Что такое тюль и какие бывают его разновидности

Что такое тюль и какие бывают его разновидности?

Сейчас сложно представить домашний интерьер без занавесок из тюля. Это прозрачный материал, который популярен уже несколько столетий. Такой текстиль выпускается нескольких видов, бывает ажурный, с узорами или гладкий, изготавливается с использованием натуральных и синтетических нитей, а выбор дизайнерских идей просто фантастически богатый.

О его происхождении рассказывают много интересных историй, большинство из которых просто красивые выдумки. Название свое тюль получил в честь небольшого французского ткацкого городка Тюль, где впервые в мире изготовление этого текстиля велось в промышленных масштабах.

Вначале эта ткань использовалась только для украшения одежды и составила серьезную конкуренцию кружевным изделиям, потому что ее изготовление обходилось гораздо дешевле, а выглядела она как настоящие кружева. С развитием технологий появилась возможность быстро изготавливать все более сложные виды тюля. Сейчас у покупателей имеется возможность приобретать как дорогие шикарные тюлевые занавески, так и очень дешевые, но при этом высокого качества и с красивыми сложными в исполнении декоративными элементами.

Виды и особенности тканей для тюлей

Тюль может быть матовым и прозрачным, сотканным из тонких нитей и сетчатым, может быть вышитым или же декорированным кружевом. При выборе тюля для своих окон – прежде всего, разберем, какую именно ткань чаще всего берут для его пошива.

Если говорить о том, какие используют ткани для пошива тюли – чаще всего это:

  1. Органза – ткань, выполненная из полиэстера или же нитей шелка, гладкая и прозрачная, с прочной нитью, воздушная и невесомая. Органза не пропускает воздух, хотя с легкостью – солнечный свет, не скапливает на себе пыль и быстро сохнет, потому прекрасно подойдет для аллергиков.
  2. Сетка – ткань, также часто применяемая для пошива тюли и характерна сетчатой структурой. Прекрасно пропускает воздух и свет, легко стирается – ее можно использовать как самостоятельный элемент декора, так и сочетаться с портьерами. Она восприимчива к пыли и потому ее не стоит вешать в комнату, где живут аллергики.
  3. Вуаль – полупрозрачная и тонкая, выполненная из шелковых или же шерстяных, хлопковых нитей. Отмечена долговечностью службы и прекрасно пропускает воздушные потоки и свет, не скапливает в себе пыль.
  4. Кисея – легкое и воздушное полотно, созданное из шелковых или же хлопковых нитей, льняных волокон, хотя сегодня все чаще используют синтетические материалы.
  5. Муслин – с его помощью можно создать в помещении особый стиль. Отмечен муслин особым типом плетения нити, не пропускает воздух, легкий в уходе, не выгорает на солнце.

Как правильно подобрать цвет тюля?

При выборе воздушного материала, который будет использоваться в качестве самостоятельного элемента оконного оформления, возможны два варианта:

  • Сочетание цвета занавеси с цветом обоев, мебели, интерьерного текстиля. Желательно, чтобы занавеска на один-два тона была темнее или светлее обоев.
  • Контраст цветового решения тюля с цветом интерьера. Белый или светло-бежевый тюль красиво смотрится в сочетании с темной мебелью или темными/яркими плотными шторами. Белая воздушная ткань сочетается со всеми цветами, прекрасно освежает пространство. Единственный существенный недостаток – быстрое загрязнение. С яркими цветными обоями хорошо сочетаются тюлевые гардины пастельных тонов.

При решении вопроса о том, какого цвета выбрать тюль, желательно также учитывать следующие рекомендации:

  • Для помещений, окна которых выходят на солнечную сторону, можно выбрать материал холодных оттенков – голубого, серого, серебристого, – которые освежат комнату и создадут ощущение прохлады. Холодные оттенки визуально расширяют пространство. Для солнечной стороны подходит плотный муслин.
  • Для окон, выходящих на север и запад, используют занавеси с высокой светопроницаемостью и в теплых тонах. Это персиковый, золотистый, оттенки желтого, оранжевого, розового.
  • В низких комнатах уместны занавески с вертикальным принтом. Для этой цели подходят полотнища с люрексовыми линиями или сочетанием однотонных полосок – матовых и блестящих.
  • Визуально расширить узкие окна помогают модели с горизонтальными полосами.

