Старпом почти 40 лет добивается реабилитации командира подлодки, спасшего моряков от большой беды

Старпом почти 40 лет добивается реабилитации командира подлодки, спасшего моряков от большой беды

Теплоход «Рефрежиратор-13» на полном ходу врезался в дизельную подводную лодку С-178 – на ней несли службу 59 человек. Субмарина моментально пошла ко дну. 32 члена экипажа навсегда остались в море. Эта катастрофа — личная боль старшего помощника капитана Сергея Кубынина. Он сделал все, чтобы помочь выбраться наверх оставшимся в живых товарищам. И все эти годы, как может, поддерживает семьи погибших.

Сергею Кубынину 67, но и сегодня он подтянут и собран – сказывается офицерская закалка. Прощаясь по телефону, привычно бросает: «Разрешите удалиться в море». Он окончил Военное морское училище им. С. О. Макарова и в 1975-м был назначен командиром боевой части ракетной подводной лодки К-63. А вскоре стал старпомом на С-178. На момент трагедии ему было 27 лет.

…Подводная лодка С-178 вышла из базы Владивостока 19 октября 1981 года. Отработав боевое задание, субмарина всплыла и возвращалась на базу.

После ужина 21 октября на мостик поднялись 12 человек. Командир Валерий Маранго, вахтенный офицер Алексей Соколов, замполит Владимир Дайнеко, механик Валерий Зыбин, рулевой Анатолий Костюнин, штурман, боцман и пять свободных от вахты моряков. Планировали работу по ремонту оборудования в базе, курили.

Неожиданно боцман Владимир Спиридонов заметил темный силуэт. Его осветили прожектором – на фатально близком расстоянии двигался теплоход «Рефрежиратор-13».

— Шел по-пиратски, не включив ходовые огни, курсом на первый отсек, где находились боевые торпеды — две с половиной тонны взрывчатки. Рвануло бы — ни от подлодки, ни от теплохода мокрого места не осталось, — вспоминает Сергей Кубанин.

Командир С-178 Валерий Маранго успел скомандовать: «Право на борт!». Подводникам не хватило несколько секунд, чтобы разминуться с «Реф-13» — тот на полном ходу врезался в шестой отсек. Все, кто находился на мостике, оказались за бортом – лишь один механик Валерий Зыбин успел прыгнуть в шахту верхнего рубочного люка.

Сергей Михайлович и сегодня постоянно на связи с друзьями-подводниками. Фото Надежды Носиковой

До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Несмешные поверья

Зачастую, снимая фольклорные фильмы ужасов, российские режиссёры берут какого‑то знакомого персонажа, чтобы сразу привлечь внимание. Но беда в том, что ни Баба‑Яга, ни злобные русалки всерьёз уже не пугают зрителя. Тем более что весь кошмар в таких фильмах пытаются подать через плохие спецэффекты.

Кадр из сериала «Территория»

Создатели «Территории» поступили интереснее. Они взяли реальные мифы коренных жителей Коми‑Пермяцкого округа. Те, кто интересуется фольклором, слышали о народе чудь белоглазая, якобы обладавшем колдовскими знаниями и ушедшем под землю, кто‑то читал о мелких бесах икотках. Но широкой публике эти байки не слишком известны, а потому не надоели.

Закинув своих героев в глушь, создатели «Территории» знакомят и их, и зрителей со страшными поверьями. Иногда хоррор в сериале выглядит слишком уж гротескным: например, если появляется колдунья, то это либо отшельница в лохмотьях, либо страшная бабка. Но подобным грешит весь современный жанр, за исключением таких мастеров, как Ари Астер и Роджер Эггерс.

Кадр из сериала «Территория»

В остальном же баланс леших и прочих мистических существ и реалистичных жутких сцен выдержан неплохо. В паре сцен сериал действительно пугает, а это уже успех для подобного проекта.

aldanov

Слова, слова, слова.

Чувашские язычники.

Верховые чуваши. 1870 г. Фото — Г. Ф. Локке

Чуваши — будто бы первоначально от чувашского слова сювась — жертвоприносители.
То есть язычники уже по самоназванию. История их интересная, хотя и активно додумываемая чувашскими неяозычниками, которые и Аттилу записали в чувашские каганы. Но богатую историю пока оставим в стороне.

Некоторые обычаи чуваш и детали их прошлого очень любопытны.

