V2: Рыболовный сайт Бурятии

Модератор: unnamed

Ледобур своими руками

Сообщение Димон » 26 фев 2013, 15:27

Изготовление бензобура на основе бензопилы STIHL MS180 и телескопического ледобура ТОНАР 150.

Безусловными плюсами данной конструкции для себя относительно фабричных бензобуров считаю дешевизну и универсальность. Во первых заплатив 10200 рублей (а тот, у кого уже имеется и Штиль и Тонар просто обязан проделать нижеизложенное))) я получил качественную бензопилу для работы на даче, для летних рыбалок и бензобур. Фабричный бензобур приемлемого качества стоит от 18т.р.(но в пилу он не превращается))). Во вторых ножи на Тонар в 4-5 раз дешевле, чем на «шведов». Так что летом у меня есть пила, а зимой – бензобур, и всё это по цене в 2/3 от бензобура, нужно лишь немного приложить руки и голову.

Перед тем как начать непосредственно работать над бензобуром полопатил интернет, информации не много, но кое-что полезное нарыл.

Для изготовления бензобура мне понадобилось из материалов:
-Бензопила STIHL MS180,

-Телескопический ледобур ТОНАР (диаметр по желанию),
-Редуктор от дрели MAKITA HP2033,

-Фанера 10мм 0,25м2,
-Болты М8 l 50мм 4шт.
-Гайки М8 4шт,
-Шайбы М8 8шт,
-Шайбы М10 усиленные 2шт,
-Головка на 27,
-Трубка стальная для ручки,
-Утеплитель для трубы 15 около метра (мякушка на ручку),
-Тонкостенная трубка от амортизатора крышки багажника ISTANA (внешняя трубка) 25 см длиной,
-Труба стальная сантехническая на 15 15см.

Из инструментария понадобилось:
-Шуруповёрт,
-Болгарка,
-Лобзик,
-Ленточная шлифмашина,
-Сверлильный станок,
-Токарный станок,
-ЭлектроСварка.
-Сверло по металлу на 9,
-Перьевое сверло ан 45,
-Перьевое сверло на 30.
Мог что-то забыть, но вроде как все написал))

Работу я начал с подбора редуктора, благо на работе имеется много едениц вышедшего из строя электроинструмента. По рекомендациям из интернета искал редуктор с передаточным числом от 1:25 до 1:50. Каково же было моё удивление, когда выяснилось что львиная доля редукторов имеет обратное вращение! Т.е. если вал вращается в одну сторону, то хвостовик в обратную. Кое как нашёл редуктор от дрели Макита с прямым вращением и подходящим мне передаточным числом 1:30. На всех редукторах этого типа вал является продолжением ротора электродвигателя, который был срезан болгаркой.
К сведению владельцев буров со «шведским» вращением, для ваших шнеков найти редуктор не составляет проблем!
Далее взялся за фанеру.
Т.к. в наличии была только десятка, решил для пущей надёжности склеить её чтобы получить 20ку. После этого, используя как шаблон родную накладку для прижатия шины отпилил всё что мешало сверху заготовки лобзиком. Разметил отверстия под шпильки притяжки и ещё одно отверстие под болт, который будет помимо шпилек исключать вращение переходника относительно пилы(на родной накладке так же имеется ограничитель, а в корпусе пилы отверстие под него). Далее перьевым сверлом на 45 просверлил отверстие напротив ведущей звёздочки пилы. Так же перьевым сверлом на 30 пришлось просверлить один слой фанеры под гайки крепления, т.к. шпильки не достаточно длинные. Во избежание неточностей в сверлении делал всё на сверлильном станке.
Отверстия:

По верхнему краю заготовки при помощи шлифмашины было сделано небольшое углубление, т.к. на корпусе пилы имеется выступ, который не позволит лечь переходнику ровно и в одну плоскость с ведущей звёздочкой.
Углубление:

Далее приложив редуктор к фанерной заготовке промерил на какое расстояние должна торчать головка на 27 (ведущая звёздочка этой бензопилы имеет 6 лучей и к ней в аккурат подходит головка на 27). Выяснилось что головка длиннее чем нужно на 8мм. Укоротил на токарном.
Следующим этапом было приваривание головки непосредственно к валу редуктора. Тут была допущена серьёзная оплошность, т.к. я должным образом не отцентровал головку относительно вала. Вернее отцентровал, но во время сварки все мои подкладочки нагрелись и ушли в разные стороны в результате чего было получено сильное биение головки на валу редуктора, а это не допустимо, т.к. может пострадать пила.
Пришлось аккуратно высверливать, выправлять, центровать более ответственно и снова варить. Уйму времени отняло.
Переходник с обратной стороны:

Прикрутил редуктор к фанерной заготовке, которую предварительно прикрутил к пиле для того чтобы редуктор встал как раз на то место где он должен быть. Завёл пилу (на работе такая же как у меня), погазовал, всё крутится, ничего не разваливается, ничего не бъёт!
Примерка:

Далее взялся за шнек. Изначально планировал просто снять телескопическую ручку тонаровскую, а вместо неё сделать другой телескоп из 15ой трубы(нужно то было всего 75см), но трубы не оказалось в наличии по этому пришлось отрезать от Тонара ручку по первому загибу. Жалко, но выбора не было, а ручка у меня есть от 130го Тонара))
Методом тысячи примерок выяснил что труба от Истановского амортизатора двери багажника надевается на трубку ручки Тонара почти без люфта, прикрепил её двумя болтами к «кострированой» ручке.
Переходник на шнеке:

Но нужно было ещё мастырить переходник от редуктора к шнеку. Нашёл 15см кусочек 15ой трубы, но как оказалось он болтается в трубочке от истаны. Решил наварить на 15ю трубу два кольца для уменьшения люфта и точнуть потом на токарнике, получилось! Люфт остался, но минимальный, как и планировалось.
Переходник на редукторе:

Потом подобрал ручку, прикинул как она будет крепиться. Для удобства решил прекрепить её с разных сторон фанеры чтобы было удобнее держать бур за счёт того что ручка стоит не перпендикулярно оси бурения, а немного наклонена на бурящего. Отпилил лобзиком лишнее от фанеры, надел на ручку трубный утеплитель для того чтобы тёпленько было держаться и закрепил ручку саморезами на 35 к переходнику из фанеры.
Отпилил всё лишнее лобзиком:

Расположение ручки:

Одной из основных задумок было чтобы пилу можно было быстро превратить в бур, а бур в пилу. Собственно из за этого и случился этот казус на льду при первом испытании. Просто переходник к пиле был прикреплён на одну гайку вместо положенных двух, закрепить вторую гайку мешает редуктор. Приехав на работу снял редуктор, прикрутил вторую гайку, поставил редуктор на место и проблема перестала существовать. Считаю конструкцию законченной, однако при изготовлении чего-то подобного в будущем буду использовать вместо фанеры сталь от греха подальше. Всё же стальная пластина не мнётся и не деформируется от таких нагрузок.

В промежутках между этапами была ещё покраска, но это дело на любителя и как говорит мой батя «не ходовая часть», по этому решил эти моменты упустить.
Также хочу выразить огромную благодарность моему товарищу Андрею, который очень сильно помог мне в изготовлении сей конструкции взяв на себя все железячные работы. Я лишь говорил ему что где отпиливать, куда приваривать, где обтачивать, что наваривать. Я с железками не дружен((( Деревяхи делал сам и разрабатывал проект, если можно это так назвать.

Читайте также  Самодельные автомойки

Не хватает не много фоток, добавлю позже, т.к. пока их не имею))

Самостоятельное изготовление ледобура

Многие рыболовы занимаются самостоятельным изготовлением рыболовных принадлежностей и ледобур, не является исключением.

Все же, купить готовый инструмент не каждый сможет, а тем более механизированный. Чтобы его сделать, понадобятся следующие запчасти:

  1. Металлическая труба соответствующего диаметра.
  2. Металлические пластины для производства шнека.
  3. Подготовить ножи из качественной стали.
  4. Соединить все элементы в одну конструкцию с помощью сварки и зачистить шлифмашинкой.
  5. Покрасить готовый инструмент.

В процессе работы может потребоваться токарный станок или обращение к токарю.