Современный вариант – ткани с эффектом омбре (градиентом), в которых светлый оттенок плавно переходит в темный. Если вам сложно разобраться, как выбрать цвет тюля, купите материал, в котором оттенки изменяются в зависимости от угла зрения.

Внимание! Ткани слишком ярких оттенков красного и оранжевого не подходят для спальни, но вполне уместны на кухне.

Если тюль используется самостоятельно, то уникальные композиции создают с помощью сложных драпировок. Эффектно смотрится сочетание двух тюлевых отрезков разных цветов, гармонирующих друг с другом или контрастных. Полосы переплетают друг с другом, наслаивают, собирают с помощью лент или заколок.

Варианты крепления к карнизу

Тип фиксации зависит от вида и рисунка ткани, разновидности карниза, а также идеи дизайна интерьера. Наиболее распространенные варианты:

  • петли;
  • крючки;
  • липучки;
  • кольца;
  • кулиска;
  • зажимы;
  • завязки;
  • люверсы.

Крепление с помощью тесемок или завязок из такой же материи подойдет для японского или французского тюля. Такой текстиль отличается обилием цветочного орнамента, поэтому нужно избегать перегрузки лишними элементами. Шторы из плотной тяжелой материи будут надежно зафиксированы и хорошо смотреться на кольцах.

Петли можно пришить к ткани, завязать или закрепить с помощью пуговиц, кнопок, липучек. Их шьют из того же полотна, а также из лент, тесемок, шнура и других отделочных материалов.

Кулиска – длинный узкий “карман-туннель” на верхней части полотна. Сквозь нее продевают штангу карниза. Крепление подходит для интерьера кантри или прованс.

Самые простые варианты фиксации тюля – крючки, зажимы или прищепки. Их скрывают под ламбрекенами или за широкими карнизами.

История и производство тюля

Свое название ткань получила в честь французского города Тюль, где ее изобрели и впервые произвели. Первые упоминания об этой ткани появились в XV веке. Именно в это время король Франции издал указ, по которому французские ткачи должны были изобрести ткань, одновременно и полупрозрачную, и способную скрыть человека, стоящего за ней, чтобы люди не могли узнать того, кто стоит за занавесом, а он мог бы видеть все отчетливо.

Такое необычное требование короля было продиктовано желанием его будущей жены, которая хотела, чтобы она не была узнана публикой. Поэтому свадьбу пришлось отложить до тех пор, пока выход из сложившейся ситуации не был найден.

Первыми откликнулись на призыв ткачи, проживавшие в городе Тюль. Они достаточно быстро изготовили очень красивую ткань, которую по достоинству оценил король. Он даже пожелал сшить наряд из этой ткани для своей избранницы. Уже в XIX веке тюлевая ткань получила широкое распространение и часто использовалась для украшения помещений: из нее стали шить легкие шторы, сочетая их с тяжелыми гардинами, благодаря чему оформление окна приобретало богатый, красивый и законченный вид.

Раньше тюлевая ткань изготавливалась исключительно ручным способом, сегодня такой способ используется очень редко, так как мастеров, владеющих технологией ручного производства почти не осталось, разве что в самом городе Тюль. Для изготовления высококачественного материала используются специальные машины. Тюлевое полотно производят из хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Гладкий тюль изготавливается в основном из двух систем нитей. А для изготовления узорчатого тюля используются специальные кружевные или гардинные машины.

Читайте также  Натяжные потолки в зал фото

Основное сырье в производстве тюлевых полотен — химические нити (полиэфирные и полиамидные), а также смесовая пряжа: полипропиленовые, полиамидные, полиэфирные нити. Чтобы получился гладкий тюль, используют полиамидные нити, благодаря чему полотно получается прочным и упругим. Полиэфирные нити используются для образования узоров на ткани.