1. Найти деревню чувашей-язычников легко по кладбищу. Они ставят на могилах необычный памятник – липовый столб, так называемую юбу. Столб устанавливается на кладбище только в октябре, который на чувашском языке так и называется – юба. Из трех дней похоронного обряда в первый день мужики едут в лес, где выбирают самую лучшую липу. Сначала долго молятся перед ней, потом рубят дерево, изготавливают из него намогильный памятник – юбу. На одном конце юбы делают зарубки: глаза, нос, рот. Затем из той же липы вырезают столик, скамейку для покойника, мостик, чтобы покойный мог перейти через реки, крючок для полотенца и липовую лопату. Считается, что чуваш и на том свете продолжает прилежно и много трудиться. Кстати, среди народов Поволжья чуваши самые трудолюбивые, и это никто даже не оспаривает. Когда придет время и юбу установят на могиле, то на нее повяжут платок, если это могила женщины, или наденут малахай, если умер мужчина. Каждый чуваш-язычник знает всех своих сородичей до седьмого колена, а некоторые и до девятого.


Попытка восстановить столб в честь лесного бога Кереметь, предпринятая чувашскими неоязычниками.

2. Ребенка не крестят, а проводят другой обряд. Йомзя-знахарь разбивает над головой ребенка два сырых яйца липовой палочкой, после чего отрывает голову петуху и выбрасывает ее за ворота, как приношение, чтобы задобрить злого духа, шайтана. За ворота также выбрасывают хмель. Потом йомзя, держа ребенка перед очагом, бросает в огонь соль, заклинает злых духов, уговаривая их покинуть этот дом. Ребенку же желает быть храбрым и трудолюбивым, как его родители.

3. Если ребенок заболеет, его тоже вылечит знахарь. Он протопит печь в избе, положит младенца на широкую липовую лопату и с молитвой и заклинаниями отправляет дитя в жаркую печь. Сначала на мгновение, потом на два и так, увеличивая время, будет прогревать его, приговаривая, чтобы тот рос румяным и здоровым…

Моление огню — фото отсюда

А здесь про своеобразный аналог японского харакири — типшар

4. Слово «типшар» (тип+полт=р, тип+шар) В.А. Сбоев в примечаниях к «Заметкам о чувашах» объясняет от арабского «теббь» — погибель, пропадь; следовательно, «типшар» правильнее перевести на русский как «неодолимая или гибельная беда». Чувашский «типшар» относится к категории личного мщения, к бытовой форме пассивного наказания соплеменного негодяя или злодея через собственную смерть. «Типшар» — это защита имени и чести ценой своей жизни, что соответствует учению этнорелигии сардаш («Бесчестье хуже смерти», «Красна смерть за правое дело», — сказано в тетради ламшара Хеохвана Яныша). По этнорелигии сардаш морально-психологическое наказание «типшаром» считается более мучительным, чем гнет тюремного или палочного наказания. За «типшаром» на виновного следует потеря общественного признания и презрение. Утрата душевного равновесия, угрызение совести для нормального человека страшнее физического недуга. Следует упомянуть, что «типшар» связан с запретом на убийство соплеменника, существовавшего издревле у многих народов. Грех убийства соплеменника считался одним из самых тяжких в учении этнорелигии сардаш. В таком правовом поле бесправному члену общины оставалось лишь повеситься (во дворе обидчика) и действенно указать на виновного в его смерти.

Читайте также  Какую грунтовку выбрать под обои

А тут про чувашские руны:

5. Участник научной экспедиции 1740 года Кенигсфельд «отметил, что у них, то есть у чувашей-язычников, много деревянных и каменных памятников народной скульптуры, на которых написано «буквами, не похожими ни на русские, ни на татарские».

