когда то в журнале стерео была опубликована вот такя схемка, 4.5W не фонтан но по звуку полный Хай Энд. Когда то хотел собрать да руки не дошли. Вместо этого собрал простой ламповый усилитель не требующий наладки ))) Был очень доволен. Там (Усилитель Губина) налаживание очень требовательное поэтому при желании описание из сети можно выдрать ) Для лучшего звука паять рекомендуется паять припоем с повышенным содержанием серебра и использовать полипропиленовые конденсаторы! )

Последний раз редактировалось Ruslan_Sibir; 12.09.2010 в 17:09 .

А что, на специализированных сайтах уже не так интересно? Конечно любители хорошего звука найдутся и здесь, но боюсь их будет много меньше чем хотелось бы.
Хотите моё мнение. Суперкачество лампового звука просто бред. Для меня. Но многие в это верят. Переубедить друг друга мы вряд ли сможем. Каждый верит в своё. Но ламповые усилители в своё время собирал. Как изменилась схемотехника посмотреть интересно. Может в самом деле появилось что то интересное.

Ламповый УМЗЧ на 6Н3П+6П14П? Это просто!
Сайт с описаловым
Очень замечательный сайт по усилкам всевозможным, но уже долгое время закрыта регистрация на него.
А незарегистрированным скрыта часть инфо.
Но удалось раздобыть печатку.

В архиве две платы, с описалова на сайте будет все понятно я думаю.
Выходники ставим твз, обязательно в железе делаем например пергаментной бумагой не магнитный зазор.
Усилок чисто для компа, печатку я себе вытравил уже давно. Но как то душа почему то не лежит к данной схеме. Не смотря на то что и трансформаторы выходные есть в наличии.

Смотрим на первый топик темы и радуемся.

«И ещё не надо разводить демагогию что лучше: транзисторные усилки ,на микросхемах или лампы и с пеной у рта доказывать свою правоту.
Мне просто интересна очень данная тема,( потому что интересны лампы) в не зависимости какое звучание все таки лучше.»
С этого всего нужно выделить! Мне интересны лампы и проверенные схемы для практики, а звучание можно послушать и сравнить с другой техникой, благо есть с чем.

Последний раз редактировалось Mosin; 12.09.2010 в 17:41 .

Чем меньше коэффициент абсорбции конденсатора, тем лучше звук. Про этот термин — гуглите, и выскочит инфа. Самый маленький Кабс. у фторопластовых конденсаторов, но это дефицит. Есть у меня доступ к продукции фирмы WIMA, (в инете всё есть) отличные аудиофильские кондёры делает, но и даже она не делает фторопластовые. В общем, диэлектрик должен быть неполярным. Полипропилен или полистирол годятся. Критерий выбора по справочникам — наименьший «К» абсорбции. Не путать с аДсорбцией, разные понятия.
Из советских:
К71 — полистирол
К72 — фторопласт
К73 — полиэтилентерефталат [maylar] (лавсан) — не желательно
К78 — полипропилен
К31 — слюда [mika] — не желательно
Керамика — не желательно.
Из электролитов: очень хорошие Rubicon, хорошие — Jamicon.
Про специальные аудиофильские умолчу — цена космическая.
Для начала достаточно. В квадратных скобках — американская классификация.
Припой с серебром может пока (для экспериментов) подождать.

От себя могу добавить, что паял транзисторные усилки с выходом на мосфетах и на микросхемах на заказ, акустика в машины. Очень хороши кондеры, так называемые зеленые подушечки в звуке — пленочные и достать легко .Ну это сугубо мое личное наблюдение.
«Из электролитов: очень хорошие Rubicon, хорошие — Jamicon» с этими кондерами пару раз ожёгся, сейчас гонят очень много левака. Они у меня просто напросто по взрывались.

Последний раз редактировалось Mosin; 12.09.2010 в 18:00 .

Ничего почти не изменилось. Комплектующие разве что. И взгляд на предмет, особенно когда 35 лет оттарабанишь на сцене с ламповым усилком и гитарой FENDER STRATOCASTER в руках. Это я про себя. Кому не интересно, пройдут мимо. На сайте всем места хватит. Хватает же места любителям фотографии? Ведь никакого отношения ни к радио, ни к электричеству вообще.