При производстве тюлевое изделие проходит несколько стадий:

  • подготовка нитей;
  • изготовление полотна;
  • отделка полотна.

При подготовке к производству основные нити перематываются на сновальные валки или навой, узорообразующие — на бобины или катушки, уточные — на бобины или катушки для челночных машин. Полотно изготавливается на специальных машинах, которые делают его по принципу плетения.

После того, как полотно было снято с машины, оно еще в суровом виде, поэтому его нужно подвергнуть отделке: отвариванию, штопке, отбеливанию, ширению, аппретированию и каландрованию.

Характеристики тканей

Органза

химическое, искусственное, с добавлением синтетического и животного

плательная, блузочная, портьерная

Водоупорность хорошая
Гигроскопичность 1-5%
Капиллярность скорость впитывания влаги ниже средней
Воздухопроницаемость ниже средней
Паропроницаемость средняя
Электризуемость умеренная
Мерсеризация тканей не обрабатывается
Структура ткани простое (гладкое или главное) переплетение
Способ прядения нитей полотняное
Сторона двухлицевое переплетение нитей
Рисунок однотонный гладкокрашеный, полученный выжиганием (химической вытравкой), печатный
Производители Корея, Италия, Китай
Гост 10546-80

Вуаль

натуральное, растительного, реже — животного происхождения, иногда синтетическое

тонкая, приятная, мягкая, шелковистая

Водоупорность низкая
Гигроскопичность 13-18%
Капиллярность высокая скорость впитывания влаги
Воздухопроницаемость повышенная, высокая
Паропроницаемость высокая
Электризуемость умеренная
Мерсеризация тканей обрабатывается при необходимости
Структура ткани простое (гладкое или главное) переплетение
Способ прядения нитей полотняное
Сторона двухлицевое переплетение нитей
Рисунок однотонный гладкокрашеный
Производители Турция, Китай, Россия
Гост 20823-90

Сетка

химическое, синтетическое или искусственное

плательная, блузочная, портьерная, для декора танцевальных костюмов

Водоупорность низкая
Гигроскопичность 6-12%
Капиллярность средняя скорость впитывания влаги
Воздухопроницаемость высокая
Паропроницаемость хорошая
Электризуемость заметная
Мерсеризация тканей не обрабатывается
Структура ткани простое (гладкое или главное) переплетение
Способ прядения нитей чаще всего — полотняное
Сторона двухлицевое переплетение нитей
Рисунок однотонный гладкокрашеный
Производители Китай
Гост 29223-91

Муслин

Другие названия ткани: кисея

натуральное, растительного происхождения, реже — животного

тонкая, приятная, мягкая, шелковистая

плательная, блузочная, портьерная, бельевая

Водоупорность низкая
Гигроскопичность 13-18%
Капиллярность высокая скорость впитывания влаги
Воздухопроницаемость повышенная
Паропроницаемость высокая
Электризуемость слабая
Мерсеризация тканей обрабатывается при необходимости
Структура ткани простое (гладкое или главное) переплетение
Способ прядения нитей полотняное
Сторона двухлицевое переплетение нитей
Рисунок однотонный гладкокрашеный
Производители Китай
Гост 20723-2003
Виды хлопковый, шелковый, шерстяной

Шифон

натуральное, животного или растительного происхождения, иногда с добавлением синтетического

тонкая, приятная, мягкая

плательная, блузочная, портьерная

Водоупорность средняя
Гигроскопичность 13-18%
Капиллярность высокая скорость впитывания влаги
Воздухопроницаемость средняя, повышенная
Паропроницаемость хорошая
Электризуемость умеренная
Мерсеризация тканей обрабатывается при необходимости
Структура ткани простое (гладкое или главное) переплетение
Способ прядения нитей полотняное или сатиновое
Сторона двухлицевое переплетение нитей
Рисунок однотонный гладкокрашеный, набивной, тиснёный
Производители Корея, Китай
Гост 20723-2003
Виды креп-шифон, жаккардовый шифон, атласный шифон, перл-шифон, хамелеон