6. И костюм кажется достаточно интересен — особенно головной убор тухья, нечто вроде подобия сфероконического шлема:

Чуваши в энциклопедии «Вокруг света»

Традиционная русская изба сегодня

Давно минули те дни, когда наши предки жили в курных избах. Со временем русская изба претерпела значительные изменения. Бесспорно есть уникальные работы мастеров, которые не имеют аналогов. Но приехав сегодня в какую-либо деревню, вы заметите, что огромное число домов очень сильно похожи друг на друга. Именно эти дома являются конечным результатом развития традиционно русской избы. Несмотря на их общую схожесть, каждый дом остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д. У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами. Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

Традиция разделения жилища на две части, распространённая у кочевых народов, сохранялась и в это время. Основную часть дома занимала передняя часть дома с печью— «тур як». Основу обстановки составляли нары (широкий дощатый помост), расположенные вдоль передней стены. Ночью на них спали, днём, убрав постельные принадлежности, на них накрывали стол. Перины, большие подушки и стёганые одеяла складывались стопкой на одной стороне нар у боковой стены. Если имелся стол, он обычно ставился к боковой стене у окна или в простенке между окнами. В это время столы, как правило, пользовались лишь для хранения чистой посуды.

Сундуки служили для хранения праздничной одежды и украшений. Их ставили около печи. На эти сундуки обычно сажали почётных гостей. За печью располагалась женская половина, где также находились лежанки. Днём здесь готовили еду, а ночью спали женщины и дети. Вход посторонним в эту часть дома был запрещён. Из мужчин сюда могли заходить лишь муж и свёкор, а также, в особых случаях, муллы и врачи.

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях — и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях. Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё — чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

aldanov

Слова, слова, слова.

Чувашские язычники.

Верховые чуваши. 1870 г. Фото — Г. Ф. Локке

Чуваши — будто бы первоначально от чувашского слова сювась — жертвоприносители.
То есть язычники уже по самоназванию. История их интересная, хотя и активно додумываемая чувашскими неяозычниками, которые и Аттилу записали в чувашские каганы. Но богатую историю пока оставим в стороне.

Некоторые обычаи чуваш и детали их прошлого очень любопытны.

1. Найти деревню чувашей-язычников легко по кладбищу. Они ставят на могилах необычный памятник – липовый столб, так называемую юбу. Столб устанавливается на кладбище только в октябре, который на чувашском языке так и называется – юба. Из трех дней похоронного обряда в первый день мужики едут в лес, где выбирают самую лучшую липу. Сначала долго молятся перед ней, потом рубят дерево, изготавливают из него намогильный памятник – юбу. На одном конце юбы делают зарубки: глаза, нос, рот. Затем из той же липы вырезают столик, скамейку для покойника, мостик, чтобы покойный мог перейти через реки, крючок для полотенца и липовую лопату. Считается, что чуваш и на том свете продолжает прилежно и много трудиться. Кстати, среди народов Поволжья чуваши самые трудолюбивые, и это никто даже не оспаривает. Когда придет время и юбу установят на могиле, то на нее повяжут платок, если это могила женщины, или наденут малахай, если умер мужчина. Каждый чуваш-язычник знает всех своих сородичей до седьмого колена, а некоторые и до девятого.


Попытка восстановить столб в честь лесного бога Кереметь, предпринятая чувашскими неоязычниками.

2. Ребенка не крестят, а проводят другой обряд. Йомзя-знахарь разбивает над головой ребенка два сырых яйца липовой палочкой, после чего отрывает голову петуху и выбрасывает ее за ворота, как приношение, чтобы задобрить злого духа, шайтана. За ворота также выбрасывают хмель. Потом йомзя, держа ребенка перед очагом, бросает в огонь соль, заклинает злых духов, уговаривая их покинуть этот дом. Ребенку же желает быть храбрым и трудолюбивым, как его родители.

3. Если ребенок заболеет, его тоже вылечит знахарь. Он протопит печь в избе, положит младенца на широкую липовую лопату и с молитвой и заклинаниями отправляет дитя в жаркую печь. Сначала на мгновение, потом на два и так, увеличивая время, будет прогревать его, приговаривая, чтобы тот рос румяным и здоровым…