Читайте также  Дом на колесах фотогалерея

Мне не попадались левые. Из левых попадался WESTON. Видимо, зависит от поставщика. А RUBICON почти во всей литературе на эту тематику — рекомендуют. Нет никакой гарантии в наше время ни на что. Попадались (якобы фирменные) микросхемы БЕЗ КРИСТАЛЛА ВНУТРИ, выяснялось после вскрытия (молотком), hi! Насчёт «повзрывались». Надо перед постановкой в схему и подачей напряжения производить ФОРМОВКУ, (тренировку). Процесс — в литературе, или инете. Если всё описывать здесь, получится книга. У меня на работе трудятся уже 4 года JAMICON 470мкФ на 450В, причём в тяжёлых температурных условиях, вопреки утверждениям о весьма ограниченном сроке службы в таких условиях. Ессно, оттренированы были перед постановкой в ламповые возбудители радиовещательных передатчиков. Температура внутри возбудителей примерно 45 градусов, круглосуточно, ГОДАМИ. Без выключения. Только на время профилактики, 2 раза в году. Вот так-то.
[Совковые электролиты выбросили на помойку]

Последний раз редактировалось LY1SD; 12.09.2010 в 20:42 .

Особенности схемы УНЧ

  • Трансформатор питания TS40VA — 215 В 0,12 А / 6,3 В 2 А.
  • Трансформатор громкоговорителя TG 5-53
  • Динамик Tesla ARZ 6604 — 4 Ом
  • Напряжение накала силовой лампы около 6,2 В
  • На лампе 6П14П напряжение на аноде 255 В, ток анода 47 мА.
  • На предусилителе 3,8 мА, лампа ECC83S взаимозаменяема с 12AT7.

Трансформатор звуковой даёт 5 Вт неискаженной мощности, но с ним вы можете качать и 20 Вт.

Особенности

Для гитаристов, особенно тех, кто выступает на концертах или играет на электрогитаре, очень важно подобрать хороший усилитель, выдающий качественные звуки гитары. Однако далеко не все начинающие музыканты имеют возможность приобрести дорогостоящее оборудование известных фирм, занимающихся выпуском такой аудиотехники.

Давно известно, что наиболее натуральный звук могут произвести ламповые гитарные усилители (комбики). Этот звук не идёт ни в какое сравнение с современными усилителями на микросхемах и транзисторах — только лампа может выдать звуки с абсолютно чистыми, равномерными и очаровывающими слушателя басами или мелодичными высокими частотами. Но стоимость даже непрофессиональных ламповых усилителей, произведённых мировыми брендами, на порядок выше любого аналогичного по мощности комбика на полупроводниках.

Правда, у ламповых усилителей имеются некоторые недостатки, которые отсутствуют в аналоговых устройствах. К ним относятся:

  • громоздкость и большая масса готового изделия;
  • недостаточная надёжность ламп по сравнению с транзисторами;
  • сильный нагрев деталей, что может привести к повреждениям электрической цепи и выходу из строя некоторых составляющих;
  • закономерный дефицит необходимых ламп из-за широкого распространения электронных устройств и постепенного сворачивания производства деталей для устаревшего аудиооборудования и техники.

Однако эти затруднения не останавливают музыкантов на пути к получению качественного звука своих гитар. Поэтому нередко гитаристы стараются подобрать подходящий для дома самодельный вариант усилителя на лампах, а потом собирают его своими руками, что, несомненно, обходится намного дешевле заводского устройства.

Подобрав для себя лучший вариант, следует хорошо проанализировать его схему, советуясь по возможности со специалистами, выписать перечень необходимых деталей как для электрической схемы усилителя, так и для его основы (шасси), на которой размещается весь комплект деталей и производится монтажной цепи между ними.

Шаг 7: Тестирование

Когда сборка будет завершена, усилитель нужно испытать. Подключите его к разделительному автотрансформатору и постепенно поднимайте напряжение, чтобы проверить, не коротит ли где и не идет ли дым. Если все работает нормально, подключайте свою гитару, айпод или банджо и слушайте действительно громкую музыку. Удачной сборки!
Предупреждение! При сборке усилителя вы имеете дело с потенциально смертельным напряжением, вы действуете на свой страх и риск!

В комментариях многие жаловались на небезопасную конструкцию, с чем я полностью согласен. Этот простой усилитель может представлять опасность для людей, не знакомых с техникой безопасности при работе с электричеством. Также есть жалобы на скудное наполнение усилителя. В нем нет силового трансформатора потому, что у меня его не было в наличии, а собирал прибор я из того, что было под рукой. То же с ламподержателем. В завершение, потом этот усилитель будет встроен в кабинет.

Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.