Изразцы для камина: покупаем, сортируем, подгоняем и крепим

Изразцы для камина: покупаем, сортируем, подгоняем и крепим

Камин с открытым огнем является прекрасным дополнением к интерьеру любого загородного дома. Он станет центром притяжения, не только конкретного помещения, но и всего жилища. Существует масса способов расположения и строительства каминов. Они могут быть отдельно стоящими металлическими, угловыми или портальными. Портальный камин – это капитальное сооружение, возводимое из огнеупорного кирпича. Однако сама по себе кирпичная поверхность не отличается хорошими эстетическими качествами, поэтому кирпичные портальные камины принято украшать декоративной отделкой. Самым простым способом может стать окрашивание и оштукатуривание, однако это не на много повысит эстетическую привлекательность. Существует способ декоративной отделки камина, который будет притягивать ваши взгляды и взгляды ваших гостей не хуже, чем сам открытый огонь, это так называемые изразцы. Если до сих пор не слышали про изразцы — посмотрите на фото ниже и вы сразу поймете, что это такое.

Камин, украшенный изразцами

Русские изразцовые печи: красота, оставшаяся в истории

Русская печь — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда являлась «вещью в себе» — все начиналось и заканчивалось на ней, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем народного фольклора.

Главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских их печки чаще всего просто часть отопления, наша очаг для приготовления пищи, а еще и лежанка

Плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора

Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.

Первые дымоходы появились к XV веку, а к началу XVII века печи стали изготавливаться из огнеупорного кирпича

XVII век стал пиком изразцового искусства в России

Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние, старинные русские изразцы относят к X веку — они являются ровесниками крещения Руси

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей. По велению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом.

Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей.

Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу.

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять.

Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление

Изготовление изразцов

Изразцы изготавливают по авторским рисункам. Учитывая стилистику интерьера и эстетические предпочтения хозяев, художник рисует эскизы будущих изделий. В качестве ориентира обычно выбирают одно из традиционных декоративных направлений (древнерусское, голландское, фламандское).

Но бывают и исключения. В росписи могут быть использованы восточные мотивы или живописные композиции в стиле модерн. Для детских комнат часто заказывают облицовку с сюжетами из популярных мультфильмов.

Следующий этап — определение точных размеров и расчет количества изразцов. К этому моменту должен быть разработан проект будущей печи. Надо сказать, что компании, занимающиеся кладкой изразцовых отопителей, располагают обширными каталогами каминов и печей разного типа. Фирменные сборники также содержат многочисленные образцы облицовок.

Как делают изразцы – технология

Сначала по детально прорисованным эскизам скульптор (часто это одно лицо с художником) лепит рельеф лицевой поверхности изделия.

Затем формовщик (или точнее — гипсоформовщик) из гипса изготавливает формы для рядовых и фасонных изразцов. Гипсовые слепки заполняют высококачественной, хорошо очищенной шамотной глиной. Далее наступает очередь сушки.

Отформованные изразцы выдерживают в сушильной камере при определенном температурно-влажностном режиме в течение двух недель. После этого изразцы отправляют в специальную электрическую печь. Изделия обжигают при температуре около 1000 °С При этом нагревание осуществляется постепенно.

Слишком быстрое повышение температуры приводит к деформированию и повреждению изразцов. Мастера-керамисты визуально контролируют изменение цвета глины.

Как только материал приобретает определенный оттенок, изделия вынимают из печи.

Впрочем, после первого обжига изразцы выглядят не слишком привлекательно.

В профессиональной среде их называют утильными. Резчик обрабатывает торцы, «прочерчивает» рельефный рисунок, а заодно и проверяет качество «утиля». Подготовленные утильные изразцы покрывают глазурью или специальными декоративными глинами и обжигают вторично (фоновый цвет). Затем наносят тематический рисунок и производят третий, а при необходимости и четвертый обжиг.

Изразцовый камин

Виды отделки

На практике применяют три основных вида отделки кладочных отопителей. В старину крестьяне обмазывали печи глиняно-известковым раствором, а затем белили и раскрашивали на разный манер. В наши дни такой способ используют довольно редко. Печи либо обкладывают декоративным жаропрочным кирпичом, либо облицовывают изразцами.

Причем облицовка предпочтительнее по всем статьям. Ведь изразцы не только прекрасно украшают отопительное сооружение, но и существенно повышают его эффективность.

to_priz

Творчество — свободное действие из небытия в бытие.

Древнерусские изразцы.