Моление огню — фото отсюда

А здесь про своеобразный аналог японского харакири — типшар

4. Слово «типшар» (тип+полт=р, тип+шар) В.А. Сбоев в примечаниях к «Заметкам о чувашах» объясняет от арабского «теббь» — погибель, пропадь; следовательно, «типшар» правильнее перевести на русский как «неодолимая или гибельная беда». Чувашский «типшар» относится к категории личного мщения, к бытовой форме пассивного наказания соплеменного негодяя или злодея через собственную смерть. «Типшар» — это защита имени и чести ценой своей жизни, что соответствует учению этнорелигии сардаш («Бесчестье хуже смерти», «Красна смерть за правое дело», — сказано в тетради ламшара Хеохвана Яныша). По этнорелигии сардаш морально-психологическое наказание «типшаром» считается более мучительным, чем гнет тюремного или палочного наказания. За «типшаром» на виновного следует потеря общественного признания и презрение. Утрата душевного равновесия, угрызение совести для нормального человека страшнее физического недуга. Следует упомянуть, что «типшар» связан с запретом на убийство соплеменника, существовавшего издревле у многих народов. Грех убийства соплеменника считался одним из самых тяжких в учении этнорелигии сардаш. В таком правовом поле бесправному члену общины оставалось лишь повеситься (во дворе обидчика) и действенно указать на виновного в его смерти.

Читайте также  Бур своими руками чертежи

А тут про чувашские руны:

5. Участник научной экспедиции 1740 года Кенигсфельд «отметил, что у них, то есть у чувашей-язычников, много деревянных и каменных памятников народной скульптуры, на которых написано «буквами, не похожими ни на русские, ни на татарские».

6. И костюм кажется достаточно интересен — особенно головной убор тухья, нечто вроде подобия сфероконического шлема:

Чуваши в энциклопедии «Вокруг света»

Как на печи заклинали мороз

Настоящим испытанием для печей становились крепкие морозы матушки зимы — никольские, рождественские, васильевские или крещенские. В это время становилось понятно, достаточно ли долго печь держит тепло и много ли жару дают заготовленные дрова. Не меньшую роль играла и печная труба. Тепло и чистота воздуха в доме зависели от того, открыты или закрыты в ней задвижки и заслонки. Откроешь заслонку — гарь и дым исчезнут, закроешь — дольше сохранишь тепло.

  • Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
  • Сентябрь покажет: праздники и традиции первого месяца осени
  • Крещенские традиции на Руси

Обычно печные стенки имеют толщину 25–40 сантиметров, и благодаря этому создается хорошая теплоаккумуляция и возникает эффект термоса. Преимущество настоящей русской печки — в равномерном распределении жара. Даже в самый лютый мороз она может с одной протопки поддерживать тепло в избе на протяжении суток.

Для защиты озимых культур и фруктовых деревьев от вымерзания с помощью открытой печной трубы либо волокового окна крестьяне по традиции совершали обряд заклятия мороза.

Символика

В жилых помещениях матице обычно придавали четырёхгранную форму, путём строгания бревна, а в нежилых, будь то хлев или сарай, её оставляли круглой.

При монтаже центральной балки в сруб под её основанием клали обереги и деньги, чтобы будущие жильцы не испытывали материальных проблем. А ища защиту небесных покровителей, люди украшали «тело» матицы геометрическими орнаментами, среди которых встречались как христианские распятья, так и языческий солярный символ — «колесо Юпитера».

Какие женихи пользовались на Руси бешеным спросом у дворянок, а какие у крестьянок

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мощный кузнец и лихой косарь и почему во время сенокоса парни устраивали соревнования

Кузнецы были завидными женихами. И мастер на все руки, и в деревне уважают, и за счет физической работы сложение имеют атлетическое. Но, кроме того, существовали ещё и мистические качества, которыми наделяли людей этой профессии. Говорили, что у них есть особая колдовская власть, что способны они и черта из деревни выгнать, и любую лошадь успокоить, и больному помочь поправиться. А достаток наверняка будет — ведь кузнецы всегда были нужны, в любое время года, независимо от того урожая.

Но не только кузнецы пользовались огромным спросом среди деревенских девок. Этой чести удостаивались хорошие косари. Во время сенокоса приходилось затрачивать массу усилий, это было тяжёлое дело. И всё равно деревенские девушки и парни не могли дождаться, когда он начнётся. А всё потому, что в это время молодёжь присматривалась друг к другу, пытаясь найти потенциальную жену или мужа. Ведь во время работы человек проявляется достаточно ярко. А уж когда кто-то приглянулся, можно было постараться познакомиться во время отдыха, когда водили хороводы, ходили в лес, купались, организовывали посиделки. Хорошие косари не испытывали недостатка в женском внимании. Сразу было видно, кто работает качественно — по остающемуся за человеком широкому и ровному прокосу.

Предприимчивые парни устраивали состязания, которые заключалась в том, чтобы взять на себя самую широкую полосу и пройти ее быстрее всех. Победитель просто купался в женских улыбках, а если ему удавалось выиграть несколько раз подряд, то без невесты он не оставался.