На качество сверления оказывают влияние:

  • Закалка лезвий. Современные модели ледобуров характеризуются твердостью лезвий в диапазоне от 30-ти до 70-ти единиц.
  • Точность изготовления ножей. Ножи должны иметь два режущих края. Правильная заточка позволяет очень быстро сверлить лед.

Материал для изготовления ножей

  1. В основном используется сталь Р18, хотя существуют и аналоги. Следует обращать внимание на твердость материала, форму и качество заточки.
  2. Покрытие нитридом титана. Подобные лезвия служат очень долго. Величина в 75 единиц указывает на высокую износостойкость.

Рыбаки пользуются двумя вариантами изготовления подобного инструмента. Использование шуруповерта позволяет улучшить его эксплуатационные характеристики за счет скорости сверления.

Что получилось

Вес получился 5 кг. Вращение можно обеспечить как левое, так и правое, все зависит от того, как клеммы к аккумулятору подключите. Частота вращения около 140 об/мин. Что позволяет вполне комфортно делать дырки во льду.

А еще расскажу случай, как делать НЕ НУЖНО. Собирать бур начал еще в конце прошлого сезона, прикрутил ручку, установил шнек, провода кинул напрямую без кнопок и реле и бегом на испытания. Первая лунка – хорошо, вторая – вообще «песня», а на третьей шнек зацепился за нижнюю кромку льда….. В общем, пока добежал и скинул клеммы, отломило ручку, об лед. Хорошо хоть сам бур не утопил. Так что не повторяйте чужих ошибок. Всем хорошего клева и больших уловов в наступающем сезоне.

Характеристики

Ледобур состоит из таких деталей:

  1. Рукоять. У электроледобура рукояти располагаются по разные стороны от центральной оси, либо одной верхней, которая находится строго на этой оси, образуя коловорот. Бурение происходит двумя руками, чтобы правильно распределить нагрузку.
  2. Шнек — спираль, которая находится ниже ручки. Она определяет направление движения прибора и извлекает лёд из лунки.
  3. Режущая насадка — часть, которая врезается в лёд, и представляет собой держатель с двумя прямыми ножами.

Самостоятельное изготовление ледобура

Материал для изготовления ножей

В условиях массового производства нет возможности использовать сверхпрочные сорта стали. Как в отечественных, так и в зарубежных аналогах используется материал твердостью около 60 ед. по Роквеллу. Эти ножи хороши, если лед без песчаных включений. Лучшим вариантом будет инструментальная сталь, имеющая 70−72 ед. Правда, изготовление и правильная заточка ножей обойдется дорого.

Изготовление с нуля

Самодельный ледобур для зимней рыбалки проще всего изготовить в виде садового бура. В качестве ножей, одновременно выполняющих роль шнека, используют полотно от циркулярной пилы необходимого диаметра. Его распиливают пополам и приваривают к штоку бура под углом, обеспечивающим наилучший рез.

Зубья пилы имеют победитовые наплавки, что предохраняет кромки от поломок при сверлении льда с включениями песка и на границе подводной части. Увеличить производительность поможет применение шуруповерта для ледобура. Увеличенная скорость вращения штока позволит изготавливать лунки даже не совсем острыми ножами.

Что такое кольцевой ледобур

Кольцевые ледобуры в данный момент стали утрачивать свое популярность. Пользуются ими в основном пожилые рыбаки, а также те, кому не хватает денег на приобретение электробура. Однако это не значит, что кольцевой ледобур проигрывает по характеристикам своим конкурентам. Да, он требует определенных физических усилий для работы, зато практически ничего не весит, а также обладает простой конструкцией, которую легко сделать в домашних условиях.

Принцип работы

Принцип работы кольцевого ледобура основан на использовании кольца, наружный диаметр которого составляет 130 миллиметров, а внутренний — 80 миллиметров. При этом во время работы режущая кромка выбирает лед только по форме внешнего кольца, в результате чего внутри остается цилиндр диаметром около 130 миллиметров — такой лунки обычно более чем достаточно, чтобы вести успешную подводную рыбалку.

Центрирование кольцевого ледобура осуществляется с помощью специального треугольного бурта, который расположен в подошве рабочей части инструмента. Ну а благодаря эксцентрично расположенной ручке бура, нагрузка в процессе создания лунки распределяется на обе руки равномерно, в результате чего рыбак почти не устает. При этом такой инструмент не издает шума, в отличие от того же мотобура.

Достоинства и недостатки

Кольцевой ледобур, в сравнении с современными мотобурами, обладает довольно большим списком положительных сторон, из-за чего многие рыбаки до сих пор отдают предпочтение именно ему. Вот список лишь основных преимуществ, которыми может похвастаться такой инструмент:

  1. Высверливается ровный «стакан», равный диаметру кольца ледобура. При этом разрушать цилиндр в процессе работы не нужно, а значит на создание лунки будет тратиться относительно немного сил (в отличие от того же шнекового ледобура).
  2. Отсутствие необходимости прокачки воды после бурения лунки. После работы мотобуром или шнеком отверстие засоряется колотым льдом, в результате чего приходится «подкачивать» воду буром. С кольцевым инструментом вода сразу же поступает к поверхности лунки.
  3. Ровные края лунки. Благодаря тому, что кольцевой ледобур оставляет после себя ровное отверстие, в процессе рыбалки леска не будет цепляться о края лунки. Это значит, что вероятность обрыва снастей будет сведена к минимуму.
  4. Удобство обслуживания. Все, что вам нужно — время от времени затачивать нижнюю кромку ножа. А вот мотобуры или электробуры отличаются крайней прихотливостью в уходе — требуют регулярной смазки, а также не терпят попадания воды в двигатель.

Однако есть у кольцевых ледобуров и некоторые недостатки. Не сказать, что они являются критичными, но именно из-за этих моментов многие профессиональные рыбаки отказались от использования ручных инструментов, перейдя на автоматику:

  • время сверления лунки — намного дольше, чем у инструментов с двигателями;
  • необходимость постоянного физического воздействия — рыбак хоть немного, но устает;
  • сложность в начале бурения — правильно заглубить нож в лед бывает достаточно трудно.

Тем не менее, кольцевые ледобуры полностью оправдывают свою стоимость, поскольку для их изготовления не требуется использовать дорогостоящие материалы, а также сложные системы.

Ледобур из шуруповерта своими руками

Намного проще и эффективнее выглядит доработка хорошо работающего ручного ледобура. В последнее время появились мощные аккумуляторные шуруповерты, которые обладают отличным крутящим моментом. Смекалистые рыболовы сразу же додумались, как применить этот прибор на зимней рыбалке.

Для создания модели с электроприводом понадобятся:

  • ручной ледобур,
  • переходник,
  • шуруповерт.

Основная работа рыболова будет касаться изготовления переходника. Его можно либо приобрести в магазине, либо заказать знакомому токарю и фрезеровщику.

Читайте также  Рассекатель пламени для газовой плиты

Переходник имеет две части, сделанные из одного куска железа. С одного края делается цилиндрическая часть, которая будет соединяться со шнеком ледобура. Цилиндр насквозь просверливается, чтобы болтом можно было зафиксировать переходник на трубе шнека.

Другая часть (хвостовик) делается в виде шестигранника или четырехгранника. Этой стороной переходник будет зажиматься в патроне шуруповерта.

Если толщина льда в вашем регионе зимой превышает длину шнека, то необходимо сделать из трубы аналогичного диаметра вставку между переходником и шнеком.

К шуруповерту выдвигаются следующие требования:

  • напряжение 18-36 В;
  • крутящий момент от 40 до 80 Нм;
  • емкость батареи более 2,5 Ач.

При температуре воздуха ниже -10°С лучше аккумулятор отсоединить от прибора и спрятать в кармане куртки.

Из-за того, что штанга в кольцевом ледобуре сдвинута от центра на радиус кольца, ручка упора должна располагаться на воображаемой линии, проходящей через центр кольца.

Если данное условие не соблюдать, то штанга, на которой крепится кольцо, ломает ледяной стакан раньше времени и усложняет процесс бурения лунки.

Линия продолжения режущий кромки ножа должна проходить через центр кольца.

— крепление ножа изготавливается таким образом, чтобы была возможность менять длину вылета режущей части за плоскость кольца.

— угол «атаки» (угол резания) должен составлять 40-50 градусов. Угол резания меняют в зависимости от структуры льда (рыхлый лед или плотный, мокрый или ломкий).

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.