Оригинал взят у rugerik в Древнерусские изразцы

Изразцы — керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Значение слова Плитка по Ефремовой:

Плитка —
1. Небольшие плиты, обычно используемые для мощения тротуара, настила полов, облицовки стен.
2. Кусок какого-л. вещества, спрессованного в форме четырехугольной пластинки.
3. Нагревательный — обычно электрический — прибор для приготовления пищи.

1. Плита — «большой плоский с ровной поверхностью кусок твёрдого материала»
2. Плита — (в геологии) — см. в ст. Платформа.
>>3. Плита — кухонная печь с конфорками в верхней металлической доске

Слово происходит от др.-русск. плита «камень, кирпич»; ср.: укр. пли́та «плита», болг. пли́та, возм., сербохорв. пли̏тица «мелкая миска». Скорее всего, родственно греч. πλίνθος «кирпич»

ИЗРАЗЦЫ́ (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — «резать, проводить, делать черту»; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить; сравн. изображение) — керамические облицовочные плитки. В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.

Читайте также  Расчет наклона крыши

Печные изразцы

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.

Глиняные печные изразцы XVI век. Русская печь в Казенной палате.

Основное назначение изразцов – повысить уровень теплоотдачи печей и каминов. Как и сами печи, изразцы изготавливались из глины, и первыми образцами подобных изделий были на Руси так называемые горшковые изразцы, имевшие вид простейших сосудов. Однако постепенно технология изготовления изразцов усложняется, и к 15 столетию в обиход входят коробчатые изразцы, которые и начали с этого времени использоваться практически повсеместно. А уже к середине 16-го века печи, украшенные изразцами, становятся важным элементом русского интерьера.

Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.

Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней.

Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.

Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.

Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.

В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.

Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.

Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.

В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.

В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.
Московские красные рамочные изразцы
1.

5.

Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса. изразцы разного времени.

Преимущества изразцовой печи

Несмотря на не самую демократичную цену, изразцовые печи пользуются популярностью даже в наше время. Чтобы понять причины, необходимо ознакомиться с преимуществами изразцовой плитки.

  • Внешний вид печи. Преимущество изразцовой печи в ее высоких декоративных свойствах. Такая печь, благодаря дороговизне убранства, и широкому выбору дизайна плитки, впишется в любой интерьер, начиная от классической стилистики и до современной.
  • Теплоемкость и теплоотдача изразцовой плитки. Изразцовая печь быстро прогревается и длительное время остается нагретой. Достигается это благодаря прослойке воздуха меду изразцами и стенкой печи, он нагревается и сохраняет тепло. Таким образом, уровень КПД изразцовой печи возрастает, поскольку усилий потрачено столько же, а результат дольше и эффективнее.
  • Гигиеничность изразцовой плитки. В отличие от кирпича, внешняя поверхность изразцов не пористая и матовая, а глянцевая, напоминающая керамическую плитку. Благодаря этому, уход за изразцовой плиткой простой и быстрый, достаточно протереть печь тряпкой. Плитка не накапливает гарь, запахи и копоть.

Русские печные изразцы

Первые изразцы в виде керамических плиток с орнаментальным узором появились на Руси в конце пятнадцатого века. Использовались они, в основном, в декорировании фасадов церквей, но уже в начале следующего столетия стали активно применяться в облицовке печей. В качестве материала для их изготовления бралась красная глина, которая закладывалась в специальные деревянные матрицы с вырезанным («изрезаным») рельефным рисунком. Отформованные методом набивки изразцы соединялись с полученной на гончарном круге пяти — десятимиллиметровой румпой и помещались в сушильную камеру, а затем для обжига — в печь, температура которой должна была строго выдерживаться, чтобы керамическая плитка не деформировалась.

На этом этапе получали только черновой или «утильный» вариант изразцов. Далее производилась отбраковка некондиционных образцов, резная обработка краев печной плитки, прошедшей контроль, и покрытие ее глазурью. А затем — вторичный обжиг, после которого на поверхность наносился рисунок, и керамика обжигалась еще раз.

Технология изготовления изразцов с тех пор практически не изменилась: их по-прежнему делают вручную, лишь деревянная форма была заменена на гипсовую. Процесс начинается с рисунка, который переносится на глиняный двухсантиметровый пласт и частично долепливается. Из подсушенной модели делают гипсовый оттиск и форму, в которую в дальнейшем будет отминаться глина. Из хорошо выполненной формы можно изготовить до двухсот изразцов.

Несмотря на кажущуюся простоту изразцового производства, в нем много тонкостей, а сделать авторский высокохудожественный образец под силу только настоящим профессионалам. В качестве эталона можно привести камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный Михаилом Врубелем по заказу Саввы Мамонтова и отличающийся не только цветовой образностью, но и точным отображением характеров персонажей.

Формы и конфигурации

Изразцы для камина могут различаться по форме, размеру, цвету, конфигурации, структуре и типу лицевой поверхности, наличию или отсутствию рисунка и стилю орнамента. Имеет свои особенности и румпа с обратной стороны изделия. Она может быть простой, с бортиком и многокамерной. Каждый вид румпы по-своему влияет на потребительские свойства.

Рядовому покупателю нюансы её устройства говорят немного, но мастера знают обо всех преимуществах и особенностях каждого вида и могут проконсультировать покупателя при совершении заказа.


Что касается формы плитки, то можно выделить три основные конфигурации:

  • фронтальная;
  • угловая;
  • фасонная.

Угловая плитка может иметь скругленный контур, придающий готовому изделию мягкие очертания за счет плавных переходов между гранями печки или камина. Размеры и конфигурация изделий также могут различаться. Поскольку изразцы — немассовый продукт (их изготавливают по индивидуальному заказу), то можно попросить мастера сделать плитку желаемых размеров. Хотя существуют и некоторые рекомендованные параметры: предпочтительная толщина составляет 4,5-5 см, а ширина и длина — 20×20 см (допустимы небольшие вариации).

Читайте также  Как украсить балкон

Изразцы для печки могут различаться по структуре и типу лицевой поверхности. Чаще всего они имеют рельеф, но бывают также гладкими или с небольшими выпуклостями. Поверхность может быть покрыта глянцевой глазурью или же не иметь ее. Во втором случае плитка имеет матовую поверхность и ее называют терракотовой. Цена таких изделий будет ниже по сравнению с глянцевыми, но и внешний вид их будет не таким «богатым».

Для чего использовались изразцы

Большинство кирпичных печей и каминов в те времена были сложены из кирпича ручной формовки и в условиях жилого помещения требовали дополнительной отделки. С помощью облицовки печи изразцами решалось сразу несколько проблем:

  • Внешний вид кирпичных стен облагораживался, выравнивалась геометрия и пропорции печи, она приобретала выразительность и индивидуальность;
  • Огромное количество домашней и уличной пыли, имеющей свойство собираться на горячих поверхностях печи, довольно легко убиралось с гладкой поверхности изразцов;
  • Снижалась температура поверхности печи, благодаря специфическому способу укладки изразцов любые трещины или высыпания швов были незаметны и не приводили к выбросу продуктов горения в помещение;
  • При более низкой температуре поверхности облицованная изразцами стенка печи обладала более высокой теплоотдачей за счет хорошей скорости конвекции воздуха.

Обратная сторона имела внутренний бортик, высотой в 1-2 см, с помощью которого плитка крепилась на кирпичной поверхности печи. Такая конструкция называлась румпа. В различных вариантах исполнения бортик мог быть слегка наклоненным, с заокраиной или без нее, что облегчало установку декора на неровной поверхности кирпичной стенки печи. Квадратный контур румпы мог быть разделен на несколько секторов, что значительно увеличивало прочность и жесткость плитки.

Литература

  • Выголов В. П. Русская архитектурная керамика конца XV—начала XVI в. (о первых русских изразцах) // Древнерусское искусство. — [Вып. 9:] Зарубежные связи. — М.: Наука, 1975. — С. 282—317.
  • Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV—XIX веков. — М., 1983
  • Немцова Н. И. Новые материалы о Суздальском изразцовом искусстве»
  • Филиппов А. В.Филиппов А. В. Древнерусские изразцы — Вып.1. М., 1938
Изразцы на Викискладе
  • Изразцы в древне-русском искусстве. — СПб., — 1885.
  • Из истории изразцового искусства России
  • Немцова Н. И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков
  • Немцова Н. И. Изразец в архитектуре русского средневековья
  • Касаткин В. А. Эксклюзив и ширпотреб: производство интерьерной облицовочной керамики в Туле по письменным источникам XVII–XVIII веков // Тульская старина: историко-краеведческий альманах : Сб. науч. трудов и публикаций. Книга I / Под общ. науч. ред. к.и.н. О. Ю. Кузнецова. — Тула: Антара, 2017. — С. 116-121. — 228 с. — ISBN 978-5-9500079-1-0.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).