натуральное, животного или растительного происхождения

тонкая, приятная, мягкая, шелковистая

плательная, портьерная, техническая

Водоупорность низкая
Гигроскопичность 13-18%
Капиллярность высокая скорость впитывания влаги
Воздухопроницаемость высокая
Паропроницаемость высокая
Электризуемость слабая
Мерсеризация тканей обрабатывается при необходимости
Структура ткани сложное переплетение
Способ прядения нитей перевивочное (ажурное)
Сторона двухлицевое переплетение нитей
Рисунок однотонный гладкокрашеный
Производители Германия, Китай, Узбекистан
Гост 28253-89

Органди

натуральное, растительного происхождения, иногда искусственного

Немного истории

Кружевная ткань, украшающая окна, своим названием обязана французскому городу Тюль, где производили этот полупрозрачный материал. А кружева традиционно называли в честь того места, где их изготавливали. По преданиям, свое начало эта материя берет от рыбацких сетей. Их более изящный вариант, сделанный из тонких нитей, вешали на окна в своих хижинах жены рыбаков. А уже в 18 веке появилась легкая прозрачная ткань, изготовленная механизированным способом.

О том, как стирать тюль мы рассказали в другой статье.

Виды тюля

Гладкий. Ткань гладкая без рисунка и украшений, может иметь разнообразный цвет.

  1. Вуаль. Мягкая, лёгкая ткань на основе натурального или синтетического волокна, хорошо поддаётся драпировке и затеняет помещение.
  2. Органза. Производится из синтетических волокон, хорошо пропускает свет, но жестче вуали, не поддается драпировке, зато образует красивые складки.

Узорчатый. Ткань имеет сложный орнамент.

  1. С рисунком. Рисунок может наноситься печатным способом, а может создаваться путем переплетения волокон. Печатный способ менее затратный.
  2. Кружевной. Сложный вариант. На его изготовление требуется больше времени и наличие специальных машин. Полотно может быть полностью кружевным или используется несколько вставок. Шторы из кружева стоят дорого.
  3. Фактурный. Фактура получается за счет переплетения нитей разной толщины, при этом создается интересная неоднородная поверхность.
  4. Тюль-сетка (фатин). Переплетение нитей образует сетку, изготавливается из нейлоновых волокон, они легкие и прочные. Сейчас сетчатые шторы очень популярны, не препятствуют циркуляции воздуха. Ткань может быть однотонной или многоцветной (чаще всего вешают такой тюль на окна в кухне). Тюль-фатин подходит для помещения любой площади.
  5. Кисея. Состоит из отдельных, свободно висящих нитей. Может использоваться самостоятельно, дополняться портьерами или ламбрекеном. Хорошо затеняет помещение и позволяет воздуху свободно циркулировать. Может быть цветным, однотонным, многоцветным иметь различные украшения (бусины, пайетки, блестки).
  6. Жатый. Материал имеет эффектные заломы. Главное, чтобы их не было слишком много, иначе штора будет выглядеть мятой и неопрятной.
  7. Турецкий тюль. Изготавливается в Турции. Имеет сложный выбитый рисунок или добавление в ткань золотых нитей. Может использоваться как самостоятельный вариант оформления окна.

С декоративными элементами. Может быть украшен и дополнен шнуром, рантом, лентами, бантами, ламбрекеном, вышивкой. Бывает расшит бусинами, пайетками и др.

Виды тюля для зала без штор

Классический. Прямой длинный и ровный. Обычно служит фоном для штор. Подбирают однотонные светлые ткани. Тюль дополняет классические портьеры и ламбрекен.

Фототюль. Изготавливается из шифона. Можно купить готовый цветной тюль, а можно воспользоваться услугами специальной мастерской. Индивидуальный подход позволит создать модный уникальный рисунок. Тюль с рисунком должен подходить под стиль интерьера. Популярны такие принты: природа, вид города, цветы, растения, геометрические рисунки.

Два способа нанесения изображения на фототюль:

  1. Сублимационный перенос. Сначала рисунок наносится на бумагу, а затем переносится на ткань при помощи термопресса. Работа осуществляется вручную, ее качество зависит от профессионализма сотрудников. Иногда рисунок переносится на ткань не полностью. Таким способом печатают рисунок только на синтетической ткани. Такое производство требует больших финансовых затрат, это напрямую отражается на цене изделия.
  2. Цифровая печать. Осуществляется при помощи специального струйного принтера прямо на ткани. Цветное изображение получится ярким, стойким, без смещений и пропусков. Рисунок можно нанести на любую ткань. Для каждой ткани нужны свои краски. Оборудование и красители для изготовления стоят дорого.

Оба способа нанесения рисунка требуют финансовых затрат на производстве, поэтому покупателю придется немало заплатить за товар.

С ламбрекеном. Если тюль будет в комплекте с портьерами, то ламбрекен подбирается к портьерам. Изготавливается из идентичной ткани или ткани компаньона. Для тюля без портьер подойдет легкий ламбрекен с мягкими складками и драпировками. Эффектно и модно будет смотреться перекид (узкий кусок ткани перебрасывают через карниз). Такое украшение легко сделать самостоятельно, но важно знать, что для пошива тюля с ламбрекеном нужно выбрать трубчатый карниз.

Читайте также  Звукопоглощающие панели для дома

Очень модно смотрится тюль без штор в интерьере зала. Такой вариант используется, если в комнате не требуется затемнение. В этом случае его можно красиво задрапировать, оформить складки, сделать его многослойным, используя разные оттенки одного материала или разные ткани. Модный вариант – дополнить дизайн подхватами (шнуры и ленты, заколки).

Тюль поверх портьер – необычное решение, прозрачная ткань поможет приглушить сочный цвет штор. Получается загадочный и необычный интерьер.

Виды тюля:

Вуаль

Вуаль является самым распространённым видом тюлей. Имеет хорошие светопропускающие и светорассеивающие свойства. Имеет матовую поверхность, мягкую и приятную на ощупь. Вуаль имеет ровную однородную текстуру и чёткое плетение нитей. Она, как правило, имеет светлый нейтральный оттенок, что позволяет использовать её практически в любом интерьере. Вуаль имеет небольшую цену, что делает её очень востребованной.

Полуорганза и органза

Микровуаль или как её ещё называют, полуорганза обладает более широкой палитрой цветов, оттенков и фактур, по сравнению с вуалью. Полуорганза может иметь отблеск или переливы цвета. Различные виды полуорганзы могут отличаться переплетением нитей или текстурой. Некоторые виды этой ткани имеют сетчатую или полосатую структуру. Обилие цветов, оттенков и фактур этого материала позволяет свободно использовать её для различных помещений. А также изготавливать из неё различные текстильные элементы.

Органза не и имеет такой широкой вариативности текстур, как полуорганза, но имеет широкую цветовую палитру. У органзы более чёткая структура ткани и она пропускает свет немного меньше полуорганзы. Эстетические свойства органзы позволяют свободно сочетать её с плотными портьерами.

Льняной тюль

Полупрозрачная льняная ткань имеет натуральную фактуру и цвет льна. Естественность этого материала выглядит очень эстетично и сочетается с любыми текстильными материалами. У этой ткани приятный светло-коричневый цвет, свойственный льну. Льняной тюль может быть как полностью из натурального материала, так и с добавлением полиэстера. Процентное соотношение полиэстера и льна, в такой ткани, варьируется от 10 до 70%.

Большой выбор различных производителей, новых методик производства и дизайнерских ходов, позволяет расширить наименование образцов хорошо известного всем материала. Последнее слово остаётся за потребителем. В конечном итоге только вам решать какой именно тюль использовать для ваших целей и предпочтений.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)