На ноги смотри: сапоги в гармошку, а также платочки на масленичных санях как признак расположения потенциальной невесты

Крестьяне в деревнях на Руси носили лапти. Сапоги появились только во второй половине XIX века, и владельцы этой роскоши считались везунчиками. Иногда одна пара использовалась всем селом. То есть хозяин кожаных сапог не просто надевал их по праздникам, но мог за деньги дать поносить обувь, например, жениху в день свадьбы. Очень модны были сапоги в гармошку — на низком каблуке, с большим количеством «бобриков» (так называли складки). Если парень прогуливался в таких начищенных до зеркального блеска сапогах, то на него сразу обращали внимание: значит, он сумел заработать на шикарную обувь. Девушки сразу оценивали его как хваткого, пробивного человека.

Но не только на сапоги смотрели девушки. Если парень хотел завоевать статус завидного жениха, он мог воспользоваться масленичными катаниями. Мужчины готовились к ним очень тщательно. Из сундуков доставали новые валенки или сапоги, вышитые рубахи, домотканые кушаки. Но самым важным были правильно оформленные сани. Для их устилания использовались меховые или тканевые накидки, конская сбруя чистилась до блеска, устанавливались праздничные дуги. Не у всех были сани, поэтому бедняки могли занять их вместе с лошадками у богатых крестьян. Потом, правда, приходилось отрабатывать арендованный «экипаж».

Парни катали девушек, стараясь сделать это как можно эффектнее. Если же красавица дарила ездоку поцелуй, значит, впечатление произведено. А когда она привязывала яркий платочек к дуге саней, это означало полный успех. На одних санях могло к концу праздника появиться несколько таких платочков. Это был своеобразный рейтинг жениха, так сказать, древнерусские «лайки».

Диджеев не было, зато были гармонисты: популярность по-деревенски

Востребованными женихами считались гармонисты, первые парни на деревню. Эти люди всегда были в центре любого деревенского праздника, по ним вздыхали незамужние красавицы. Вокруг гармониста кучковалась молодёжь, с восторгом наблюдая, как он играет, танцуя, восхищаясь. Кстати, гармонисты часто были провокаторами, создающими определенный настрой перед дракой. Возможно, здесь сказывалась энергия музыки, так как некоторые мелодии были очень даже задиристыми. Как бы то ни было, умение играть на музыкальных инструментах всегда ценилось и считалось большим даром. Стать хорошим гармонистом мог не каждый, для того действительно требовался талант и особый, лидерский склад характера. Не правда ли, напоминает современных звезд шоу-бизнеса, которые не испытывают недостатка в поклонницах?

Покажите ваш сундук!

После того как жених посватался к невесте, родители девушки посещали дом предполагаемого зятя, для того чтобы убедиться в правильности выбора дочери. Осматривали хозяйство, внимательно отмечая всё и делая выводы о достатке. Например, в избе стоит сундук, да не простой, а снабженный колесами или полозьями. Это хорошо — тяжелый сундук, нести невозможно, придется катить, а в нём это значит и добра немерено. К концу XIX века богатые крестьяне обязательно оставили в горнице шкафы со стеклянными дверцами. За ними красовался фаянс и фарфор. Шкаф с поставцами, то есть с открытыми верхними полками, где устанавливались сервизы, считался символом богатства и достатка. Хороший жених, богатый, надо соглашаться. Вот так посуда могла решить судьбу молодых.

Читайте также  Двп на пол

Смотри на избу, оценивай будущий брак

Иногда было достаточно посмотреть избу со стороны. Дом ярко отражал степень зажиточности: если сруб покривился, двор зарос сорняками, плетень перекосился, значит, тут явно проживают бездельники, которым нет дела до хозяйства. Зачем же дочери такое счастье?
Большой и ухоженный дом (у середняков и зажиточных крестьян бывали срубы внушительных размеров, до 8х9 метров и даже больше), различные надстройки да пристройки, красивый конек на крыше и створчатые ставни говорили о том, что здесь проживает богатая семья, которая ни в чем себе не отказывает. Вот и хорошая партия для юной красавицы.

Ну случалось и так, что женихи были совсем не ко двору, но настойчивые. В таких случаях именно так девушки спасались от липучих женихов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: